Дидактические игры и пособия
для сенсомоторного развития детей раннего дошкольного возраста,
изготовленные своими руками
Раднаева Е.А.,
воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Ягодка» г. Закаменск
Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащения внутреннего содержания».
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой — стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.
В непосредственной образовательной деятельности сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие всех познавательных процессов дошкольников, эффективность которых будет зависеть от применяемых дидактических средств обучения в дошкольной образовательной организации. Одним из эффективных средств обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать данный процесс увлекательным, познавательным, творческим (ребёнок подключает воображение, фантазию) и эмоциональным, так как в процессе практической деятельности ребёнок переживает разные эмоциональные состояния (успех, радость от хорошо выполненной работы, гордость за то, что смог выполнить трудную работу).
В соответствии с Письмом Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03 в ДОУ рекомендовано создавать Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности среди которых немаловажное место занимает Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
Давно известно, что человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств:
-зрения-80% информации;
- слуха - 11%;
- остальных чувств (обоняния, осязания, вкуса) - 9%.
До 5 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.
Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.
Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет — это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Поэтому в своей работе ориентируюсь на следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
-обучение способам обследования предметов;
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Хочу представить вашему вниманию одно из пособий по сенсорному развитию для детей 3-4 лет, которые я изготовила для детей своей группы.
«Геометрический сортер»:
Для создания геометрического сортера нам понадобится:
1.Картон, ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль, карандаш, клей ПВА, гуашь, кисти.
2. Вырезаем из картона 3 прямоугольника размером 26X13 см
3. 2 прямоугольника склеиваем между собой клеем ПВА
4. На отдельном картоне чертим и вырезаем геометрические фигуры:
- Равносторонний треугольник со сторонами 7см – 2 шт
- Квадрат со сторонами 7 см – 2 шт
- Круг – диаметр 7 см – 2 шт
- Склеиваем фигуры
5. Определяем месторасположение фигур сортера и отмечаем их карандашом на третьем прямоугольнике
6. Фигурки должны легко вставляться в сортер. Для этого отверстия сортера необходимо сделать на 2 мм больше, чем сами фигурки.
Канцелярским ножом аккуратно вырезаем отверстия для фигурок
7. Карандашом переносим фигурки на основание сортера (на два склеенных прямоугольника)
8. Вырезаем из картона 3 полоски размером 2X7 см и скручиваем их в рулончик – это будут ручки для фигурок
8. Раскрашиваем гуашью получившиеся детали в основные цвета.
При использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающем мире. Дети, играя, получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общению со сверстниками и взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.
Использованная литература:
Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. С. 4.
Давыдова, Е.Н. Дидактическая игра: сущность и содержание/Е.Н. Давыдова, И.С. Кобозева.: Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72.
Коваль И. Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста//URL: https://www.maam.ru/ Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ».