Обучение смысловому чтению на уроках математики обучающихся 5-9 классов В данной статье мы сконструируем дидактические материалы по обучению смысловому чтению на уроках математики в 5-9 классах. Блоки с примерами обучения смысловому чтению будем основывать на приёмах, смыслового чтения. Формировать дидактические материалы будем от простого к сложному в соответствии с содержанием предмета «Математика» в 5-9 классах.
2.1. Приём «Верные и неверные утверждения»
Задание № 1. Определи истинными или ложными являются следующие утверждения:
Каждое натуральное число имеет более двух делителей.
Координатная прямая имеет точку отсчёта.
Некоторые шкалы состоят из 45 делений.
Периметр треугольника равен сумме его сторон.
В числовом выражении всегда первым действием выполняют умножение.
Иногда множитель больше произведения.
Задание №2. Проверь истинность утверждения:
Задание № 3: Вместо звёздочки вставь неизвестную цифру так чтобы получилось истинное утверждение. Укажи все возможные варианты ответов:
312* делится на 2;
312* делится на 9;
312* делится на 4.
Задание №4. Определи истинность высказываний и запиши их с помощью знаков: больше, меньше, больше или равно, меньше или равно.
а) «Три меньше пяти»;
б) «Три больше пяти»;
в) «Три меньше или равно пяти»;
г) «Три не больше пяти»;
д) «Три больше или равно пяти»;
е) «Три не меньше пяти».
Задание №5. Какие из следующих утверждений истинны? Как можно их доказать или опровергнуть?
1). Каждое трёхзначное число больше 100.
2). Существует наибольшее трёхзначное число.
3). Существует наибольшее пятизначное число.
4). Существует наименьшее натуральное число.
5). Закрашено восемь пятнадцатых квадрата (рис. 26а).
Рис. 26 а. Квадрат
Задание № 6. Подумай истинными или ложными утверждениями становятся следующие предложения при указанных значениях букв x и y (рис. 18)? Аргументируй свой ответ.
а) 12x-35y=1 (x=3, y=1)
б) 14x-26y=0 (x=6, y=3)
в) 2x-y27 (x=14, y=5)
г) x+2y x=8, y=320)
д) 5x-6y≥28 (x=8, y=2)
е) 3x+y≤210 (x=60, y=25)
Задание № 7: Определить истинность утверждения: «из всех прямоугольников с периметром 36 см наибольшую площадь имеет квадрат» (считать, что длины сторон прямоугольников выражаются натуральными числами).
Задание № 8: Найди все значения переменной z, принадлежащие множеству Z={42, 73, 243, 347, 534, 8612, 12 345}, при подстановке которых в данное предложение получаются истинные утверждения.
Число z делится на 2.
Число z делится на 3.
Число z делится на 2 и на 3.
Число z делится на 2, но не делится на 3.
Число z делится на 3, но не делится на 2.
Число z не делится ни на 2, ни на 3.
Число z делится на 6.
Задание № 11: Докажите истинность данного утверждения методом перебора:
«Уравнение вида:
, не имеет натуральных корней на промежутке от
до
».
Задание № 3: Приведите пример, доказывающий истинность утверждения:
Существуют числа, имеющие в разряде сотен цифру 0.
Некоторые геометрические фигуры не имеют вершин.
Хотя одно чётное число имеет нечётный делитель.
Можно найти такое уравнение, корнем которого будет число 7.
Существует число меньшее 234.
Задание № 1. Учёные посчитали сколько детёнышей появилось у некоторых зверей в зоопарке г. Красноярск за 2022 и 2023 год и внесли эти данные в гистограмму (рис. 37).
Рис. 37. Количество детёнышей в зоопарке г. Красноярск за 2020-21 г.
Определи какие утверждения являются истинными:
Одно деление по вертикальной оси равно пяти.
Что обозначено синим цветом? Оранжевым цветом?
Сколько детёнышей бегемота появилось на свет в 2020 году.
В каком году рождаемость была самой высокой?
Каких зверят родилось больше за весь период?
Сколько всего родилось зверят в 2022 году? В 2023 году?
Задание № 2. В магазине продается сливочное масло разного вида в различной упаковке (табл. 21). Для того, чтобы постряпать печенье необходимо купить 500 грамм масла. Во сколько обойдётся самая дешёвая покупка?
Запишите в ответ номера истинных утверждений:
1). Самая дешёвая покупка обойдётся в 520 рублей.
2). Алтайское масло в два раза дешевле Домашнего.
3). Средний вес пачки масла равен 230 грамм.
4). Цена одного килограмма Русского масла 1 000 рублей.
Список литературы
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Икар, 2009. – 448 с.
Александрова, А. Г. Логопедическое чтение. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / А. Г. Александрова – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 96 с.
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Беркенова, Г.С. Технология развития критического мышления как условие достижения нового образовательного результата / Г. С. Беркенова. – М.: Просвещение, 2015. – 44 с.
Гин, А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А. А. Гин – М.: Вита-Пресс, 1999. – 88 с.
Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания: автореф. дис. ... канд. псих. наук. / Л. П. Доблаев; АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. - Саратов: [б. и.], 1972. - 41 с.
Дорофеев, Г. В. Математика, 5 класс. Часть 1. / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 176 с.: ил.
Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. –2-е изд. – М.: «Логос», 2000. – 222 с.
Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов/ И. П. Ильин– М.: Интрада, 2001. – 423 с.
Кирсанова, Л. А. Педагогическая технология в воспитательной системе В. Н. Сороки-Росинского /Л. А. Кирсанова, М. П. Горчакова-Сибирская. − М.: Просвещение, 1992. – 115 с.
Краевской, В. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевской, А. В. Хуторской – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Куропятник, И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей / И. В. Куропятник // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – № 6, 2012. – С. 13-65.
Лабутина, Т. Ю. Смысловое чтение. Тетрадь тренажёр для начальной школы. 1 класс / Т. Ю. Лабутина. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 96 с.
Макарова, Е.Н. Технология развития критического мышления. Что такое критическое мышление. / Е. Н. Макарова. – М.: Просвещение, 2018. – 37 с.
Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
Манина, Н. В. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы: Пособие для учителя/ Н. В. Манина. – М.: «Логос», 2021. – 79 с.
Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя/ И. В. Муштавинская. – СПб.: «КАРО», 2009 − 84 с.
Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. − 568 с.
Ребер, А. Большой толковый словарь, в 2-х томах /А. Ребер. – М.: Вече АСТ, 2003. −Т. 1.– 591 с.
Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеол. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 305 с.
Сластёнин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, под редакцией В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 797с.
Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения. Пособие для
учителя. – М.: Баллас, 2011. – 130 с.