СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры, применяемые на уроках письма, развития речи и математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры, применяемые на уроках письма, развития речи и математики  

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры, применяемые на уроках письма, развития речи и математики»

Дидактические игры, применяемые на уроках  письма и развития речи    Дидактические игры, применяемые на уроках  письма и развития речи   для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста

Дидактические игры, применяемые на уроках письма и развития речи Дидактические игры, применяемые на уроках письма и развития речи

для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

младшего школьного возраста

Игра «Чудесное превращение слов» Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.    Говорят, один рыбак Куклу выронив из рук, Врач напомнил дяде Мите:  В речке выловил башмак, На пожелтевшую траву Но зато ему потом - Не забудьте об одном: Маша мчится к маме: Обязательно примите Роняет лев свою листву.  (лес) - Там ползет зеленый лук (жук) На крючок попался дом.  (сом) Забодал меня котел, (козел) С длинными усами.  Десять цапель перед сном.  (капель) На него я очень зол! 

Игра «Чудесное превращение слов»

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами.

В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая.

После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

Куклу выронив из рук,

Врач напомнил дяде Мите:

В речке выловил башмак,

На пожелтевшую траву

Но зато ему потом

- Не забудьте об одном:

Маша мчится к маме:

Обязательно примите

Роняет лев свою листву.  (лес)

- Там ползет зеленый лук (жук)

На крючок попался дом.  (сом)

Забодал меня котел, (козел)

С длинными усами. 

Десять цапель перед сном.  (капель)

На него я очень зол! 

Игра « Что перепутал художник» Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано  мак), коза (подписано  роза), мышка (подписано  мишка), кот (подписано  кит), муха (подписано  мука). Исправь ошибку. МАК РОЗА МИШКА КИТ МУКА

Игра « Что перепутал художник»

Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано  мак), коза (подписано  роза), мышка (подписано  мишка), кот (подписано  кит), муха (подписано  мука). Исправь ошибку.

МАК

РОЗА

МИШКА

КИТ

МУКА

Игра «Спрятавшееся слово» На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините. Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ. ХЛЕВ   УТОЧКА СТОЛБ ТОЧКА ЩЕЛЬ СТОЛ ЕЛЬ ЗУБР ЛЕВ УДОЧКА ДОЧКА КЛЕЩ ЗУБ ЛЕЩ

Игра «Спрятавшееся слово»

На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ.

В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

ХЛЕВ

 

УТОЧКА

СТОЛБ

ТОЧКА

ЩЕЛЬ

СТОЛ

ЕЛЬ

ЗУБР

ЛЕВ

УДОЧКА

ДОЧКА

КЛЕЩ

ЗУБ

ЛЕЩ

Игра  «Впиши слова в пирамидку» Вписать слова, используя рисунки  с изображениями: баран, бусы, барабан, бык. Б   Б     Б     Б                          

Игра  «Впиши слова в пирамидку»

Вписать слова, используя рисунки  с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.

Б

 

Б

 

 

Б

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра  «Перекрестки» ( отгадай загадки ) По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки 1. Инструмент, которым забивают гвозди. 2. Инструмент, которым рубят дрова. 3. Малина, черника, крыжовник – одним словом. 4. Большой населенный пункт. 5. Овощ красного цвета. (Молоток, топор, ягоды, город, помидор.) 1   О 2     О 3 5     4   О О О О О               О       О  

Игра  «Перекрестки» ( отгадай загадки )

По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

1

 

О

2

 

 

О

3

5

 

 

4

 

О

О

О

О

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

О

 

Игра  «Цепочка из слов» Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома. К Л И У к с К Т о к С у О о к С т м М О М К м О М Ш о К ш Ы Ш А к а К А

Игра  «Цепочка из слов»

Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.

К

Л

И

У

к

с

К

Т

о

к

С

у

О

о

к

С

т

м

М

О

М

К

м

О

М

Ш

о

К

ш

Ы

Ш

А

к

а

К

А

Игра «Собери слово» Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

Игра «Собери слово»

Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту

 Игра «Занимательные слова» Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Игра «Занимательные слова»

Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.

