СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры как средство повышения эффективности урока с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены некоторые интерактивные дидактические игры, которые можно использовать на уроках с детьми с лёгкой умственной отсталостью (1 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство повышения эффективности урока с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ»

Дидактические игры как средство повышения эффективности урока в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  Подготовила: Шевченко Т. П., учитель

Дидактические игры как средство повышения эффективности урока в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

Подготовила: Шевченко Т. П., учитель

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»  В. А. Сухомлинский.   Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым. Игра - метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы; - в качестве урока, его части. Дидактическая игра является как игровым методом, так и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

  • Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.
  • Игра - метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • - в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;
  • - в качестве урока, его части.
  • Дидактическая игра является как игровым методом, так и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.
Функции игровой деятельности развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную : освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Функции игровой деятельности

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную : освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий: Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  • Учебный материал используется в качестве ее средства.
  • В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр: Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре. .

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

  • Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
  • Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
  • Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

.

Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:   игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры; релаксационные игры-паузы.

Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.
1. Игры, используемые в процессе объяснения нового материала. Л   И С А Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса. Игра: «Составь слово» . Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание, вызвать интерес к изучению новой темы. Ход игры: на доске картинки животных. Найти среди них диких, объяснить, почему они так считают. Перевернуть картинку. На оборотной стороне буква, составить из букв слово. Это слово и является темой урока. На слайде представлен интерактивный вариант игры.

1. Игры, используемые в процессе объяснения нового материала.

Л

 

И

С

А

  • Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса.
  • Игра: «Составь слово» .
  • Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание, вызвать интерес к изучению новой темы.
  • Ход игры: на доске картинки животных. Найти среди них диких, объяснить, почему они так считают. Перевернуть картинку. На оборотной стороне буква, составить из букв слово. Это слово и является темой урока.
  • На слайде представлен интерактивный вариант игры.
Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса.   Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь. Хвост красивый какой – мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверно, мало кто знает, Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем .

Тема урока: Дикие животные зимой. Лиса.

Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь.

Хвост красивый какой – мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверно, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем .

Тема урока: Дикие животные. Игра «Четвёртый лишний» Цель: - вызвать интерес к изучению новой темы. Ход игры: на доске (экране) 4 картинки с животными. Найти лишнюю картинку, объяснить почему. Тема урока: «Дикие животные», или «Домашние животные», в зависимости какой по плану урок.

Тема урока: Дикие животные.

  • Игра «Четвёртый лишний»
  • Цель: - вызвать интерес к изучению новой темы.
  • Ход игры: на доске (экране) 4 картинки с животными. Найти лишнюю картинку, объяснить почему. Тема урока: «Дикие животные», или «Домашние животные», в зависимости какой по плану урок.
Урок чтения.  Тема урока: Знакомство со звуком и буквой М. А У О М  На доске (экране) таблица с буквами. Вопросы учащимся: -какая буква лишняя, покажите (буква М) -назовите буквы, которые мы уже изучили, какие они? (гласные) Вывод: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком « М».

Урок чтения. Тема урока: Знакомство со звуком и буквой М.

А

У

О

М

  • На доске (экране) таблица с буквами.
  • Вопросы учащимся:
  • -какая буква лишняя, покажите (буква М)
  • -назовите буквы, которые мы уже изучили, какие они? (гласные)
  • Вывод: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком « М».
2. Игры, используемые при проверке пройденного материала.  «Собери грибы в корзинку» Цель : - учить находить число, названное учителем . Ход игры: на доске (экране) грибы и 2 корзинки, на которых написаны числа 1 и 2. Дети берут гриб, называют число и кладут в корзинку, на которой написано такое же число. Когда все грибы будут собраны, идет сравнение : - В какой корзине грибов больше? Меньше? 2 1 2 1 2 1 2

2. Игры, используемые при проверке пройденного материала.

  • «Собери грибы в корзинку»
  • Цель : - учить находить число, названное учителем .
  • Ход игры: на доске (экране) грибы и 2 корзинки, на которых написаны числа 1 и 2. Дети берут гриб, называют число и кладут в корзинку, на которой написано такое же число.
  • Когда все грибы будут собраны, идет сравнение : - В какой корзине грибов больше? Меньше?

2

1

2

1

2

1

2

«Помоги матрешкам найти свой дом» Цель: закрепить понятия «согласные буквы», «гласные буквы» Ход игры: взять матрешку, сказать, какая буква написана у нее в руках, поставить с нужным домиком. гласные согласные М А С О У
  • «Помоги матрешкам найти свой дом»
  • Цель: закрепить понятия «согласные буквы», «гласные буквы»
  • Ход игры: взять матрешку, сказать, какая буква написана у нее в руках, поставить с нужным домиком.

гласные

согласные

М

А

С

О

У

3. Игры, используемые при закреплении материала.  «Составь букет для мамы» Цель: - закрепить счет в пределах 3 Ход игры: На доске две вазы. В каждую надо собрать цветы. Количество написано на вазе. 2 3

3. Игры, используемые при закреплении материала.

  • «Составь букет для мамы»
  • Цель: - закрепить счет в пределах 3
  • Ход игры: На доске две вазы. В каждую надо собрать цветы. Количество написано на вазе.

2

3

 Игра «Найди спрятанное число» Оборудование: игровое поле большое у учителя, маленькие на партах у детей, фишки Ход игры: учитель фишкой закрывает число, учащиеся на своих игровых полях находят , произносят, закрывают.      Игра «Змейка» Ход игры: закрыть фишками числа от 1 до 5. Если правильно закрыть получается вот такая змейка. 6 7 8 3 1 2 4 9 10 11 5 12
  • Игра «Найди спрятанное число»
  • Оборудование: игровое поле большое у учителя, маленькие на партах у детей, фишки
  • Ход игры: учитель фишкой закрывает число, учащиеся на своих игровых полях находят , произносят, закрывают.

  • Игра «Змейка»
  • Ход игры: закрыть фишками числа от 1 до 5. Если правильно закрыть получается вот такая змейка.

6

7

8

3

1

2

4

9

10

11

5

12

Игра «Построй лестницу для дома» Цель:- соотнести число с количеством. Ход игры: на доске (экране) таблица из чисел, у учащихся на партах геометрический материал (квадраты), таблица. Строим лестницу: берем такое количество квадратов, какое показывает на доске (экране) учитель.
  • Игра «Построй лестницу для дома»
  • Цель:- соотнести число с количеством.
  • Ход игры: на доске (экране) таблица из чисел, у учащихся на партах геометрический материал (квадраты), таблица. Строим лестницу: берем такое количество квадратов, какое показывает на доске (экране) учитель.
Сливание букв в слоги  «Лети, птичка» Цель: - научить детей сливать буквы в слоги. Ход игры: Договоримся, что все гласные буквы это птички, согласные – домики. Образовывая закрытый слог, мы поем гласную, высоко подняв руки вверх, так как птички летают в небе, и опуская руки вниз на парту, как бы ловим птичку, произнося согласный. А А  А  А  М АМ А М

Сливание букв в слоги

  • «Лети, птичка»
  • Цель: - научить детей сливать буквы в слоги.
  • Ход игры: Договоримся, что все гласные буквы это птички, согласные – домики. Образовывая закрытый слог, мы поем гласную, высоко подняв руки вверх, так как птички летают в небе, и опуская руки вниз на парту, как бы ловим птичку, произнося согласный.

А

А А А М

АМ

А

М

Вывод: Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Вывод:

  • Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
  • В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
  • Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!