СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал предназначен для использования на уроках русского языка в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»

МОУ  «Специализированная школа № 115 города Донецка» Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах Учитель начальных классов Патрикац  Мария Михайловна

МОУ

«Специализированная

школа № 115 города Донецка»

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

Учитель начальных классов

Патрикац

Мария Михайловна

• Поверчу волшебный круг, и меня услышит  друг. (Телефон)  • Этот сказочный герой любил кататься  на печи. (Емеля)  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)  • Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)  • Чем кончается лето? (О)  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)  • Игра в мячик с ракетками . (Теннис)  • Пчелиная стая называется…( Рой)  • Страшная, зубастая морская хищница .  (Акула)  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)  • Сушёный виноград. (Изюм)   «Пословица  мы тебя знаем…». Пословица, мы тебя знаем,  Но не такою ты была  Не уж то буква озорная  Вновь чье-то место заняла?  (Исправь ошибки.)  1. Два сапога – тара.  2. Ус хорошо, а два лучше.  3. Первый клин комом.  4. Сашу маслом не испортишь.

• Поверчу волшебный круг, и меня услышит

друг. (Телефон) • Этот сказочный герой любил кататься

на печи. (Емеля) • Это маленькие кони, а зовут их просто…

(Пони) • Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка) • Чем кончается лето? (О) • Любимое лакомство мышей? (Сыр) • Игра в мячик с ракетками . (Теннис) • Пчелиная стая называется…( Рой) • Страшная, зубастая морская хищница .

(Акула) • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты) • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи.

(Арбузы) • Сушёный виноград. (Изюм)

«Пословица

мы тебя знаем…».

Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была Не уж то буква озорная Вновь чье-то место заняла? (Исправь ошибки.) 1. Два сапога – тара. 2. Ус хорошо, а два лучше. 3. Первый клин комом. 4. Сашу маслом не испортишь.

Знаете  ли вы пословицы? Соберите букет . 1-й вариант Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки. 2-й вариант Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук. Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.   1. Слово – ..., а молчание – золото  (серебро) .  2. Авось да как-нибудь до добра не ...  (доведут) .  3. Доброе ... и кошке приятно  (слово) .  4. Делу ..., потехе час  (время) .  5. Где тонко, там и ...  (рвется) .  6. Копейка ... бережет  (рубль) .  7. Один с сошкой, а ... с ложкой  (семеро) .

Знаете

ли вы пословицы?

Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

 

1. Слово – ..., а молчание – золото  (серебро) . 2. Авось да как-нибудь до добра не ...  (доведут) . 3. Доброе ... и кошке приятно  (слово) . 4. Делу ..., потехе час  (время) . 5. Где тонко, там и ...  (рвется) . 6. Копейка ... бережет  (рубль) . 7. Один с сошкой, а ... с ложкой  (семеро) .

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.  ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА. «Крылатые выражения»  Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами.  а) рукой подать;  б) во весь дух;  в) морочить голову;  г) путаться под ногами;  д) повесить нос;  е) бить баклуши.  «Составитель»  Придумайте слова, в которых есть маленькое  слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)  Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель,  цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница. а) наломать дров;  б) пропустить мимо ушей  в) как снег на голову;  г) падать с ног;  д) спустя рукава;  е) водить за нос.

Измените одну букву

в каждом слове,

чтобы получилось новое слово.

Например: сода – сова. ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА,

КОРОНА, ГОРКА.

«Крылатые выражения» Раскрыть смысл выражений,

которые называют крылатыми

или фразеологизмами. а) рукой подать; б) во весь дух; в) морочить голову; г) путаться под ногами; д) повесить нос; е) бить баклуши.

«Составитель» Придумайте слова, в которых есть маленькое

слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)

Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель,

понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель,

цель, тельняшка, постель, пельмени, газель,

мельница.

а) наломать дров; б) пропустить мимо ушей в) как снег на голову; г) падать с ног; д) спустя рукава; е) водить за нос.

Где о?  з_ря  оз_рять  з_рница  з_ревать Где и?  зап_реть  ст_реть  ум_рать  бл_стеть Где о?  попл_вок  выпл_вка  пл_вец  спл_вной Третий лишний. Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д. Лимонный, карманный, соломенный;  горяч, могуч, плач;  мокрый, влажный, сухой;  отрежь, наотмашь, спрячь. 1. ... – стальной каркас  железобетонных сооружений .  2. ... показывает, что железно- дорожный путь свободен   3. ... – внутренний телефон учреждения 

Где о? з_ря оз_рять з_рница з_ревать

Где и? зап_реть ст_реть ум_рать бл_стеть

Где о? попл_вок выпл_вка пл_вец спл_вной

Третий лишний.

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный; горяч, могуч, плач; мокрый, влажный, сухой; отрежь, наотмашь, спрячь.

1. ... – стальной каркас

железобетонных сооружений . 2. ... показывает, что железно-

дорожный путь свободен  3. ... – внутренний телефон учреждения 

ПРОЧИТАЙ НАОБОРОТ И аз йокрог, и доп йокрог, доП йозереб , и доп йокле, имадовороХ и в дяр В хапялш ыцдолом тяотс.

ПРОЧИТАЙ НАОБОРОТ

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозереб , и доп йокле,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

То он блин, то он клин, на небе один. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. Растёт на грядке зелёная ветка, а на  ней-красные детки. Без рук, без ног, а рисовать умеет. Всегда шагаем мы вдвоём, похожие  как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью В лесу кланяется, придёт домой-растянется. По двум словам нужно отгадать  всю пословицу.  Дело-мастер.  Труд-лень. РЕБУСЫ “ ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ” моря -…….. старик -…….. дома -…….. столы -…… коса-………. роса-…...… (Определи орфограмму,  подбери проверочные слова)
  • То он блин, то он клин, на небе один.
  • Самый бойкий я рабочий в мастерской,

колочу я что есть мочи день-деньской.

