Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство повышения эффективности урока с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ»
Дидактические игры как средство повышения эффективности урока в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Подготовила: Шевченко Т. П., учитель
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
- Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.
- Игра - метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- - в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;
- - в качестве урока, его части.
- Дидактическая игра является как игровым методом, так и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.
Функции игровой деятельности
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную : освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
- Учебный материал используется в качестве ее средства.
- В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:
- Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
- Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
- Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.
.
Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
1. Игры, используемые в процессе объяснения нового материала.
Л
И
С
А
- Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса.
- Игра: «Составь слово» .
- Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание, вызвать интерес к изучению новой темы.
- Ход игры: на доске картинки животных. Найти среди них диких, объяснить, почему они так считают. Перевернуть картинку. На оборотной стороне буква, составить из букв слово. Это слово и является темой урока.
- На слайде представлен интерактивный вариант игры.
Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса.
Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверно, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем .
Тема урока: Дикие животные.
- Игра «Четвёртый лишний»
- Цель: - вызвать интерес к изучению новой темы.
- Ход игры: на доске (экране) 4 картинки с животными. Найти лишнюю картинку, объяснить почему. Тема урока: «Дикие животные», или «Домашние животные», в зависимости какой по плану урок.
Урок чтения. Тема урока: Знакомство со звуком и буквой М.
А
У
О
М
- На доске (экране) таблица с буквами.
- Вопросы учащимся:
- -какая буква лишняя, покажите (буква М)
- -назовите буквы, которые мы уже изучили, какие они? (гласные)
- Вывод: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком « М».
2. Игры, используемые при проверке пройденного материала.
- «Собери грибы в корзинку»
- Цель : - учить находить число, названное учителем .
- Ход игры: на доске (экране) грибы и 2 корзинки, на которых написаны числа 1 и 2. Дети берут гриб, называют число и кладут в корзинку, на которой написано такое же число.
- Когда все грибы будут собраны, идет сравнение : - В какой корзине грибов больше? Меньше?
2
1
2
1
2
1
2
- «Помоги матрешкам найти свой дом»
- Цель: закрепить понятия «согласные буквы», «гласные буквы»
- Ход игры: взять матрешку, сказать, какая буква написана у нее в руках, поставить с нужным домиком.
гласные
согласные
М
А
С
О
У
3. Игры, используемые при закреплении материала.
- «Составь букет для мамы»
- Цель: - закрепить счет в пределах 3
- Ход игры: На доске две вазы. В каждую надо собрать цветы. Количество написано на вазе.
2
3
- Игра «Найди спрятанное число»
- Оборудование: игровое поле большое у учителя, маленькие на партах у детей, фишки
- Ход игры: учитель фишкой закрывает число, учащиеся на своих игровых полях находят , произносят, закрывают.
- Игра «Змейка»
- Ход игры: закрыть фишками числа от 1 до 5. Если правильно закрыть получается вот такая змейка.
6
7
8
3
1
2
4
9
10
11
5
12
- Игра «Построй лестницу для дома»
- Цель:- соотнести число с количеством.
- Ход игры: на доске (экране) таблица из чисел, у учащихся на партах геометрический материал (квадраты), таблица. Строим лестницу: берем такое количество квадратов, какое показывает на доске (экране) учитель.
Сливание букв в слоги
- «Лети, птичка»
- Цель: - научить детей сливать буквы в слоги.
- Ход игры: Договоримся, что все гласные буквы это птички, согласные – домики. Образовывая закрытый слог, мы поем гласную, высоко подняв руки вверх, так как птички летают в небе, и опуская руки вниз на парту, как бы ловим птичку, произнося согласный.
А
А А А М
АМ
А
М
Вывод:
- Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
- В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
- Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.