Дидактические игры по русскому языку для начальной школы
по теме «Морфология»
Выполнили:
Студентки группы ПНК-3Б
Печкурова Елена, Печкурова Татьяна
«Найди имя существительное»
Цель: закрепление понятия «имя существительное», умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Описание задания: В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
«Один – Одна – Одно – Одни»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.
Описание задания: Учитель поочередно бросает детям мяч и называет слова:
карандаш - рука - колесо - сапоги;
фартук - шапка - яблоко - петухи;
конь - кровать - одеяло - машины;
чемодан - кастрюля - полотенце - волки.
Ребёнок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.
«Кто что любит?»
Цель: закрепление употребления в речи имен существительных в родительном падеже единственного числа.
Описание задания: Учитель делит ребят на две группы. Одной группе дает картинки с животными, второй – то что любят эти животные.
Предлагается ответить на вопрос: кто что любит?
Кошка любит. (молоко).
Собака любит. (кость).
Корова любит. (траву).
Медведь любит. (мёд).
Заяц любит. (морковку).
Волк любит. (мясо).
Когда дети находят пару, они создают простые предложения с значением картинок и определяют у имен существительных падежи. Пара, которая выполнила задание первая, встает первая. Дальше пары, которые будут выполнять задания встают за ними, образуя «ручеёк».
«У каждого рода свой домик»
Цель: закрепление знаний о родах имени существительного.
Описание задания: Учитель вызывает 3 учеников и дает им карточки с названием рода – «домики».
Остальным детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик.
(Пальто, снег, зима, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, солнце, дерево, чай.)
«Мяч»
Цель: закрепление знания о падежах имени существительного.
Описание задания: Учитель, будет бросать мяч и называть простые словосочетания или вопросы падежей; ученик, бросая мяч обратно, будет называть падеж имени существительного.
Материал для игры:
По узкой тропинке; на зелёной полянке; мелкий дождь; Кому? Чему?; осенней погодой; о хорошем товарище, Кого? Чего?; в дальнюю дорогу, из последних сил; Кого? Что?.
«Закончи предложения»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Описание задания: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);
Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);
Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);
Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);
Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
«Закончи пословицу»
Цель: закрепление понятия о глаголе, повторение глаголов, противоположных по смыслу.
Описание задания: В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Мир строит, а война……(разрушает).
Смелый побеждает, а трус……(погибает).
Труд кормит, а лень……(портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима……(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……(мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и ……(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).
Ласточка день начинает, а соловей…(кончает).
«Найди глаголы»
Цель: закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Описание задания: на доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
«Какое время»
Цель: закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Описание задания: Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
«Волшебная шкатулка»
Цель: закрепление знаний о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
Описание задания: необходимо заменить фразеологизм глаголом в неопределенной форме. Затем придумать словосочетания с глаголом из фразеологизма, только в прямом значении. Бумажки с фразеологизмами лежат в шкатулке и вытягиваются поочередно:
Совать нос
дать стрекача
клевать носом
выходить из себя
зарубить на носу
чесать языки
«Почтальоны»
Цель: закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде.
Описание задания: Учащимся каждого ряда раздаются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6 х 25 см. с написанными на них существительными м.р., ж.р. и с.р.. 3 ученика назначаются почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными, соответствующим существительным каждого ряда. Их нужно доставить по адресам, т.е. к тем существительным, к которым они относятся. Ученики, получившие «письма», читают образованные словосочетания. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.
Материал для игры:
Красный карандаш, сочное яблоко, спелая груша, кислый лимон, толстое бревно, старший брат;
Зелёная трава, прозрачное стекло, верный друг, злая собака, яркое солнце, круглый стол;
Длинная дорога, пушистый снег, высокое дерево, свежий хлеб, глубокая река, козье молоко.
«Измени число»
Цель: закрепление понятия о числе прилагательных, умение изменять число прилагательных.
Описание задания: Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика словосочетаний прилагательных с существительными:
Высокая сосна –
Старший брат –
Толстое бревно –
Поздний час –
Гусиное перо –
Грозовая туча -
Верные друзья –
Сочные яблоки –
Синие плащи –
Спелые колосья –
Серые мыши –
Белые облака –
Первая команда должна записать свои словосочетания во множественном числе, а вторая команда – в ед.числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.