  • Растёт на грядке зелёная ветка, а на

ней-красные детки.

  • Без рук, без ног, а рисовать умеет.
  • Всегда шагаем мы вдвоём, похожие

как братья, мы за обедом под столом,

а ночью под кроватью

  • В лесу кланяется, придёт домой-растянется.

По двум словам нужно отгадать

всю пословицу.

  • Дело-мастер.
  • Труд-лень.

РЕБУСЫ

ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

моря -…….. старик -…….. дома -……..

столы -…… коса-………. роса-…...…

(Определи орфограмму,

подбери проверочные слова)

Распредели слова по выученным орфограммам (запиши слова в столбик) ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ РАЗГАДАТЬ РЕБУС 1-й набор:  рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.  2-й набор : подъезд, склад, ворона, град,  съемка, клад, ворота, подъем, воробей Расшифруй слова Игра «Клички» Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв  ( тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша  ( роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген  ( планета, звезда, орбита, снег) Образуйте клички животных: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составьте предложения с образованными словами и выделите в них суффикс

Распредели слова по выученным орфограммам

(запиши слова в столбик)

ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ РАЗГАДАТЬ РЕБУС

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки,

варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град,

съемка, клад, ворота, подъем, воробей

Расшифруй слова

Игра «Клички»

  • Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв

( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша

( роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген

( планета, звезда, орбита, снег)

Образуйте клички животных:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составьте предложения с образованными словами и выделите в них суффикс

Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова: __оса                    ___оса ___раб                  ___вал ___рак                  ___рак ___рис                 ___ель ___лот                  ___лот ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ Замени одним словом  Друг человека ____________________  Самые близкие люди _______________ ПОЛЬЗУЯСЬ ЧИСЛОВЫМ ПОРЯДКОМ БУКВ АЛФАВИТА, РАСШИФРУЙ СЛОВА Грамматическая математика

Добавь по одной букве,

чтобы получились новые слова:

__оса                    ___оса

___раб                  ___вал

___рак                  ___рак

___рис                 ___ель

___лот                  ___лот

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ

Замени одним словом

Друг человека ____________________

Самые близкие люди _______________

ПОЛЬЗУЯСЬ ЧИСЛОВЫМ ПОРЯДКОМ БУКВ АЛФАВИТА, РАСШИФРУЙ СЛОВА

Грамматическая математика

Замени в каждом слове одну букву другой, чтобы новое слово отвечало на вопрос кто? Каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать: Прочитай задом наперед и запиши предложения: горосоН теадоб омгор еН етитуш с омгоросон!

Замени в каждом слове одну букву другой, чтобы новое слово отвечало на вопрос кто?

Каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать:

Прочитай задом наперед

и запиши предложения:

горосоН теадоб омгор

еН етитуш с омгоросон!

Составьте слово, если в нём: Добавьте в конце каждого Корень – из слова моряк  из четырёх слов   пена, шар, бор, метр Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь по одной букве из слова   флот .  Назовите, какие слова у вас получились: Суффикс – из слова русский ПРОЧИТАЙ ПОСЛОВИЦУ Замени выражения одним словом Клевать носом — Зарубить на носу — Чесать языком — Дать стрекача —

Составьте слово, если в нём:

Добавьте в конце каждого

Корень – из слова моряк

из четырёх слов  

пена, шар, бор, метр

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

по одной букве из слова   флот Назовите,

какие слова у вас получились:

Суффикс – из слова русский

ПРОЧИТАЙ ПОСЛОВИЦУ

Замени выражения одним словом

Клевать носом —

Зарубить на носу —

Чесать языком —

Дать стрекача —

С (О; Ы) Р Н Н в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква в имени) Шарады Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету . Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани . « Угадай-ка»: составь пословицу из данных слов, при чем бери из них столько букв, сколько указано в скобках: Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1). Мы – для пильщиков подставка. Мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударенье. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. " width="640"

«Третий лишний»: а) горка, гора, горе (родственные слова);

«Буквы рассыпались»: составь слово из букв (Т Е У Х П – петух).

 

б) поход, походка, ходить (часть речи);

«Найди гласную»: С С С ? Р = С (О; Ы) Р Н Н

в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква

в имени)

Шарады

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету .

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани .

« Угадай-ка»:

составь пословицу из данных слов, при чем

бери из них столько букв,

сколько указано в скобках:

Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2),

глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2),

имя (1).

Мы – для пильщиков подставка.

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

 «Путаница»: составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах: МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С   «Грамматическая арифметика» БА + большой деревянный сосуд = ? БА + пресноводное животное с клешнями = ? БА + приятный полезный напиток = ? БА + музыкальный звук = ? • Тоска + пар + шов = молочный продукт • Лик + пена = птица     Загадки (отгадки – словарные слова) Неживая, а идет, Неподвижна, а ведет ( дорога ) Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек по улице везут ( машина ) Чудо-птица – алый хвост – Полетела в стаю звезд ( ракета ) Найди «лишнее слово» МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК  КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА  БЕРЕЗА ДУБ  МАЛИНА ОСИНА  КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ По рекам – по волнам Плавает все лето. Хорошо, что он зимой Отдохнет за это (пароход )

«Путаница»:

составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах:

МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С

 

«Грамматическая арифметика»

БА + большой деревянный сосуд = ?

