СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по русскому языку по теме "Морфология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по русскому языку по теме "Морфология"»

Дидактические игры по русскому языку для начальной школы

по теме «Морфология»

Выполнили:
Студентки группы ПНК-3Б
Печкурова Елена, Печкурова Татьяна

  1. «Найди имя существительное»

Цель: закрепление понятия «имя существительное», умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.

Описание задания: В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.



  1. «Один – Одна – Одно – Одни»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.

Описание задания: Учитель поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандаш - рука - колесо - сапоги;

фартук - шапка - яблоко - петухи;

конь - кровать - одеяло - машины;

чемодан - кастрюля - полотенце - волки.

Ребёнок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.



  1. «Кто что любит?»

Цель: закрепление употребления в речи имен существительных в родительном падеже единственного числа.

Описание задания: Учитель делит ребят на две группы. Одной группе дает картинки с животными, второй – то что любят эти животные.

Предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит. (молоко).

Собака любит. (кость).

Корова любит. (траву).

Медведь любит. (мёд).

Заяц любит. (морковку).

Волк любит. (мясо).

Когда дети находят пару, они создают простые предложения с значением картинок и определяют у имен существительных падежи. Пара, которая выполнила задание первая, встает первая. Дальше пары, которые будут выполнять задания встают за ними, образуя «ручеёк».



  1. «У каждого рода свой домик»

Цель: закрепление знаний о родах имени существительного.

Описание задания: Учитель вызывает 3 учеников и дает им карточки с названием рода – «домики».

Остальным детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик.

(Пальто, снег, зима, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, солнце, дерево, чай.)


  1. «Мяч»

Цель: закрепление знания о падежах имени существительного.

Описание задания: Учитель, будет бросать мяч и называть простые словосочетания или вопросы падежей; ученик, бросая мяч обратно, будет называть падеж имени существительного.

Материал для игры:

По узкой тропинке; на зелёной полянке; мелкий дождь; Кому? Чему?; осенней погодой; о хорошем товарище, Кого? Чего?; в дальнюю дорогу, из последних сил; Кого? Что?.



  1. «Закончи предложения»

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Описание задания: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.

Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);

Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);

Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);

Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);

Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).



  1. «Закончи пословицу»

Цель: закрепление понятия о глаголе, повторение глаголов, противоположных по смыслу.

Описание задания: В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……(разрушает).

Смелый побеждает, а трус……(погибает).

Труд кормит, а лень……(портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима……(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……(мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и ……(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).

Ласточка день начинает, а соловей…(кончает).



  1. «Найди глаголы»

Цель: закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Описание задания: на доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.



  1. «Какое время»

Цель: закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Описание задания: Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.


Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.


Длинной шеей поверчу –

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.


Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.



  1. «Волшебная шкатулка»

Цель: закрепление знаний о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Описание задания: необходимо заменить фразеологизм глаголом в неопределенной форме. Затем придумать словосочетания с глаголом из фразеологизма, только в прямом значении. Бумажки с фразеологизмами лежат в шкатулке и вытягиваются поочередно:

Совать нос

дать стрекача

клевать носом

выходить из себя

зарубить на носу

чесать языки



  1. «Почтальоны»

Цель: закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Описание задания: Учащимся каждого ряда раздаются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6 х 25 см. с написанными на них существительными м.р., ж.р. и с.р.. 3 ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными, соответствующим существительным каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем существительным, к которым они относятся. Ученики, получившие «письма», читают образованные словосочетания. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.

Материал для игры:

  • Красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый лимон, толстое бревно, старший брат;

  • Зелёная трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака, яркое солнце, круглый стол;

  • Длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий хлеб, глубокая река, козье молоко.


  1. «Измени число»

Цель: закрепление понятия о числе прилагательных, умение изменять число прилагательных.

Описание задания: Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика словосочетаний прилагательных с существительными:

Высокая сосна –

Старший брат –

Толстое бревно –

Поздний час –

Гусиное перо –

Грозовая туча -

Верные друзья –

Сочные яблоки –

Синие плащи –

Спелые колосья –

Серые мыши –

Белые облака –

Первая команда должна записать свои словосочетания во множественном числе, а вторая команда – в ед.числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.



