СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры "Геометрические фигуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры по теме "Геометрические фигуры"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры "Геометрические фигуры"»

Д/и «Необычная встреча»

Цель. Закрепить название геометрических фигур: круг, овал, треугольник. Совершенствовать умение находить геометрические формы в окружающей обстановке.

Ход. Взрослый читает стихотворение:

Называют меня круг,

Солнцу я отличный друг

С ним во многом мы похожи:

Солнце круглое – я тоже,

Много у меня друзей

Ты найди их поскорей!

В окружающей обстановке найти предметы круглой формы.

Катился круг и вдруг упал,

Бока себе чуть-чуть помял,

Фигуру эту я узнал:

Был круг, а стал теперь овал.

В окружающей обстановке найти предметы овальной формы.

Мне мама три спички

На стол положила

И мне треугольник из спичек сложила

Ты на него внимательно-внимательно смотри

Ведь у него всего-всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика острия.

В окружающей обстановке найти предметы треугольной формы.



Д/и « Геометрический паровозик»

Цель. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ход. У детей набор из геометрических фигур одного размера, но разного цвета. Дети поочерёдно выкладывают фигуры в вагончики, при этом называют форму и цвет фигуры.



Д/и «Назови геометрическую фигуру»

Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Ход. Ребёнку предлагается рассмотреть одну из таблиц с геометрическими фигурами, движением руки обвести контуры фигур, назвать их.



Д/и «Угадай, что спрятали»

Цель. Учить зрительно узнавать геометрические фигуры, развивать память.

Ход. На столе перед ребёнком геометрические фигуры. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну геометрическую фигуру. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.


Д/и «Конструктор»

Цель. Формировать умение разложить изображение на геометрические фигуры.

Ход. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, наложить на контуры фигур, изображённых на странице.


Д/и «Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Ход. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сколько дыр стало в одеяле? Помогите Буратино починить одеяло.


Д/и « Где какие фигуры лежат»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Ход. Дети делают ходы поочерёдно. Каждый ход состоит в том, что кладётся одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно ещё выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), Какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем.


Д/и « Разложи правильно»

Цель. Освоение умений группировать геометрические фигуры по форме.

Ход. Взрослый показывает фигуру, дети говорят, в какой домик её положить. Все фигуры одного цвета, треугольники отличаются по конфигурации. Дети группируют фигуры по форме.


Д/и «Геометрическое лото»

Цель. Освоение умений выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину.

Ход. Детям раздаются карточки, на которых в ряд изображены три геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпадала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.


Д/и «Магазин ковров»

Цель. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур. Закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, в середине)

Ход. На «витрине» разложены ковры. Покупатель-ребёнок описывает понравившийся ковёр, дети называют его порядковый номер. Добиваться последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, внизу, слева, справа.



Д/и «Кто быстрее соберёт бусы»

Цель. Развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину.

Ход. Детям предлагают карточку с изображением незаконченных бус. Каждый получает набор кругов и квадратов разного цвета и размера..



Д/и «Волшебные дорожки»

Цель. Развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину.

Ход. Взрослый достаёт панно с изображением дорожек. Дети рассматривают его и выясняют, что на нём изображено. Дети раскладывают геометрические фигуры вдоль дорожек, причём подбирают геометрические фигуры одного цвета с дорожкой. У каждого ребёнка набор геометрических фигур ( круги, квадраты, треугольники) разного цвета.


Д/и «Составь фигуру»

Цель. Развитие комбинаторных способностей, творческого воображения, логики мышления.

Ход. Взрослый (или сказочный герой) спрашивает: могут ли дети превратить одни геометрические фигуры в другие геометрические фигуры? Дети получают по набору геометрических фигур, рассматривают их, называют и отбирают фигуры одной формы: Треугольные, квадратные, прямоугольные. Затем внутри каждого вида фигур дети выделяют соотношения их по размеру и составляют из имеющихся фигур новые геометрические фигуры: такие же, но иной величины.

1.Составить прямоугольник из квадратов, из прямоугольников.

2. Составить квадрат из прямоугольников, из квадратов.

3.Составить четырёхугольник из треугольников, треугольник из треугольников.

4. Придумать и составить геометрическую фигуру, которой ещё никто не видел, назовите её.



Д/и «Найди лишнюю»

Цель. Развитие комбинаторных способностей, умения обобщать и сравнивать.

Ход. Взрослый показывает детям таблицы, на каждой из которых нарисовано по пять фигур. Одна из пяти лишняя. Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.



Д/и «Собери цепочку»

Цель. Развитие образного воображения, логики мышления, памяти.