БА + пресноводное животное с клешнями = ?

БА + приятный полезный напиток = ?

БА + музыкальный звук = ?

• Тоска + пар + шов = молочный продукт

• Лик + пена = птица

 

Загадки (отгадки – словарные слова)

Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет ( дорога )

Маленькие домики по улице бегут.

Мальчиков и девочек по улице везут ( машина )

Чудо-птица – алый хвост –

Полетела в стаю звезд ( ракета )

Найди «лишнее слово»

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

По рекам – по волнам

Плавает все лето.

Хорошо, что он зимой

Отдохнет за это (пароход )

«Не подведи свой ряд»  а) запиши родственные слова:  сад / летать / стол; б) найди родственные слова и запиши их в два столбика: сад, сажать, сажа, лето, летать, полет. Замените словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое, - очень смешной фильм. ОБЪЯСНЯЕМ ОРФОГРАММЫ, НАХОДИМ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА Распредели слова на две группы: найди родственные слова. выдели корень. гря-ки  доро-ки  пло-цы  кни-ки  хле-цы  кали-ка  бере-ки  фла-ки  обло-ки  пиро-ки

«Не подведи свой ряд»

а) запиши родственные слова:

сад / летать / стол;

б) найди родственные слова и запиши их

в два столбика:

сад, сажать, сажа, лето, летать, полет.

Замените словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

ОБЪЯСНЯЕМ ОРФОГРАММЫ, НАХОДИМ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА

Распредели слова на две группы:

  • найди родственные слова.
  • выдели корень.

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки

РАЗГАДЫВАЕМ РЕБУСЫ

РАЗГАДЫВАЕМ РЕБУСЫ

Каким звуком можно заменить последний звук, чтобы в слове стало меньше слогов?  МУЗЕИ, СЛУЧАИ, ГЕРОИ, МОИ. Составь слово из звуков: 1-й – глухой парный для звука [з]; 2-й – глухой парный для звука [д]; 3-й - ударный гласный [о]; 4-й – глухой парный для звука[г]. Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа. Игра «Кто быстрее?» Назовите 10 слов из пяти букв, где средние (при расположении в столбик) составят начало алфавита, например: слава кубик лавка когти Отгадайте загадку.  Запишите устойчивые словосочетания, пословицы, в которых встречается слово-отгадка. КТО НАД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ?

Каким звуком можно заменить последний звук, чтобы в слове стало меньше слогов?

МУЗЕИ, СЛУЧАИ, ГЕРОИ, МОИ.

Составь слово из звуков:

1-й – глухой парный для звука [з];

2-й – глухой парный для звука [д];

3-й - ударный гласный [о];

4-й – глухой парный для звука[г].

Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить такие слова:

приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.

Игра «Кто быстрее?»

Назовите 10 слов из пяти букв, где средние (при расположении в столбик) составят начало алфавита, например:

слава

кубик

лавка

когти

Отгадайте загадку.

Запишите устойчивые словосочетания, пословицы, в которых встречается слово-отгадка.

КТО НАД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ?

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО: Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой ……………………. . Дополни словосочетания существительными по смыслу: Голоден как …………….. Грязный как ……………. Здоров как ……………… Колючий как …………… Хитёр как ………………. Изворотлив как ………… Надут как ………………. Болтлив как ……………. Упрямый как …………… Трусливый как ………….. Какое выражение здесь зашифровано? НЕДЕЛЯ Пятница 1 Пятница 2 Пятница 3 Пятница 4 Пятница 5 Пятница 6 Пятница 7

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой ……………………. .

Дополни словосочетания существительными по смыслу:

Голоден как ……………..

Грязный как …………….

Здоров как ………………

Колючий как ……………

Хитёр как ……………….

Изворотлив как …………

Надут как ……………….

Болтлив как …………….

Упрямый как ……………

Трусливый как …………..

Какое выражение здесь зашифровано?

НЕДЕЛЯ

Пятница 1

Пятница 2

Пятница 3

Пятница 4

Пятница 5

Пятница 6

Пятница 7

 Шарады Первое слово – нота, второе – тоже, А если сложить их вместе, Оно на горох похоже. Три буквы облаками реют, Две – на лице видны мужском, А в целом он порой белеет «В тумане моря голубом». Я синоним для быка И известен всем, Но прибавь мне букву «к», - Я козляток съем! Доскажи словечко: Фальшивя, путают слова, Поют кто в лес, ……………. . Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …………. .  Мы исходили городок  Буквально вдоль и ……….  И так устали мы в дороге,  Что еле …………… . Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ………………… .

Шарады

Первое слово – нота, второе – тоже,

А если сложить их вместе,

Оно на горох похоже.

Три буквы облаками реют,

Две – на лице видны мужском,

А в целом он порой белеет

«В тумане моря голубом».

Я синоним для быка

И известен всем,

Но прибавь мне букву «к», -

Я козляток съем!

Доскажи словечко:

Фальшивя, путают слова,

Поют кто в лес, ……………. .

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …………. .

Мы исходили городок

Буквально вдоль и ……….

И так устали мы в дороге,

Что еле …………… .

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь ………………… .

