Тема:
Наука, ее функции.
Научное познание.
Истина и её критерии .
Подготовил: учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи Н.А. Ляпина
Знание – это совокупность
систематизированных результатов
познавательной деятельности человека. Он
включает в себя все утверждения об
окружающем мире.
Научное познание – это процесс
познавательной деятельности человека,
направленной на получение объективных,
систематизированных, обоснованных и
организованных знаний о природе,
человеке и обществе. (Сумма всех знаний в какой-
либо области).
Особенности научного познания
- Объективность знаний о природе, человеке и обществе
- Непротиворечивость, доказательность, системность
- Проверяемость
- Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
- Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
- Высокий уровень обобщения полученных знаний
- Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Принципы научного познания (исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
- Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
- Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
- Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума
есть три основнх направления:
- католицизм (западное);
- православное
- протестантизм.
Уровни научного познания
- Эмпирический (чувственный ) — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
2. Теоретический (рациональный) – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)
Эмпирические методы научного познания
- Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
- Эксперимент - изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
- Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
- Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Теоретические методы научного познания
- Анализ – (от греч. разложение, расчленение) процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
- Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
- Индукция — (от лат. наведение) переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
- Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному (например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
Теоретические методы научного познания
- Абстрагирование – (от лат. — отвлечение ) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
- Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
- Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
Теоретические методы научного познания
- Идеализация — (от лат. образ), мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
- Классификация – (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
- Формализация – (от лат. — вид, образ) знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ )
Формы научного познания
- Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности) (Вов, Луна – спутник Земли)
- Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (законы Ньютона)
- Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
Формы научного познания
- Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
- Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
- Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества).
Формы знания
- Обыденно-практическое — основывается на личном опыте человека в его повседневной жизни. (Птицы летают с помощью крыльев; студент отрабатывает практику, которая помогает в освоении будущей профессии).
- Житейское – основывается на жизненном опыте (при солнечных ожогах растирают тело сметаной или кефиром; при обморожении растирают конечности и дают теплое питье)
- Художественное - мышление образами (книги, фильмы, картины)
- Научное — соответствует истине. Объективная картина мира, существующая вне зависимости от человека. (Земля круглая).
- Ненаучное — не соответствует научной картине мира, разрозненное и несистематизированное. (Земля плоская, потому что мы видим ровную линию горизонта).
- Антинаучное — даёт намеренное искажение реальной действительности. (Средние века воевали на танках).
- Донаучное — прототип знания, составляющий основу для научного знания. (Всё большое состоит из мелких частей).
- Паранаучное — не подтверждается научным знанием и идёт с ним вразрез. (В океане живут русалки).
Задание 1 .
- Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А) ощущение
Б) понятие
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ
В) восприятие
1) чувственное познание
Г) представление
2) рациональное познание
Д) суждение
Задание 1.
- А) ощущение — чувственное познание.
- Б) понятие — рациональное познание.
- В) восприятие — чувственное познание.
- Г) представление — чувственное познание.
- Д) суждение — рациональное познание.
Задание 2
Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) проведение контрольных измерений
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Б) выдвижение и обоснование гипотез
1) эмпирическое познание
В) создание логической модели изучаемого объекта
Г) описание изучаемых явлений
2) теоретическое познание
Д) проведение научного эксперимента
Задание 2
- А) проведение контрольных измерений — эмпирическое познание.
- Б) выдвижение и обоснование гипотез — теоретическое познание.
- В) создание логической модели изучаемого объекта — теоретическое познание.
- Г) описание изучаемых явлений — эмпирическое познание.
- Д) проведение научного эксперимента — эмпирическое познание.
Задание 3
- Используя обществоведческие знания,
- 1) раскройте смысл понятия «познание»;
- 2) составьте два предложения:
- − одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
- − одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания
Задание 3
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- 1 ) определение понятия : познание — это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке;
- 2) одно предложение содержащее информацию об уровнях познания: Учёные-обществоведы выделяют два уровня познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное (теоретическое);
- 3) одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания: Рациональное познание представляет собой познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта.
Задание 4
- Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание как вид деятельности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 4
1. Понятие познание.
6. Особенности научного познания:
2. Субъект и объект познания.
- а) системность и обоснованность;
- б) объективность;
- в) наличие специальных методов познания;
- г) использование специального языка науки и др.
7. Многообразие форм ненаучного знания:
3. Уровни познания:
- а) чувственный;
- б) рациональный.
- а) жизненный опыт и здравый смысл;
- б) мифология;
- в) религия;
- г) искусство и др.
8. Результаты познания:
4. Виды познания:
- а) истина;
- б) заблуждение;
- в) ложь и т.д.
- а) научное;
- б) ненаучное.
5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Истина
- Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
- Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.
Истина подразделяется :
Абсолютная истина —
Относительная истина –
это полное,
это знание, которое будет пополняться с развитием
исчерпывающее знание
науки, так как оно ещё неполное, не до конца
человека о чём-либо.
раскрывает суть явлений, предметов и т.д.
Данное знание не будет
Происходит это в и силу того, что на данном этапе
развития человечества наука пока не может дойти до
опровергнуто или
дополнено с развитием
конечной сути изучаемого предмета .
науки.
Объективная и субъективная истина
- Объективная истина — это такое
содержание человеческого знания, которое существует в
реальной действительности и не
зависит от человека, от его уровня познания. Это весь
мир, существующий вокруг.
- Субъективная истина – это знания,
полученные человечеством в результате его
познавательной деятельности, это всё то в
реальной действительности, что прошло
через сознание человеком, понято им.
Критерии истины
Критерии -это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
- 1. Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
Критерии истины
2. Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория . Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная. В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
Теоретические критерии истины:
- Соответствие логическим законам
- Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
- Простота формулировки
Критерии истины
3. Практика
Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём .
Вывод
- Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину , чего бы она ни касалась.
1 .
Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
1) критерием истины
2) объективной истиной
3) относительной истиной
4) абсолютной истиной
1) Абсолютной истиной
2.
Относительная истина — это знание
1) ложное
2) неполное
3) непроверенное
4) необоснованное
2) Неполное
3.
Абсолютная истина, в отличие от относительной
1) добывается только научным путем
2) является исчерпывающим знанием о предмете
3) требует усилий для своего понимания
4) содержит объективное знание о предмете
2) является исчерпывающим знанием о предмете
4.
Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это
1) научное понятие
2) относительная истина
3) народная мудрость
4) абсолютная истина
4) абсолютная истина
5.
И абсолютная, и относительная истина
1) содержит объективное знание о предмете
2) добывается только научным путем
3) никогда не может быть опровергнута
4) является исчерпывающим знанием о предмете
1) содержит объективное знание о предмете
Спасибо за внимание!