«Угадай»
Цель: формирование умения описывать предмет с помощью имён прилагательных.
Описание задания: Класс делится на две команды, в состав одной входят мальчики, в состав другой — девочки. Представитель одной группы говорит: «Я задумал предмет. Он такой-то (называет признаки задуманного предмета). Какой предмет я задумал?
Представитель другой группы должен угадать задуманное. Затем соперники меняются ролями. Выигрывает та группа, которая дала больше правильных ответов и более удачно характеризовала предметы.
«Образуй прилагательное»
Цель: закрепление умения образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Описание задания: Игра проводится в форме эстафеты по рядам, участвует весь класс. Каждый ряд получает карточку-задание, в которой записаны существительные по числу учащихся. Каждый игрок образует однокоренное прилагательное от одного существительного и записывает на карточке, последний игрок передаёт карточку учителю, который проверяет работы и определяет победителей.
Материал для игры:
Карман– Длина -
Честь– Туман -
Место– Грусть -
Машина– Радость -
Ужас– Весна –
«Противоположные по знанию»
Цель: Закрепление понятия о прилагательном, пополнение словарного запаса учащихся антонимами.
Описание задания: Играют 3 команды по 6 человек. На доске записаны 3 столбика прилагательных. Задача каждого игрока: подобрать к одному слову противоположное по смыслу прилагательное с другим корнем и записать его справа, например, сильный – слабый. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.
Материал для игры:
Белый – (чёрный), светлый – (голодный), чистый – (грязный), длинный – (короткий), грустный – (весёлый), дневной – (ночной), зимний – (летний), острый – (тупой), мягкий – (твёрдый), чёрствый – (свежий), светлый – (тёмный), горячий – (холодный), новый – (старый), трусливый – (смелый), зрячий – (слепой), здоровый – (больной), толстый – (тонкий), кривой – (прямой).
Лото «Личные местоимения»
Цель: закрепление знаний о местоимениях, умений определять лицо и падеж
Описание задания: Учащиеся тянут карточки со строчками из произведений. Необходимо найти местоимение, определить лицо, падеж.
Вот этот стол – сосновый стол –
К нам из лесу пришел.
Мне хорошо, колосья раздвигая,
Прийти сюда вечернею порой.
Ласточка с весною в гости к нам летит.
Солнце жарче припечет,
Небо дождь на нас польет.
Конь несет меня лихой.
А куда? Не знаю!
Мы сегодня в лес пойдем
За зеленой елкой.
Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Чего тебе надобно, старче?
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Математические загадки-пословицы
Цель: развитие умения употреблять имена числительные в речи.
Описание задания: В предложенных поговорках встречаются пропущенные числа, которые вы должны вставить. Кто правильно вставит эти числа и затем сложит их, то в сумме получит 23.
1. Наврал с … короба.
2. У него … пятниц на неделе.
3. … раз отмерь, … раз отрежь.
4. Обещанного … года ждут.
5. … сапога – пара
«Грамматическая викторина»
Цель: актуализация знаний о местоимениях.
Описание задания: учитель читает задание, задача детей угадать правильный ответ. За правильный ответ - ребята будут получать жетоны. Кто соберет больше всего жетонов – победит
1. К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»?
2. К личному местоимению прибавьте хвойный лес, получите название действия.
3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
4. Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак превратятся в маленького грызуна?
«Редактор»
Цель: формирование умения заменять наречия синонимичными фразеологизмами.
Описание задания: Замените наречия синонимичными фразеологизмами.
Шел медленно пес Барбос
И вот что говорил невнятно:
«Мы жили с котом дружно,
Но внезапно он закон нарушил.
Теперь уйду я далеко,
Никогда не передам привета».
Вы дружбу дорого цените,
Необдуманно лишних слов не говорите. (Е.А.Полежаева)
«Аукцион»
Цель: формирование умения подбирать фразеологизмы, в состав которых входит числительное.
Описание задания: Учитель называет имя числительное (например, семь). Нужно подобрать фразеологизмы, в состав которых оно входит. Побеждает тот, кто назовет фразеологизм последним.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделю.
Седьмая вода на киселе.
Семеро одного ждут.
За семь верст киселя хлебать.
Семь бед-один ответ.
За семью печатями.
Один с плошкой, семеро с ложкой