ЗАПОЛНИ «ЗМЕЙКУ» б * * * * *б*** **б** ***б* ****б ***б* **б**  ОТНИМИ ПО БУКВЕ Со мною все знакомы близко, Моя племянница – сосиска. . . . . .с . Поверьте мне; когда сажусь, Я выше ростом становлюсь. с . . . . . Не выдам я своих примет, Но знай; в меня замок продет. с . . . . Сошлись бойцы в упорной схватке, Друг друга бьют, надев перчатки. . . . с Вишнёвый, яблочный, томатный, Я и полезный, и приятный. с . . В каком слове сорок гласных? В каких словах 100 согласных? Как записать словосочетание «сухая трава» четырьмя буквами? Как записать словосочетание «замёрзшая вода» тремя буквами? Какую букву надо заменить в слове «кость», чтобы получилось название желанного в доме человека? Как из супа сделать борщ?

ЗАПОЛНИ «ЗМЕЙКУ»

б * * * *

*б***

**б**

***б*

****б

***б*

**б**

ОТНИМИ ПО БУКВЕ

Со мною все знакомы близко,

Моя племянница – сосиска.

. . . . .с .

Поверьте мне; когда сажусь,

Я выше ростом становлюсь.

с . . . . .

Не выдам я своих примет,

Но знай; в меня замок продет.

с . . . .

Сошлись бойцы в упорной схватке,

Друг друга бьют, надев перчатки.

. . . с

Вишнёвый, яблочный, томатный,

Я и полезный, и приятный.

с . .

  • В каком слове сорок гласных?
  • В каких словах 100 согласных?
  • Как записать словосочетание «сухая трава» четырьмя буквами?
  • Как записать словосочетание «замёрзшая вода» тремя буквами?
  • Какую букву надо заменить в слове «кость», чтобы получилось название желанного в доме человека?
  • Как из супа сделать борщ?
ЗАГАДКА ПАЛИДРОМЫ На траве блестит роса,  Вышла девица – краса,  Траву режет и кладет,  Все вперед-назад плывет.  (коса)   ПРОЧИТАЙ ФРАЗЫ Когда из веток домик наш Он называется ……….. . Молока коту я дал И смотрел, как он ………… . У слонов огромный опыт Делать очень громкий …………. .

ЗАГАДКА

ПАЛИДРОМЫ

На траве блестит роса, Вышла девица – краса, Траву режет и кладет, Все вперед-назад плывет.  (коса)

ПРОЧИТАЙ ФРАЗЫ

Когда из веток домик наш

Он называется ……….. .

Молока коту я дал

И смотрел, как он ………… .

У слонов огромный опыт

Делать очень громкий …………. .

Вспомни и запиши как можно больше пословиц и поговорок, загадок и  четверостиший, в которых встречаются слова на правило – «Правописание слов с сочетаниями  жи, ши». Например : НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ 1. Обрубок дерева - ….  2. Шестьдесят минут-….  3. Густой частый лес- ….  4. Хищная рыба с острыми зубами - ….  5. Из чего делают тяжелые сковородки -  6. Прикрывать глаза от солнца - … .  7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …  Пословицы и поговорки:   Жизнь дана на добрые дела.  Шила в мешке не утаишь.  Поспешишь –людей насмешишь.  Жизнь прожить- не поле перейти.  Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.  

Вспомни и запиши как можно больше

пословиц и поговорок, загадок и

четверостиший, в которых

встречаются слова на правило – «Правописание слов с сочетаниями

жи, ши». Например :

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

1. Обрубок дерева - …. 

2. Шестьдесят минут-…. 

3. Густой частый лес- …. 

4. Хищная рыба с острыми зубами - …. 

5. Из чего делают тяжелые сковородки - 

6. Прикрывать глаза от солнца - … . 

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …

Пословицы и поговорки:  

Жизнь дана на добрые дела. 

Шила в мешке не утаишь. 

Поспешишь –людей насмешишь. 

Жизнь прожить- не поле перейти. 

Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.  

Замени букву.   Дидактическая игра: Все наоборот .  Дочка ручка   бочка речка   ночка кочка   ЧН Игрушка для елки-…(елочная игрушка)  Герой сказки- … (сказочный герой)  Сок яблока-… (яблочный сок)  Суп из молока -…(молочный суп)  Варенье из клубники-… (клубничное варенье)  Каша из гречки-… (гречневая каша)  Вода из речки-… (речная вода)  Скважина в замке -…(замочная скважина)  Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.  2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.  3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.  4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.  5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.

Замени букву.  

Дидактическая игра:

Все наоборот

Дочка ручка  бочка речка  ночка кочка  

ЧН

Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 

Герой сказки- … (сказочный герой) 

Сок яблока-… (яблочный сок) 

Суп из молока -…(молочный суп) 

Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 

Каша из гречки-… (гречневая каша) 

Вода из речки-… (речная вода) 

Скважина в замке -…(замочная скважина) 

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука)

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон.

НАЙДИ ПАРУ  ШАРАДЫ Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене  Бываю каменным и бурым.  (книги, например, на мне),  А с твердым – в комнате любой,  Но как только Л смягчите,  В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.  (Уголь-угол) (Полька-полка).  Без М – в лесу мне красоваться;  С М – суда меня боятся.  (Ель-мель).    1. Метель, гром, солнце, молния, ветер,  дождь, снег, облака, туман, мороз.  2. Капает, плывут, падает, стелется, плывет,  метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.   Л  - ли — частица. И  - или - союз. Т  - триста - числительное. Е  - ехать - глагол. Р  - радостно - наречие. А  - а - союз. Т  - тот - местоимение. У  - у - предлог. Р  - розовый - прилагательное. А  - ах - междометие.

НАЙДИ ПАРУ

ШАРАДЫ

Я с Л смягченным – под землей

С твердым Л я на стене 

Бываю каменным и бурым.

