СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках русскогоязыка

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»

Дидактические игры на уроках русского языка

 

 

В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, О.В. Сосновская, Т.Г. Рамзаева, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Федоренко и многие другие отмечают, что в системе учебных предметов русский язык является одним из сложных. В этой связи, учителю начальной школы на уроках русского языка необходимо уделять особое внимание развитию познавательной активности младших школьников. Н.П. Аникеева, Н.И. Бойнова, И.В. Горелова, Т.А. Дубова, А.Л. Кайнова, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что дидактическая игра, вместе с другими методами и приемами, применяемыми на уроке, является одним из эффективных средств развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Н.И. Бойнова утверждает, что применение дидактической игры в начальной школе помогает в определенном уровне снять ряд трудностей, изучать и закреплять учебный материала на уровне эмоционального осознания, что в дальнейшем способствует появлению элементарного познавательного интереса к учебным предметам. Выбор дидактической игры зависит от цели, содержания, этапа урока. Так же как сам урок, дидактическая игра реализует познавательные, воспитательные задачи обучения [2].

По мнению Н.В. Шишкиной, дидактическая игра является средством установления благоприятной атмосферы сотрудничества и доброжелательности между обучающимися и учителями. Данные отношения носят личностный подход [9].

Как пишет М.Ш. Ибрагимова, Ф.Ф. Фазлиддинова, дидактическая игра имеет игровую и педагогическую задачу, правила действия и результат. Дидактическая задача не выступает открыто, косвенным образом решается она, а именно через игровую задачу, игровые действия и правила [4].

Значительная часть дидактических игр, по мнению А.Р. Арутюнов, дает возможность детям осознать правила, закрепить и повторить полученные знания в системе, сделать определенное обобщение в новых связях, что способствует усвоению пройденного материала осознанно [1].

И.В. Горелова пишет, что на уроках русского языка дидактические игры применяются фрагментарно или цельно. Например, в одну игру, педагог может включить элементы ролевой игры (игровое правило, действие, сюжет, роль), в другую – определенные фрагменты (роль или правило, или то и другое вместе). Следовательно, на уроках русского языка дидактические игры по своей структуре делятся на сюжетно-ролевые и элементы игровых упражнений [3].

М.Ш. Ибрагимова отмечает, что дидактическая задача является одним из основных элементов игры на уроках русского языка. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания, которую ставит учитель. Обучающий характер игры подчеркивает наличие дидактической задачи или нескольких задач, а также направленность содержания на процессы познавательной деятельности младших школьников [4].

Взаимосвязь обучения и игры отражают дидактическая и игровая задача применяемых на уроках русского языка дидактических игр. Активизировать игровые действия, вызвать у младшего школьника желание решить игру способствует игровая задача дидактической игры. Зачастую уже в самом названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность («О или А в словах», «Подбери антонимы»).

Через решение игровой задачи, через выполнение игровых действий реализуется дидактическая цель игры, результат ее решения определяется в конце игры. Благодаря соблюдению данного условия дидактическая игра на уроках русского языка дает положительные результаты и выступает средством обучения.

С точки зрения О.В. Пермяковой, наличие знаний и учебных навыков выступает на первый план в дидактических играх, применяемых на уроках русского языка. В решении познавательных задач, которые поставлены в занимательной форме, состоит суть дидактических игр. Усваивая или уточняя в дидактической игре определенный программный материал, обучающиеся развивают коммуникативную активность, проявляют сообразительность, находчивость, учатся анализировать, сравнивать, наблюдать [5].

Дидактическая игра, как утверждает М.С. Соловейчик, имеет свою определенную структуру:

- цель игры – обучающая;

- правило игры – пути решения задачи;

- игровые действия – решение поставленной задачи;

- окончание игры;

- итог игры и оценка педагогом начальной школы деятельности участников игры – оценки корректные, мягкие [8].

