Дидактические игры на уроке физики
Дидактическая игра на уроке физики позволяет преподавателю как индивидуализировать работу на уроке, давая знания, которые посильны каждому учащемуся, так и коллективизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того, игра по физике способствует развитию наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни.
Игра не заменяет полностью урок, она рационального его дополняет, позволяя более эффективно достигнуть поставленных целей и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. Специалисты по активным методам обучения по-разному оценивают эффективность игр в усвоении учебного материала. Установлено что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в деловой игре – до 90%.
Дидактические игры— это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
(В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. (В. Н. Кругликов, 1988).
Требования, предъявляемые к разработке и проведению дидактических игр.
1. При подготовке к игре на уроке необходимо:
-в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией;
-обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.;
-не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма.
2. При проведении игры необходимо:
-четко излагать правила игры, добиваться их понимания ипринятия участниками - это во многом определяет ее ход и успех;
-быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся;
-внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры;
-постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в процессе игры;
-строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся;
-не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей;
-не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры.
Используя игры, преподаватель должен продумывать пути активизации учащихся. В игре можно создать ситуации, при которых на различных этапах урока ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных по знаниям учеников.
Приводим примеры некоторых игр.
"Цепная реакция" (целесообразно использовать для проверки домашнего задания). Учитель задаёт первый вопрос и вызывает ученика, который должен на него ответить. Тот, в свою очередь, после ответа задаёт другой вопрос и вызывает одноклассника, который отвечает на этот вопрос и задаёт свой, и т.д. Учитель выставляет "+" ("-") за вопросы и ответы.
«Сказочный мир молекул»
Отрабатывает и закрепляет знание и понимание основных положений молекулярно- кинетической теории.
Сюжет игры: Сказочная группа ученых, используя фотографии 70-кратно увеличенных молекул, способом рядов вычисляет порядок величины размера молекулы. Затем они посылают в Микромир многократно уменьшенных исследователей-экспериментаторов, причем новый размер вычисляется учеными так, чтобы исследователи стали ростом с молекулу.
Ход игры: Попадая в Микромир, исследователи испытывают на себе значение промежутков между молекулами вещества: при диффузии, при деформации растяжения- сжатия, изменения в это время сил межмолекулярного взаимодействия. Объясняют связь температуры со скоростью и кинетической (средней кинетической) энергией молекул. Роли молекул так же исполняют ученики, которые двигаются вокруг исследователей, меняя тактику движений в зависимости от указаний ведущего (учителя).
Возможные указания:
Мы в газе! (Промежутки большие, молекулы двигаются хаотично, почти не взаимодействуя (не цепляясь друг за друга руками). Исследователи отмечают вслух, например, наличие больших промежутков между молекулами и отсутствие взаимодействия.
Твердое тело растягивают! (Промежутки становятся больше, а молекулы стараются увеличить силы взаимного притяжения).
Твердое тело сжимают! ( Обычно исследователи кричат: «Нам тесно! Молекулы, увеличьте силы отталкивания!»)
Температура падает! (Промежутки между молекулами становятся меньше, сами молекулы двигаются медленнее)
Таким образом, дети переживая эмоционально основные положения молекулярно- кинетической теории, лучше понимают их смысл, учатся интерактивно и слаженно работать в группах
Блиц- турнир «Горячая картошка»
Дидактическая игра предназначена для актуализации теоретических знаний на любом уроке внутри темы. Необходимым условием является наличие довольно большого запаса вопросов на закрепление знаний по данной теме и возможность краткого ответа.
Ход игры: к доске вызываются 4-8 учащихся. Учитель в достаточно высоком темпе задаю вопросы по данной теме. Ученики отвечают на поставленный вопрос сразу. Если ответ не прозвучал, то вопос автоматически переходит к следующему. Один ученик становится арбитром. Его роль- на таблице достижений отмечать плюсами и минусами верные и неверные ответы учеников. Учитель ведет подсчет баллов параллельно с арбитром, которому выставит оценку за правильно присужденные баллы.
В роли арбитра можно использовать ученика с недочетами разговорной речи (например, заиканием), так как он получит свою оценку, не затрудняясь разговором.
"Не хуже Рымкевича" Ученикам предлагается придумать интересные задачи по изучаемой теме, а потом вместе решить их. Например:
Браконьеры бросили в реку динамит. Через какое время взрыв услышит рыбнадзор, если он находится в 5 км от места происходящего? Через какое время он мог бы услышать взрыв, если бы находился в воде?
"Карточки-задания друг другу". Учащиеся составляют карточки-задания на изучаемую тему. Это ответственно, особенно если ученик не блещет знаниями, подобрать "приличные" задачи для товарища и суметь оказать ему помощь, если потребуется. Нужно "покопаться" в дополнительной литературе, можно обратиться за помощью к учителю, к консультанту-однокласснику или старшекласснику. Ученик, который выполнил задание, гордится своей победой, и от этого интерес к предмету возрастает.
«Вершина Знаний»
Данная игра проста в исполнении реквизита к ней. Ее можно использовать как итоговый урок в конце полугодия. На шарах можно писать номера вопросов. Вопросы же можно давать отдельно по блокам трудности. Чем выше уровень шара, тем сложнее вопрос. Такие игры можно применять на уроках закрепления знаний. Можно интересно оформить подведение итогов урока, если класс предварительно разбить на две команды. Каждый ответ или этап урока можно оценивать по баллам и эти баллы дают возможность командам подниматься на «Вершину Знаний» к звезде Рождества.
"Физическое домино"
Игру «Домино» можно использовать на различных этапах урока: актуализация и контроль знаний учащихся, изучение и закрепление материала.
Необходимо за определенное время правильно собрать домино. Начинать игру можно с любой карты. Справа на карточке записан вопрос (красный цвет). Надо найти на оставшихся карточках ответ на данный вопрос, он записан слева. На последний вопрос ответ записан на первой карте. Если домино собрано правильно, то круг замкнется.
Для создания игры используем лист бумаги А-4. Составляем вопросы и ответы на основе теоретического материала учебника. Распечатываем, разрезаем на карточки. Количество карточек произвольное.
тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи. | траектория |
воображаемая линия, по которой движется тело. | ускорение |
…………………………………………………………………………………….
Последняя карточка
-------------------------------------------- | материальная точка |