(книги, например, на мне), 

А с твердым – в комнате любой,

Но как только Л смягчите, 

В геометрической фигуре.

Сразу в танец превратите. 

(Уголь-угол) (Полька-полка). 

Без М – в лесу мне красоваться; 

С М – суда меня боятся. 

(Ель-мель).  

1. Метель, гром, солнце, молния, ветер,

дождь, снег, облака, туман, мороз.

2. Капает, плывут, падает, стелется, плывет,

метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.  

Л  - ли — частица.

И  - или - союз.

Т  - триста - числительное.

Е  - ехать - глагол.

Р  - радостно - наречие.

А  - а - союз.

Т  - тот - местоимение.

У  - у - предлог.

Р  - розовый - прилагательное.

А  - ах - междометие.

Игра «Найдите числительные» Есть у нас  три  сес три цы. Вы не знаете их? Как бы мне ухи три ться Рассказать о троих. ПРОЧИТАЙ СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ Т  - ты - местоимение. Р  - разве - частица. У  - удивляться - глагол. Д  - десять - числительное. О  - ох - междометие. Л  - легко - наречие. Ю  - юла - существительное. Б  - без - предлог. И  - или - союз. Е  - елейный - прилагательное . У одной, что в С три жове, Над окошком жил с три ж. С три чь она мастерица – Приходи к ней, малыш! У другой, что в Ус три цах, Никаких ус три ц нет, Но зато осе три ну Подают на обед!

Игра

«Найдите числительные»

Есть у нас  три  сес три цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи три ться

Рассказать о троих.

ПРОЧИТАЙ СЛОВО

ПО ВЕРТИКАЛИ

Т  - ты - местоимение.

Р  - разве - частица.

У  - удивляться - глагол.

Д  - десять - числительное.

О  - ох - междометие.

Л  - легко - наречие.

Ю  - юла - существительное.

Б  - без - предлог.

И  - или - союз.

Е  - елейный - прилагательное .

У одной, что в С три жове,

Над окошком жил с три ж.

С три чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Ус три цах,

Никаких ус три ц нет,

Но зато осе три ну

Подают на обед!

ИЩЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ У про сто го сторожа – Не про сто рный дом: Ча сто  в нем стоножка Бродит под  сто лом. У про сто й  сто ножки Сто ит постоять, Можно у  сто ножки Опыт перенять! Дорожит  сто ножка Чи сто тою ног И  сто личной ваксой Чистит  сто  сапог. КТО БОЛЬШЕ СОСТАВИТ СЛОВ Вме сто  двух непросто Вычистить все  сто , Сразу  сто лько обуви Не носил никто!

ИЩЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

У про сто го сторожа –

Не про сто рный дом:

Ча сто  в нем стоножка

Бродит под  сто лом.

У про сто й  сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у  сто ножки

Опыт перенять!

Дорожит  сто ножка

Чи сто тою ног

И  сто личной ваксой

Чистит  сто  сапог.

КТО БОЛЬШЕ

СОСТАВИТ СЛОВ

Вме сто  двух непросто

Вычистить все  сто ,

Сразу  сто лько обуви

Не носил никто!

 «Путаница» НАЙДИ В СЛОВАХ АЛФАВИТ Расшифруйте слова ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ Составь слова из следующих букв: а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить. 1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) й, е, н, и т, ф, и, у, л ч, е, е, р, в д, а, р, г б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж

«Путаница»

НАЙДИ В СЛОВАХ АЛФАВИТ

Расшифруйте слова

ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА

ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ,

ДРУГВ

Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о

Расшифруй слова и скажи,

каким общим словом их

можно объединить.

1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) й, е, н, и

т, ф, и, у, л ч, е, е, р, в д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н

г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж

Т.АТР «Отвечай и проверяй». - Свекла где растет? (на грядке) - Буквы пишут где? (В тетрадке) - Что мы утром чистим? (Зубки) - Одеваем в холод?(шубки) -Любим мы играть …(в снежки) - Есть на праздник …(пирожки) (Что общего в словах? Есть суффикс –к-) КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ? НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ. Р…К…Т… Р…С…Е…И… Р…С…К…З Р…Ш…Т… Р…С…Т…Я…И… Р…С….Н…К. (Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок) «Правописание парных согласных в корне слова». Старик – шутник  На улице стоять не велит,  За нос домой тянет.(…….)  Восстанови слова   (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз) Т…АТР, …АР…ЛКА, … ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З Т…П…РЬ КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ? За тобою он плетется,   Хоть на месте остается(………) Если я пуста бываю,  Про тебя я забываю,  Но когда несу еду  Мимо рта я не пройду.(…………)

Т.АТР

«Отвечай и проверяй».

- Свекла где растет? (на грядке)

- Буквы пишут где? (В тетрадке)

- Что мы утром чистим? (Зубки)

- Одеваем в холод?(шубки)

-Любим мы играть …(в снежки)

- Есть на праздник …(пирожки)

(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)

КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ?

НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ.

Р…К…Т… Р…С…Е…И…

Р…С…К…З Р…Ш…Т…

Р…С…Т…Я…И… Р…С….Н…К.

(Ракета, рассказ, расстояние, растение,

решать, рисунок)

«Правописание парных согласных

в корне слова».

Старик – шутник На улице стоять не велит, За нос домой тянет.(…….)

Восстанови слова

  (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)

Т…АТР, …АР…ЛКА,

… ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З

Т…П…РЬ

КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ?