  1. «Угадай»

Цель: формирование умения описывать предмет с помощью имён прилагательных.

Описание задания: Класс делится на две команды, в состав одной входят маль­чики, в состав другой — девочки. Представитель одной груп­пы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет при­знаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал?

Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно ха­рактеризовала предметы.



  1. «Образуй прилагательное»

Цель: закрепление умения образовывать имена прилагательные от имён существительных.

Описание задания: Игра проводится в форме эстафеты по рядам, участвует весь класс. Каждый ряд получает карточку-задание, в которой записаны существительные по числу учащихся. Каждый игрок образует однокоренное прилагательное от одного существительного и записывает на карточке, последний игрок передаёт карточку учителю, который проверяет работы и определяет победителей.

Материал для игры:

Карман– Длина -

Честь– Туман -

Место– Грусть -

Машина– Радость -

Ужас– Весна –



  1. «Противоположные по знанию»

Цель: Закрепление понятия о прилагательном, пополнение словарного запаса учащихся антонимами.

Описание задания: Играют 3 команды по 6 человек. На доске записаны 3 столбика прилагательных. Задача каждого игрока: подобрать к одному слову противоположное по смыслу прилагательное с другим корнем и записать его справа, например, сильный – слабый. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Материал для игры:

Белый – (чёрный), светлый – (голодный), чистый – (грязный), длинный – (короткий), грустный – (весёлый), дневной – (ночной), зимний – (летний), острый – (тупой), мягкий – (твёрдый), чёрствый – (свежий), светлый – (тёмный), горячий – (холодный), новый – (старый), трусливый – (смелый), зрячий – (слепой), здоровый – (больной), толстый – (тонкий), кривой – (прямой).



  1. Лото «Личные местоимения»

Цель: закрепление знаний о местоимениях, умений определять лицо и падеж
Описание задания: Учащиеся тянут карточки со строчками из произведений. Необходимо найти местоимение, определить лицо, падеж.

Вот этот стол – сосновый стол –

К нам из лесу пришел.


Мне хорошо, колосья раздвигая,

Прийти сюда вечернею порой.


Ласточка с весною в гости к нам летит.


Солнце жарче припечет,

Небо дождь на нас польет.


Конь несет меня лихой.

А куда? Не знаю!


Мы сегодня в лес пойдем

За зеленой елкой.


Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем.


Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?


Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Чего тебе надобно, старче?

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой.


В темнице там царевна тужит,

А серый волк ей верно служит.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.



  1. Математические загадки-пословицы

Цель: развитие умения употреблять имена числительные в речи.

Описание задания: В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить. Кто правильно вставит эти числа и затем сложит их, то в сумме получит 23.


1. Наврал с … короба.

2. У него … пятниц на неделе.

3. … раз отмерь, … раз отрежь.

4. Обещанного … года ждут.

5. … сапога – пара



  1. «Грамматическая викторина»

Цель: актуализация знаний о местоимениях.

Описание задания: учитель читает задание, задача детей угадать правильный ответ. За правильный ответ - ребята будут получать жетоны. Кто соберет больше всего жетонов – победит

1. К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»?

2. К личному местоимению прибавьте хвойный лес, получите название действия.

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

4. Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак превратятся в маленького грызуна?



  1. «Редактор»

Цель: формирование умения заменять наречия синонимичными фразеологизмами.

Описание задания: Замените наречия синонимичными фразеологизмами.

Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил.

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета».

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманно лишних слов не говорите. (Е.А.Полежаева)



  1. «Аукцион»

Цель: формирование умения подбирать фразеологизмы, в состав которых входит числительное.
Описание задания: Учитель называет имя числительное (например, семь). Нужно подобрать фразеологизмы, в состав которых оно входит. Побеждает тот, кто назовет фразеологизм последним.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пядей во лбу.

Семь пятниц на неделю.

Седьмая вода на киселе.

Семеро одного ждут.

За семь верст киселя хлебать.

Семь бед-один ответ.

За семью печатями.

Один с плошкой, семеро с ложкой 


 














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!