Игра  «Угадай последнее слово и запиши»   Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы. Не поедет без бензина наша быстрая …  (машина). Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи). Захотели малыши поточить….. (карандаши). Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши). Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки). Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а …..  (снежинки). Удивляется наш Сашка:   Блюдце есть, а где же….. (чашка)? Принесла нам дождь плакучий Эта грозовая …..(туча). Я от досады чуть не плачу –      Не решается….. (задача).

Игра  «Угадай последнее слово и запиши»

  Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

  • Не поедет без бензина наша быстрая …  (машина).
  • Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).
  • Захотели малыши поточить….. (карандаши).
  • Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).
  • Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).
  • Стали звездочки кружиться,
  • Стали на землю ложиться,
  • Нет, не звезды, а пушинки,
  • Не пушинки, а …..  (снежинки).
  • Удивляется наш Сашка:

  Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

  • Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

  • Я от досады чуть не плачу –

     Не решается….. (задача).

Дидактические игры, применяемые на уроках  математики   для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста

Дидактические игры, применяемые на уроках математики

для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

младшего школьного возраста

Игра «Математический бег по числовому ряду» Цель:  обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд. Оснащение:  числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров                4 + 2 =     8 + 2 =     6 + 2 =                        4 – 2 =     8 – 2 =     6 – 2 =         Содержание игры.  Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число. - С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа). -На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1) - Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2). - Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)  

Игра «Математический бег по числовому ряду»

Цель:  обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.

Оснащение:  числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров

               4 + 2 =     8 + 2 =     6 + 2 =

                       4 – 2 =     8 – 2 =     6 – 2 =        

Содержание игры.  Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.

- С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).

-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)

- Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).

- Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)

 

Игра  «Было – стало» Цель.  Ознакомление с переместительным законом сложения. Оснащение.  На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки. Содержание.  Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Игра  «Было – стало»

Цель.  Ознакомление с переместительным законом сложения.

Оснащение.  На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание.  Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение:

3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

ки. Игра «Волшебная яблоня» Цель.  Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка. Оснащение.  Изображение яблони с кармашками для яблок .   Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.     Содержание.  На доске висит  изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере. 2 + □ = 5        4 + 2 = □       □ – 3 = 6   и т. п. Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

ки.

Игра «Волшебная яблоня»

Цель.  Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.

Оснащение.  Изображение яблони с кармашками для яблок .   Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.    

Содержание.  На доске висит  изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.

2 + □ = 5        4 + 2 = □       □ – 3 = 6   и т. п.

Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.

Игра «Незадачливый математик» Цель : обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых. Оснащение.  Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка. Содержание игры:  на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками. Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка. Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал. 43 =    + 3 35 = 30    5    = 20 + 9 1   = 10 + 5 57 = 50 +    4 = 40 +  

Игра «Незадачливый математик»

Цель : обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение.  Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры:  на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

43 =    + 3

35 = 30    5

   = 20 + 9

1   = 10 + 5

57 = 50 +  

 4 = 40 +  

Игра  «Вырастим сад» Цель.  Обобщение любых вычислительных навыков. Оснащение.  Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры. Содержание игры.  Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы. Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания. По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.

Игра  «Вырастим сад»

Цель.  Обобщение любых вычислительных навыков.

Оснащение.  Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.

Содержание игры.  Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.

Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.

По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.

Игра «Треугольники» Цель:  развитие вос­приятия формы предметов. На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?  

Игра «Треугольники»

Цель:  развитие вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

 

Игра «Составь поезд» Цель.  Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов. Оснащение .  Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров. Содержание.    На рисунках вагонов  в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов.  Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети,  читают слово, получившееся из букв на вагоне. Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4),  с буквой «А» - (6 – 4), с буквой «Г» - (7 – 4),  с буквой «О» - (8 – 4), с буквой «Н» (9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

Игра «Составь поезд»

Цель.  Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.

Оснащение .  Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.

Содержание.    На рисунках вагонов  в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов.  Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети,  читают слово, получившееся из букв на вагоне.

Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4),  с буквой «А» -

(6 – 4), с буквой «Г» - (7 – 4),  с буквой «О» - (8 – 4), с буквой «Н»

(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

Игра «Ну, погоди!» Цель:  повторение порядкового счета ;  развитие внимания, логического мышления. - Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.

Игра «Ну, погоди!»

Цель:  повторение порядкового счета развитие внимания, логического мышления.

- Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.

    Спасибо за внимание

Спасибо за внимание