За тобою он плетется,  Хоть на месте остается(………)

Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду Мимо рта я не пройду.(…………)

Игра «Буквы потерялись» - Какие буквы пропущены? … ЕЛО … ННА … ОРЬ … ИСТ … ИГА (Сахар) НАЙДИ ПАРУ Лед вод Мясо провод Поле ферма Птица ход Гром рубка Дом комбинат Везде провод Сено хозяйка Мясо ход Тепло косилка. Г…Р…Й Д…Р…Г… Д…К…Б…Ь Г…Т…В Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ (герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)

Игра

«Буквы потерялись»

- Какие буквы пропущены?

… ЕЛО

… ННА

… ОРЬ

… ИСТ

… ИГА (Сахар)

НАЙДИ ПАРУ

Лед вод

Мясо провод

Поле ферма

Птица ход

Гром рубка

Дом комбинат

Везде провод

Сено хозяйка

Мясо ход

Тепло косилка.

Г…Р…Й Д…Р…Г…

Д…К…Б…Ь Г…Т…В

Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ

(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)

НАЗОВИ СЛОВА  ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ Угадай слово: Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. 1. Ведро -            7. Цыпленок - 2. Бедро -              8. Козленок - 3. Метро -             9. Бочонок - 4. День - 5. Пень - 6. Лень - Корень в пути затаился, В сборе приставка живет, Суффикс как в слове «дневник», Целым же в космос проник.  Загадки  «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу». Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными: Лето, летать, летчик; Корм, накормить, кормушка; Гористый, пригорок, горе; Рисовый, рисовать, рисунок. Где упрется хвостом,  Станет дырка потом. (……..) Горит столб, а дыму нет.(……….) Не шит, не кроен,  А на ниточке сборен (………)

НАЗОВИ СЛОВА

ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

Угадай слово:

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

1. Ведро -            7. Цыпленок -

2. Бедро -              8. Козленок -

3. Метро -             9. Бочонок -

4. День -

5. Пень -

6. Лень -

Корень в пути затаился,

В сборе приставка живет,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.

Загадки

«Правописание сочетаний

жи, ши, ча, ща, чу, щу».

Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:

Лето, летать, летчик;

Корм, накормить, кормушка;

Гористый, пригорок, горе;

Рисовый, рисовать, рисунок.

Где упрется хвостом, Станет дырка потом. (……..)

Горит столб, а дыму нет.(……….)

Не шит, не кроен, А на ниточке сборен (………)

В каждом из рядов вычеркни слово, Замени выделенную букву в слове другой, которое по смыслу не подходит к остальным: чтобы получилось новое слово: Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел. Мир-   ___________________ Мир - ___________________ Лес, волк, медведь, корова, заяц. Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол. Бак - ____________________ Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый. Кость - __________________ Жир - ___________________ Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф. Голос - __________________ Лес, волк, медведь, корова, заяц. Прочитай задом наперед и запиши предложения : горосоН теадоб омгор еН етитуш с омгоросон! И аз йокрог, и доп йокрог, доП йозереб , и доп йокле, имадовороХ и в дяр В хапялш ыцдолом тяотс

В каждом из рядов вычеркни слово,

Замени выделенную букву в слове другой,

которое по смыслу не подходит к остальным:

чтобы получилось новое слово:

Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.

Мир-   ___________________

Мир - ___________________

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.

Бак - ____________________

Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.

Кость - __________________

Жир - ___________________

Стол, комната, садовая скамейка, стул,

книжный шкаф.

Голос - __________________

Лес, волк, медведь, корова, заяц.

Прочитай задом наперед и запиши предложения :

горосоН теадоб омгор

еН етитуш с омгоросон!

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозереб , и доп йокле,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс

Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы: Ерпо - ________________ Евредо - ______________ Лкбуинак - ____________ Соак - ______________ Меакьн - ___________ Окамднри -_________ Упкс - _____________ Вцтеко -____________ Кто за кем?   (2 ком.—2 девочки и 2 мальчика.) Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков,  а мальчики — карточки с именами девочек: ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ, ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЕНЯ, СЕНЯ,  МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА, ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, НИНА, МАША, КЛАВА, СВЕТА,ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.   Образуйте от данных слов трехсложные слова:  КОТ, МЫШЬ, ЛИСТ, НОЖ, ДУБ, РОЗА, ВАЗА, КОЗА, ПЕТУХ, ПЕРО,ЗЕРНО. Что за слово?   Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1,3, 10, 20; 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.

Составь слова,

не пропуская и не добавляя ни одной буквы:

Ерпо - ________________

Евредо - ______________

Лкбуинак - ____________

Соак - ______________

Меакьн - ___________

Окамднри -_________

Упкс - _____________

Вцтеко -____________

Кто за кем?  

(2 ком.—2 девочки и 2 мальчика.)

Девочки должны расставить по

алфавиту карточки с именами мальчиков,

а мальчики — карточки с именами девочек:

ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ,

ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЕНЯ, СЕНЯ,

МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА,

ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, НИНА, МАША,

КЛАВА, СВЕТА,ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.

  Образуйте от данных слов трехсложные слова:

КОТ, МЫШЬ, ЛИСТ, НОЖ, ДУБ, РОЗА, ВАЗА,

КОЗА, ПЕТУХ, ПЕРО,ЗЕРНО.

Что за слово?  

Задача играющих — расшифровать и записать

3 слова, буквы которых обозначены

числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1,3,

10, 20; 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.

