Дидактические игры на уроках географии
Пояснительная записка
В данной разработке представлен практический материал по географии.
Дидактические игры являются довольно эффективным способом активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
Актуальность представленной разработки для меня прежде всего состоит в накоплении дидактического материала для использования в дальнейшей педагогической деятельности. Обучающимся всегда интересно познавать материал через игру. В процессе игр обучающиеся приобретают всевозможные знания и умения с увлечением. Представленные в разработке дидактические игры включают разные разделы географии 5-10 классов и могут быть использованы на различных этапах урока, а также на уроках обобщения изученного материала и во внеурочной деятельности по географии.
Другие педагоги могут воспользоваться данной разработкой и при желании применять её в своей практической деятельности. Предложенные шаблоны дидактических материалов можно использовать при любой изучаемой теме по географии.
Цели и задачи данной работы:
1. Активизация познавательно интереса обучающихся к изучению географии;
2. Повышение мотивации обучающихся при освоении курса географии через дидактическую игру;
3. Расширение кругозора обучающихся.
В разработке представлены дидактические игры, дано объяснение их состава, требований каждой игры. Также в разработке показаны фотографии всех игр.
Все представленные в методической разработке игры, разработаны и изготовлены самостоятельно для уроков географии. Все игры активно применяются мной на уроках и очень нравятся всем обучающимся.
Дидактическая игра №1 «Домик для науки»
Игра «Домик для науки» разработана для урока географии на тему «Науки о природе», «Географические науки». Применяется данная игра для обучающихся 5 класса.
Состав игры: стены домика - это определение той или иной науки, а крыша домика – это название самой науки.
Необходимо составить стену и крышу, чтобы получился целый домик. Игра проводится в парах – один составляет домики, другой проверяет и оценивает правильно ли он составлен. Затем всё контролируется учителем и выставляется общая отметка.
Дидактическая игра №2 «Рассказ географа»
Следующая игра была изготовлена мной для обучающихся 5-6 классов и активно применяется при изучении темы «План местности», при знакомстве с условными знаками.
Игра рассчитана для работы в нескольких группах. Каждая группа получает конверт с дидактической игрой, которая состоит из условных знаков и небольшого текста-маршрута.
Игра заключается в том, чтобы каждая группа предложенный текст-маршрут написала с помощью полученных условных знаков. Группа, справившаяся без ошибок, получает высшую отметку, с одной-двумя ошибками - на балл ниже.
Дидактическая игра №3 «Географический конструктор»
Игра применяется при изучении темы «Природные зоны Земли» в 7 классе. Конструктор игры состоит из картинки и названия природной зоны и прикрепляемой к ним характеристики, относящегося к данной природной зоне.
После прикрепления всех характеристик получается следующий конструктор.
Дидактическая игра №4 «Деревья нашей местности»
Данная игра мной используется в 8 классе при изучении природы России и Смоленской области. Были собраны листья деревьев и кустарников нашей местности, затем из них создан гербарий, который теперь используется на уроках географии и биологии.
Игра проводится в группах по 3-4 ученика, каждой группе раздаётся гербарий, в течение 3-х минут группе необходимо дать названия всем деревьям и кустарникам чьи листья представлены в гербарии.
Дидактическая игра №5 «Чья столица?»
Игра состоит из фишек с названием столиц государств Европы и из фишек с названием европейских стран. Дидактическая игра используется при изучении Европы в 10 классе. Может проводиться как в парах, так и в группах.
Дидактическая игра №6 «Лишний лепесток»
Данная игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект цветков на лепестках которых написаны названия географических объектов (островов, полуостровов рек, озёр и т.д.), один из объектов лишний, т.к. относится к другой группе объектов, которая находится на цветке у другой пары или группы.
Каждый цветок имеет 6 лепестков, один из которых лишний, и его нужно заменить на правильный в результате обмена с другой группой или парой. То есть по окончании игры все цветки должны состоять из 6-ти правильных лепестков, при чём необходимо объяснить по какому принципу происходило деление.
Дидактическая игра №7 «Весёлый коробок»
Следующая дидактическая игра проводится мной в 7 классе по окончании изучения всех материков, на итоговом занятии, как обобщение.
Для игры класс делится на 6 групп по количеству материков на Земле. Каждая группа получает коробок с картинкой материка. Отдельно на столе лежат названия разных объектов со всех материков. Группам необходимо наполнить свой коробок теми объектами, которые находятся на их материке. Затем группы обмениваются коробками и проверяют правильно ли они наполнены. Если есть ошибки сообщают об этом учителю. Все оценивают работу друг друга.
Дидактическая игра №8 «Географическое лото»
Игра используется мной на уроках в 9 классе при изучении административного деления территории России.
Игра происходит в парах. Каждая пара получает табличку с названием определённого Федерального округа России. В роли ведущего выступает учитель или желающий ученик. Ведущий поочереди достаёт фишки с названием республик, округов, областей то есть всех единиц составляющих тот или иной федеральный округ. Затем ведущий читает название и передаёт фишку той паре, которая считает, что данная административная единица относится именно к их федеральному округу.
По итогу игры каждая пара должна полностью наполнить табличку. Ведущий проверяет правильность наполнения каждого Федерального округа.
Дидактическая игра №9 «Географический калейдоскоп»
Данная игра проводится в 7 классе, как закрепление географической номенклатуры, возможно применять и в других классах, как повторение.
Эта игра рассчитана на индивидуальную работу обучающихся. Каждый ученик получает географическое дерево, на которое необходимо собрать шесть листочков с географическими названиями объектов, имеющих одну направленность. Например: Везувий. Кракатау, Ключевская Сопка, Этна, Гекла, Орисаба – названия объектов, а направленность – всё это вулканы Земли.
Затем обучающиеся обмениваются своими деревьями и оценивают правильность выполнения работы. После этого каждый обучающийся представляет своё дерево, характеризуя свой выбор.