Ход. Взрослый предлагает детям расшифровать чертёж. Необходимо выложить цепочку (дорожку) в последовательности, указанной стрелкой. Сначала детям даются 2-3 схемы, на которых изображены геометрические фигуры одного цвета. Затем предлагают более сложный вариант: на схеме геометрические фигуры разного цвета и формы. Дети выбирают указанные геометрические фигуры и составляют цепочку в заданной последовательности, ориентируясь только на стрелку. Каждый ребёнок имеет набор из 6-7 геометрических фигур.



Д/и «На что похоже»

Цель. Развивать умение ориентироваться в пространстве, замечать характерные признаки предметов.

Ход. Дети рассматривают рисунки, выясняют на что могут быть похожи эти картинки. Справа находят картинку вида сверху.



Д/и «Геометрическая мозаика»

Цель. Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма; размер и форма)

Ход. Дети выбирают необходимые фигуры, составляют силуэты, картинки.

Даётся задание: кто быстрее выложит изображение? Дети должны действовать быстро, результативно.


Д/и «Какая фигура следующая?»

Цель. Развитие комбинаторных способностей, творческого воображения, логики, мышления.

Ход. Взрослый показывает детям таблицы с логическими заданиями, просит назвать изображённое в квадратах, объяснить: чем отличаются рисунки? Что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему?


Д/и «Разрезание и складывание фигур»

Цель. В действии познакомиться с основными свойствами геометрических фигур Развитие сообразительности, комбинаторного мышления.

Ход. Для игры понадобиться большое количество геометрических фигур, вырезанных из плотной бумаги (не картона). Фигуры должны быть довольно большими, сторона квадрата должна ровняться 8-10 см, иначе будет неудобно играть. Игроки берут одинаковые фигуры и договариваются, на сколько частей можно эти фигуры разрезать. После этого втайне друг от друга игроки разрезают фигуры. Происходит обмен разрезанными фигурами. Теперь каждый игрок должен сложить фигуру из частей, полученных им от другого игрока. Выигрывает тот, кто справится с заданием первым. Условие: разрезать только по прямой, количество частей не должно превышать четырёх.


Д/и «Каша-малаша»

Цель .Освоение умения классифицировать геометрические фигуры по трём признакам: Форма, цвет, размер.

Ход. Для игры понадобятся круги, квадраты и равносторонние треугольники трёх цветов и трёх размеров – по несколько фигур каждого вида. Важно, чтобы большие квадраты были соразмерны с большими кругами и треугольниками. Большие квадраты должны заметно отличаться от средних, а те – от маленьких. Игроки старательно перемешивают фигуры на столе, делая из них «кашу-малашу». А теперь нужно навести в фигурах порядок. Игроки ходят по очереди. Первый игрок, ни слова не говоря второму игроку, начинает раскладывать фигуры на несколько кучек, руководствуясь каким-то принципом (Например – форма). Он делает это до тех пор, пока второй игрок не воскликнет «Стоп!». Оба игрока вместе обсуждают, правильно ли угадан принцип сортировки фигур. Затем «каша-малаша» варится снова. Второй игрок начинает раскладывать фигуры, а первый игрок пытается угадать принцип классификации.


Д/и «Что это такое?»

Цель. Изучать свойства геометрических фигур, используя осязание. Развивать руку ребёнка.

Ход. Для игры понадобиться набор разнообразных геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников) разных размеров. Одному игроку завязывают глаза, и другой игрок даёт ему в руки какую-либо геометрическую фигуру. Первый игрок, ощупав фигуру, должен сказать, какая это фигура и какого она размера. Если он угадал правильно, то получает очко. Игроки меняются ролями. Усложнение: угадывать форму и размер среди фигур двух размеров, затем переходить к игре с фигурами трёх размеров.


Д/и «Угадай фигуру»

Цель. Основываясь на геометрический материал, развивать сообразительность и логическое мышление.

Ход. Для игры понадобится набор геометрических фигур трёх цветов и трёх размеров. Взрослый выкладывает перед детьми на столе несколько фигур (7-9) и сообщает им дополнительную информацию: «Я загадала три фигуры. Среди них два треугольника и один квадрат, все фигуры черные, , две большие и одна маленькая». Секрет отгадки прост, нужно последовательно используя указанные признаки, «отсеивать» фигуры, которые точно не подходят, постепенно сужая множество «подозреваемых фигур». В данном случае надо прежде всего исключить фигуры всех цветов, кроме чёрного. Потом – круги и, наконец, средние фигуры. Вот что тогда остаётся.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!