Дидактические игры для формирования навыков
словоизменения (5 игр) и словообразования (4 игр) у детей с ОНР (II-III уровни) на тему: «Ягоды»
Выполнила: Сабирзянова Элина
Дидактические игры
для формирования навыков
словоизменения
Игра 1: «Один – много»
Научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
1
Цель:
2
Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями ягод в единственном и множественном числе. Педагог предлагает посмотреть на картинки и назвать форму единственного и множественного числа слов.
Описание:
3
«Посмотри на картинки и повтори: слива – сливы, вишня – вишни и т.д.»
Инструкция:
Игра 1: «Один – много»
Игра 2: «Чего не стало?»
Научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже.
1
Цель:
2
На столе раскладываются картинки с изображениями ягод. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какую-либо картинку. Затем ребенок открывает глаза и называет, чего не хватает, используя полное предложение: «Не хватает слив».
Описание:
3
«Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало? Например: «Не хватает слив».
Инструкция:
Игра 2: «Чего не стало?»
Игра 3: «О чем расскажешь?»
Научить ребенка правильно употреблять форму существительных в предложном падеже.
1
Цель:
2
На столе раскладываются картинки с изображениями ягод. Ребенок выбирает картинку, использую полные предложения: «Катя любит рассказывать о сливе» или «Я мечтаю о сливе».
Описание:
3
«Посмотри на картинки и скажи, о чем Катя любит рассказывать? О чем расскажешь (мечтаешь) ты?».
Инструкция:
Игра 3: «О чем расскажешь?»
Игра 4: «Какие это ягоды?»
Научить ребенка правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, падеже (Какой? Какая? Какое? Какие?).
1
Цель:
2
На столе раскладываются картинки с изображениями ягод. Ребенок выбирает картинку, использую полные предложения отвечает на вопрос: «Какие это ягоды?». Например, лесная клубника, красная вишня.
Описание:
3
«Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «Какие это ягоды?». Например, лесная клубника, красная вишня.
Инструкция:
Игра 4: «Какие это ягоды?»
Игра 5: «Жадина»
Научить ребенка правильно согласовывать существительные с притяжательными местоимениями в роде и числе, на примере местоимения «мой, моя, мое, мои» .
1
Цель:
2
На столе раскладываются картинки с изображениями ягод. Ребенок выбирает картинку, использую полные предложения отвечает на вопрос: «Чьи это ягоды?». Например, моя клубника, мои вишни.
Описание:
3
«Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «Чьи это ягоды?». Например, моя клубника, мои вишни.
Инструкция:
Игра 5: «Жадина»
Дидактические игры
для формирования навыков
словообразования
Игра 1: «Придумай сам»
Научить ребенка правильно образовывать глаголы с приставками.
1
Цель:
2
На столе перед детьми лежат картинки, на которых изображены действия. Логопед просит взять каждого ребенка по картинке, назвать изображенное действие и придумать предложение/словосочетание с данным словом-действием. Например: ребенок взял картинку на которой изображено как мальчик собирает ягоду. Он должен назвать действие – собирать, и придумать с этим словом свое предложение. Слова: собрать, поливать, съесть, найти, откусить, помыть.
Описание:
Возьмите каждый по картинке и назовите изображенное действие и придумайте предложение/словосочетание с данным словом-действием. Например: на картинке изображено как мальчик нашел ягоду. Действие – нашел; предложение: Ваня нашел землянику.
3
Инструкция:
Игра 1: «Придумай сам»
Игра 2: «Из чего сок?»
1
Цель:
Научить ребенка правильно образовывать относительные прилагательные из имен существительных.
2
На столе перед детьми лежат картинки, на которых изображены ягоды. Логопед спрашивает у ребёнка (например): Какая это ягода? (вишня). Сок из вишни какой? (вишневый), и так далее.
Описание:
Инструкция:
Возьмите каждый по картинке и назовите какой сок можно приготовить из ягод, которые нарисованы у вас на картинке. Например: на картинке изображена вишня. Из вишни можно приготовить вишневый сок.
3
Игра 2: «Из чего сок?»
Игра 3: «Чья? Чьи?»
1
Цель:
Научить ребенка правильно образовывать притяжательные прилагательные.
2
На столе перед детьми лежат картинки, на которых изображены ягоды и люди. Логопед спрашивает у ребёнка (например): Какая это ягода? (вишня). Чья это ягода? (бабушкина), и так далее.
Описание:
Инструкция:
Возьмите каждый по картинке и назовите: Какая это ягода? (вишня). Чья это ягода? (бабушкина).
3
Игра 3: «Чья? Чьи?»
Игра 4: «Маленький волшебник»
1
Цель:
Научить ребенка правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
2
На столе перед детьми лежат картинки, на которых изображены ягоды. Дети по очереди выбирают картинки, называют ягоду, которая на ней изображена и называют уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Логопед спрашивает у ребёнка (например): Какая это ягода? (вишня). А если вишня маленькая, то как ты ее назовешь? (вишенка).
Описание:
Инструкция:
Возьмите каждый по картинке и назовите: Какая это ягода? (вишня). А если ягода маленькая, то как вы ее назовете? (вишенка).
3
Игра 4: «Маленький волшебник»
Спасибо за внимание!