Дидактические игры в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра- своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
Игра- это набор физических и умственных движений и действий, которые мотивируют состояние радости, удовлетворения, наслаждения и способствуют налаживанию взаимоотношений с окружающими.
Игра является естественной частью жизни ребенка, которая отталкивается от чувства любознательности и стремления к осознанию чего- либо.
Игра является средством пробуждения интереса, она имеет также обучающий характер и в большинстве случаев дает больше положительных результатов, чем чтение книг.
В процессе игры, и особенно обучающей игры, дети младшего дошкольного возраста получают доступ к новым мыслительным навыкам, у них формируются новые нравственные понятия и категории, улучшаются и расширяются умения.
Дидактическая игра- это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующие их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки, а также формируются социально значимые черты личности.
Дидактическая игра может служить составной частью НОД. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Дидактическая игра как метод обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.
По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно- печатные, словесные.
В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
Настольно- печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными особенностями детей; требует большого педагогического мастерства.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.
С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх.
Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.
Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры в процессе которых дети вспоминают и закрепляют бытовой словарь.
Широко используются музыкально- дидактические игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры.
С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому нужно вводить в игру элементы соревнования.
В играх отображаются более сложные по своему содержанию жизненные явления. Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
Таким образом детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики- лишение его главного источника развития.
Игра- единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Для налаживания диалогического общения используются настольно- печатные игры с правилами.
Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности.
Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение- с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться.
Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности направлены на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы, группировать, составлять целое из частей. Игры помогают формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.