СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дидактические игры по ФЭМП для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы: "Дидактические игры по ФЭМП для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Просмотр содержимого документа
«"Дидактические игры по ФЭМП для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья"»

Дидактические игры по ФЭМП для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы)

Учитель-дефектолог, логопед Наливайко И.А.


«Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления: В игре он открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия…»

(А. Н. Граборов «Вестник психологии», Т.12, 1916г.).


У дошкольников с ОВЗ нарушены в разной степени процессы высших психических функций: память, внимание, мышление, речь. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. У детей снижена работоспособность, усидчивость, они быстро истощаются, устают и отвлекаются. Воспитанники с нарушениями в развитии медленно переключаются с одного вида деятельности на другой и поэтому не успевают за темпом работы.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Положительным в построении этих игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль малыша, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые малыш получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке. Опыт работы показал, что обучение для такой категории детей должно быть построено ярче и эмоциональнее, чем для их нормальных сверстников. Крайне неустойчивое внимание таких детей надо постоянно будить, и занятия, носящие характер игры, могут с успехом служить этой цели.

Особенно большое значение придаётся дидактическим играм при повторении. Это объясняется тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья с большим трудом запоминают учебный материал и быстро его забывают. Поэтому повторение приобретает особое значение, но, мы увидели на практике, проходит оно более успешно при условии разнообразия форм, на различном материале и лучше всего, игровом.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятии, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого малыша.

Очень важным является и такой момент, как — то, что игра должна быть преподнесена дошкольникам четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен малышу, имеющему нарушения и проблемы в развитии познавательной деятельности.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры и упражнения на развитие логического мышления и речи у детей с ОВЗ. Например, для развития умения сравнивать предметы, игра «Кто сильнее?».

Цель: учить детей располагать предметы в заданной последовательности.

Материал: карточки с предметными картинками с изображением тигра, вороны, муравья, комара, коровы.

Задание: Расположить предметы на картинках от самого сильного к самому слабому.

Игра «Что быстрее?»

Цель: учить детей располагать предметы в заданной последовательности.

Материал: предметные картинки с изображением различного вида транспорта: ракета, гусеничный трактор, троллейбус, электровоз, пожарная машина.

Задание: Расположить предметы от самого быстрого к медленно движущейся технике.

Игра «Что легче?»

Цель: учить детей располагать предметы в заданной последовательности.

Материал: предметные картинки с изображением арбуза, авторучки, груши, воздушного шарика.

Задание: Расположить предметы от самого лёгкого к самому тяжёлому.

Игра «Что, где находится?»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, в пространстве, на теле, а также правильно употреблять предлоги

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: обогащение и закрепление словаря детей; развитие у детей внимания, логическое мышление, связную речь.

Игра «Подбери по смыслу»

Цель: развитие логического мышления

Игра «1,2,5»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.


Так же хочется отметить, что игры с элементами ТРИЗ являются одним из инструментов развития ребенкас ОВЗ. Они помогают развивать речь, внимание, логическое мышление и память, а также умение находить нестандартные решения. Упражнения на развитие логического мышления могут включать в себя задания на построение алгоритмов. Одна из таких игр «Занимательная собирайка».

Основная учебная цель дидактической игры состоит в том, чтобы сформировать у дошкольника с проблемами развития интеллектуальной и познавательной деятельностью устойчивые навыки решения математических задач, научить их наблюдать, сравнивать, находить сходные и различающиеся признаки предметов, закрепить навыки счета, освоить методы решения реальных задач с помощью моделей и математических операций. И одна из задач – это формирование зрительно-моторной интеграции (цвет, форма, пространство), направленная на развитие зрительного восприятия: видит (выделяет) ли ребенок фигуру, готов ли к плоскостному восприятию, выделяет ли предметы на листе, сформированы ли моторная координация и слухо-речевое внимание.