И.В. Горелова считает, что от четкого объяснения правил зависит успех проведения дидактической игры на уроках русского языка. Занимательность, по мнению автора, может проявляться в разнообразных формах:

- необычная форма проведения урока (интервью, путешествие, инсценировка и пр.);

- создание проблемной ситуации;

- неожиданная постановка вопроса [3].

В своем исследовании М.Ш. Ибрагимова и Ф.Ф. Фазлиддинова, выделяют ряд требований, предъявляемых на уроках русского языка в начальной школе к дидактическим играм:

- игре должно отводиться определенное количество времени, желательно немного;

- игра не должна быть самоцелью;

- задания должны быть доступны для выполнения обучающимися начальной школы;

- нельзя во время игры делать отрицательные замечания, наоборот, надо всячески поощрять участников игрового процесса;

- задания должны соответствовать психофизическим возрастным особенностям младшего школьника;

- задания должны отвечать изучаемой грамматической теме;

- педагог не должен вмешиваться в игру, он может только корректировать ее;

- игра или выполнение занимательного задания обычно должны проводиться на этапах закрепления, повторения, обобщения учебного материала [5].

На уроках русского языка, как подчеркивают А.Р. Арутюнов, Н.И. Бойнова, И.В. Горелова, О.В. Пермякова, В.Н. Соболева, М.С. Соловейчик, Н.В. Шишкина и др., дидактические игры можно разделить на несколько групп.

В.Н. Соболева пишет, что основная цель логических игр на уроках русского языка заключается в развитии логического мышления детей младшего школьного возраста, в развитии умения включать предмет в разряд однородных, определять связь между предметами реальной действительности, выделять предмет из совокупности подобных («Аукцион», «Замени одним словом» и т.д.) [7].

С точки зрения А.Р. Арутюнова, целью орфографических игр является закрепление навыков правописания слов, морфем. Данные игры направлены на закрепление правил по изученным орфограммам. Например, правила переноса слов, звонких и глухих согласных на конце слов, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, правописание безударных гласных в корне слова, правописание безударных гласных после шипящих и т.д. («Сильный-слабый», «Гласные звуки» и т.д.) [1].

Графические игры, как отмечает М.Р. Львов, направлены на усвоение младшими школьниками значений, написаний и употреблений всех букв русского алфавита. Здесь можно проводить игры «Штриховка», «Найди все буквы Т» и т.д. Автор рекомендует проводить данные игры тогда, когда школьники изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и писать [6].

По мнению Н.В. Шишкиной, словарные игры способствуют обогащению активного и пассивного словаря обучающихся начальной школы. В качестве игры можно предложить «Переводчик», «Антонимы в пословицах», «Что перепутал художник? (работа с многозначными словами» и т.д. [9].

Грамматические игры, как утверждает М.С. Соловейчик, прививают младшим школьникам навыки практического применения правил синтаксиса, морфологии, словообразования, орфоэпии, фонетики и т.д. [8]

Развитию связной речи, с точки зрения Н.И. Бойновой, способствуют игры «Расставь по порядку», «Выдели главное», «Кто последний?» и т.д. Данные игры учат младших школьников пользоваться разными речевыми средствами в определенной ситуации, применять правила речевого этикета и т.п. [2].

Таким образом, применение дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе обусловлено тем, что в игровой деятельности младшие школьники успешнее воспроизводят основные моменты, которые определяют коммуникацию, лексические особенности и грамматический строй русского языка. Дидактические игры позволяют в веселой форме развивать речь младших школьников, прививают навыки практического применения знаний по языку. Для того чтобы дидактическая игра способствовала активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, учителю необходимо придерживаться следующих условий: дидактические игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников; систематическое проведение дидактических игр; сочетание дидактических игр с другими методами и средствами обучения младших школьников; проведение дидактических игр, требующих от младших школьников обоснования выполняемого способа действия при усвоении алгоритмов применения полученных знаний; направленность дидактической игры на организацию индивидуальных самостоятельных действий обучающихся младшего школьного возраста в ходе развития первично приобретенного умения и формирования навыка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!