Дидактические карточки по теме «Склонение имен существительных»
Карточка № 1
1. Выпиши только существительные первого склонения.
Яблоня, дверь, рыба, сноп, кухня, крупа, стрела, овёс, комар, стрекоза, столяр, сестра, ступня, коза, капля, башня, луна, гора, месяц, гиря, шуба, конь, овца, деревня, стая, струя, дяденька, небо, дыня, медведь, роща, рояль, мозоль.
2. Подбери по 4 существительных 2-го и 3-го склонения.
Карточка № 2
1. Выпиши только существительные второго склонения.
Яблоня, дверь, компьютер, уголь, сноп, кухня, крупа, стрела, овёс, комар, стрекоза, столяр, сестра, улей, ступня, коза, капля, окунь, башня, небо, гора, месяц, гиря, шуба, конь, овца, Андрей, деревня, стихотворение, струя, мороженое, дяденька, небо, дыня, гнездо, медведь, роща, рояль, мозоль, кенгуру, кукла, пупсик, пугало.
2. Подбери по 4 существительных 1-го и 3-го склонения.
Карточка № 3
1. Выпиши только существительные третьего склонения.
Яблоня, дверь, тишь, сноп, кухня, крупа, стрела, овёс, комар, стрекоза, столяр, сестра, улей, ступня, дочь, коза, капля, окунь, календарь, небо, гора, месяц, уголь, гиря, шуба, конь, овца, деревня, дичь, луч, карась, оса, стихотворение, струя, дяденька, небо, дыня, гнездо, течь, медведь, роща, рояль, мозоль.
2. Подбери по 4 существительных 1-го и 2-го склонения.
Карточка № 4
Спиши. Определи склонения существительных.
Стоит морозная ночь. Падают на землю красивые снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звёзды обращаются тогда в снежную пыль. А когда мороз слабеет, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Карточка № 5
Вставь пропущенные буквы. Спиши. Определи склонение имён существительных в тексте
Св_стит к_сая м_тель – белая м_тла д_роги м_тёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые в_д_пады. Ск_льзит ярос_ная п_зёмка. Февраль л_тит на всех п_русах.
Гонятся вихри за санями, м_шинами, кружат хороводы вокруг д_мов, з_м_тают пути-д_роги. Тонут в белых в_лнах заборы. За каждым ст_лбом – сн_говорот. Над каждой елью – белые флаги. Тучи сыплют сне_ сверху. Со_нце запуталось в снежных вихрях, как з_л_тая рыба в белой сети. Круговерть от з_мли и до неба!
(По Н. Сладкову)
Карточка № 6
Вставь пропущенные буквы. Спиши. Определи склонения всех имён существительных, которые встречались в тексте.
Б_рёза всегда х_р_ша.
В поле ст_ит б_рёза, тр_пещет на в_тру з_лёными л_сточками. Б_рёз_вая рощ_ в_сной звенит от птич_их песен. П_ходишь по б_рёз_вому солнечному лесу, п_трогаешь белые ств_лы и клейкие л_сточки, п_смотришь, как вет_р сдувает ж_лтую пыл_цу с с_рёжек, п_слушаешь, как п_ёт скв_рец, и станет тебе ле_ко и радо__но.
З_мой, как покажется над лесом со__це, б_рё_ка з_бл_стит, з_горится на м_розе с_р_бром. Зимним утром прил_тают на б_рёзу т_т_рева и клюют бурые с_рё_ки.
Карточка № 7
Спиши. Определи склонение и падеж существительных.
Смастерил для голубя, обиделся на сестру, прочитал книгу, спрятался под столом, влетел в окно, на больную мозоль, к маленькой дочери, под высокой крышей, в тёплом пальто, о маленьком шимпанзе, до деревенского родника, в весенней капели, к хорошему человеку.