Правильно или нет?    На доске записано пред­ложение:  СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК. Нужно прочитать предложение и ответить на вопрос:  «Когда данный результат сложения можно считать правильным, а когда неправильным?» Расположи по порядку. ( 3 чел.) У каждого участника игры — список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но раз­личающихся вторыми буквами:  СЕКРЕТАРЬ, СМАЗЧИК, СКАЗОЧНИК, СВАРЩИК, САДОВНИК; СЕЛЕДКА, САХАР,  СМЕТАНА, СГУСТОК, СКОВОРОДА; СДАЧА, САМОВАР, СЛОВО, СВЕРТОК, СИГНАЛ. Из каждого слова возьмите только  первые слоги и составьте слово:   1) автомобиль, тормоз                            2) колос, рота, ваза                          3) молоко, нерест, таракан             4) кора, лото, боксёр                   5) баран, рана, ,банщик         ОТГАДАЙ Не похож на человечка,  Но имеет он сердечко.   И работе круглый год   Он сердечко отдает.

Правильно или нет?  

На доске записано пред­ложение:

СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ

ДВЕСТИ СОРОК.

Нужно прочитать предложение и

ответить на вопрос:

«Когда данный результат сложения

можно считать правильным,

а когда неправильным?»

Расположи по порядку. ( 3 чел.)

У каждого участника игры —

список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но раз­личающихся вторыми буквами:

СЕКРЕТАРЬ, СМАЗЧИК, СКАЗОЧНИК,

СВАРЩИК, САДОВНИК; СЕЛЕДКА, САХАР,

СМЕТАНА, СГУСТОК, СКОВОРОДА; СДАЧА, САМОВАР, СЛОВО, СВЕРТОК, СИГНАЛ.

Из каждого слова возьмите только

первые слоги и составьте слово:

  1) автомобиль, тормоз                         

  2) колос, рота, ваза                       

  3) молоко, нерест, таракан          

  4) кора, лото, боксёр                

  5) баран, рана, ,банщик        

ОТГАДАЙ

Не похож на человечка, Но имеет он сердечко.  И работе круглый год  Он сердечко отдает.

Возьми по одному любому

слогу так, чтобы получилось слово .

Из каждого слова возьмите

вторые слоги и составьте слово:

         1) соловей, потолок         

         2) змея, рама        

         3) пуговица, молоток, лава        

         4) укор, бузина, тина        

         5) поворот, пороша, канава         

 

                                                                    

1) пластинка, картинка, павлин        

         2) пастух, плотина, лагерь              

         3) сапоги, парашют, фантазия        

         4) косари, заморозки,лётчик                

         5) мука, рагу, диван        

         6) карта, паутина, налёт        

         7) вода, дорога, проба, невод       

Из каждого слова возьми последние слоги и составь новое слово:

         1) мебель, ружьё                

         2) соломка, пора, мель                

         3) лиса, бельмо, буклет                

         4) пуловер, пальто, билет        

         5) молоко, реле, берет        

         6) смола,cлеза, берет         

Раздели слово на два коротких.

  верхушки=____+_______

  кипарис =_____+_____      

  макушки =_____+______

газель    =_____+_____        

волокно  =_____+______

парус    =_____+______         

полоса    =_____+______

ДОБАВЬ БУКВУ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО.   Анаграммы и логарифмы в стихах.          1. Легко дыша в моей тени,              Меня ты летом часто хвалишь,              Но буквы переставь мои-              И целый лес ты мною свалишь.          2 Я-дерево в родной стране,             Найдёшь в лесах меня ты всюду,             Но слоги переставь во мне -             И воду подавать я буду.         Дар   | у        очки   | б        роза   | г Стол | б        утка     | ш       усы     | б Шар   | ф        пар      | к        мех     | с Лень |  о        шёл     | к        оса     | к   Назови одним словом:     сумка, ведро, врач …….          весело, хорошо, наугад……          скользит, зеленый, земля…..   Выбивание слова.          строит        решал          бежать        рисовали          видит         пишет                      3. По дороге, по пути              Весело скачу,              А с конца меня прочти -              Нож я наточу.   

ДОБАВЬ БУКВУ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА,

ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО.

  Анаграммы и логарифмы

в стихах.

         1. Легко дыша в моей тени,

             Меня ты летом часто хвалишь,

             Но буквы переставь мои-

             И целый лес ты мною свалишь.

         2 Я-дерево в родной стране,

            Найдёшь в лесах меня ты всюду,

            Но слоги переставь во мне -

            И воду подавать я буду.        

Дар   | у        очки   | б        роза   | г

Стол | б        утка     | ш       усы     | б

Шар   | ф        пар      | к        мех     | с

Лень |  о        шёл     | к        оса     | к

  Назови одним словом:  

сумка, ведро, врач …….

         весело, хорошо, наугад……

         скользит, зеленый, земля…..

  Выбивание слова.

         строит        решал

         бежать        рисовали

         видит         пишет

                     3. По дороге, по пути

             Весело скачу,

             А с конца меня прочти -

             Нож я наточу.   

«Правописание «Правописание мягкого знака после шипящих» безударных гласных,  не проверяемых ударением». Маленький шарик под лавкой шарит.  (…….) Что две недели зеленится,  Две недели колосится,  Две недели отцветает,  Две недели наливает,  Две недели подсыхает.  (……..) На припеке у пеньков  Много тонких стебельков.  Каждый тонкий стебелек  Держит алый огонек.  Пригибаем стебельки –  Собираем огоньки.  (………) Всех перелетных птиц черней,  Чистит пашню от червей.   Взад-вперед по пашне вскачь.  А зовется птица…  (……..) В поле родился,  На заводе варился,  В стакане растворился (………) Любопытный красный нос  По макушку в землю врос.   Лишь торчат на грядке  Зеленые прядки.  (………… ) Человек в халате белом  Занят очень важным делом.   Ему здоровье доверяем  И надежду возлагаем.  (……..)

«Правописание

«Правописание мягкого знака

после шипящих»

безударных гласных,

не проверяемых ударением».

Маленький шарик под лавкой шарит.  (…….)

Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает.  (……..)

На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Пригибаем стебельки – Собираем огоньки.  (………)

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.  Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица…  (……..)

В поле родился, На заводе варился, В стакане растворился (………)

Любопытный красный нос По макушку в землю врос.  Лишь торчат на грядке Зеленые прядки.  (………… )

Человек в халате белом Занят очень важным делом.  Ему здоровье доверяем И надежду возлагаем.  (……..)

«Правописание  непроизносимых согласных  в корне слова». Двойная согласная . Движется большой вагон   На спине с усами.  А что это за вагон,  Догадайтесь сами.  (…………) .Когда лежу я на спине,  Нет пользы никакой во мне,  Но прислони меня к стене -  Найдется сразу дело мне.  (………….) На ледяной площадке крик,  К воротам рвется ученик –  Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!  Веселая игра …  (………. ) Ну-ка, кто из вас ответит:  Не огонь, а больно жжет,  Не фонарь, а ярко светит,  И не пекарь, а печет.  (…….. ) Он по виду брат баяну,  Где веселье, там и он.  Я подсказывать не стану,  Всем знаком (………… ) День и ночь стучит оно, будто бы заведено.  Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.  (………. ) Аппарат летательный – дом ее желательный.  Перелет Москва – Одесса, вас обслужит (…………)

«Правописание

непроизносимых согласных

в корне слова».

Двойная согласная .

Движется большой вагон  На спине с усами. А что это за вагон, Догадайтесь сами.  (…………)

.Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене - Найдется сразу дело мне.  (………….)

На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик – Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей! Веселая игра …  (………. )

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет.  (…….. )

Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком (………… )

День и ночь стучит оно, будто бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.  (………. )

Аппарат летательный – дом ее желательный. Перелет Москва – Одесса,

вас обслужит (…………)

«Правописание мягкого знака» «Состав слова». Огромная кошка мелькнет за стволами -  Глаза золотые и уши с кистями.  Но это не кошка – смотри, берегись!  Идет на охоту коварная   (……..) Из-под снега расцветает,  Раньше всех весну встречает.  (……………) Я в красной шапочке расту  Среди корней осиновых.   Меня увидишь за версту,  Зовусь я …   (…………….) Растет она вниз головою,  Не летом растет, а зимою.  Но солнце ее припечет –  Заплачет она и умрет.  (……….. ) Ночью, в полдень, на рассвете,  Службу он несет в секрете.  На тропе, на берегу  Преграждает путь врагу.  (…………….) Кто на льду меня догонит?  Мы бежим вперегонки.  И несут меня не кони,  А блестящие (……………) Его работа в глубине, на самом дне,  Его работа в темноте и тишине.   Пусть труд его нелегок и непрост,  Как космонавт, плывет он среди звезд.   (…………….) Шел долговяз, в землю увяз.  (……..)  В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла.  (………..)

«Правописание мягкого знака»

«Состав слова».

Огромная кошка мелькнет за стволами - Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка – смотри, берегись! Идет на охоту коварная   (……..)

Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.  (……………)

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых.  Меня увидишь за версту, Зовусь я …   (…………….)

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет.  (……….. )

Ночью, в полдень, на рассвете, Службу он несет в секрете. На тропе, на берегу Преграждает путь врагу.  (…………….)

Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие (……………)

Его работа в глубине, на самом дне, Его работа в темноте и тишине.  Пусть труд его нелегок и непрост, Как космонавт, плывет он среди звезд.

  (…………….)

Шел долговяз, в землю увяз.  (……..) В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла.  (………..)

«Правописание   «Правописание разделительного мягкого безударных гласных и твердого знаков». в корне слова». Лыко любит драть,  В огород скакать,  Бородой она трясет,  Дерезой себя зовет.  (…… ) В лесу у пня суетня, беготня:  Народ рабочий весь день хлопочет,  Себе город строит.  (………..) Я великан: вот ту громадную,  Многопудовую плиту  Я, словно плитку шоколадную,  Вмиг поднимаю в высоту.   И если я могучей лапою  Слона или верблюда сцапаю,  Я их обоих буду рад  Поднять, как маленьких котят.   (…………… ) Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!  Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар.  (……..) Запорошила дорожки, разукрасила окошки,  Радость детям подарила и на санках прокатила. (…… ) ь Корень в земле, тело на воле,  К солнцу тянутся много рук –  не расстанутся!(…………….) Рано утром на дворе,  Много бус на траве.  (…….)

«Правописание

  «Правописание

разделительного мягкого

безударных гласных

и твердого знаков».

в корне слова».

Лыко любит драть, В огород скакать, Бородой она трясет, Дерезой себя зовет.  (…… )

В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет, Себе город строит.  (………..)

Я великан: вот ту громадную, Многопудовую плиту Я, словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту.  И если я могучей лапою Слона или верблюда сцапаю, Я их обоих буду рад Поднять, как маленьких котят.

  (…………… )

Ни начала, ни конца,

ни затылка, ни лица! Знают все – и млад, и стар,

что она – большущий шар.  (……..)

Запорошила дорожки,

разукрасила окошки, Радость детям подарила

и на санках прокатила. (…… )

ь

Корень в земле, тело на воле, К солнцу тянутся много рук –

не расстанутся!(…………….)

Рано утром на дворе, Много бус на траве.  (…….)

ЗА  ВНИМАНИЕ СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!