СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник дидактических материалов предназначен для учителей основной школы, но также он может быть использован и для работы в старших классах.  Материал в нем расположен в соответствии со школьной программой и дает учителю возможность выбирать нужные предложения и тексты при закреплении и повторении правил пунктуации. Отдельные предложения и связные тексты взяты  из произведений классической и советской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по пунктуации»









ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПУНКТУАЦИИ





Пояснительная записка



Автор разработки

Учитель русского языка и литературы - Останина Татьяна Валентиновна

Образовательная организация

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с.Сорвижи Арбажского района»

Предмет

Русский язык

Класс

5-7

Тема системы уроков

Пунктуация

Подход к образовательной деятельности

Системно-деятельностный подход. Индивидуальный подход.

Возможные типы уроков

Урок открытия нового знания; урок общеметодологической направленности; урок рефлексии; урок развивающего контроля.

Возможные технологии уроков

Здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; ИКТ-технология; игровая технология; модульная технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технология уровневой дифференциации; групповые технологии.

Цели использования данного дидактического материала

Изучение, обобщение или систематизация пунктуационных правил русского языка; первичное закрепление или повторение учебного материала; выявление пробелов для дальнейшей коррекционной работы; формирование и развитие УУД.

Задачи использования данного дидактического материала

Обучающие: обеспечить системное усвоение, повторение, закрепление учебного материала.

Развивающие: формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка; воспитание ценностного отношения к труду; развитие коммуникативных УУД.

Формируемые УУД

Личностные: развитие самостоятельности в учении, уважения к труду.

Познавательные: развитие пунктуационной зоркости; отработка и совершенствование навыков постановки знаков препинания.

Регулятивные: развитие внимания; определение целей и пути их достижения; самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: индивидуальная работа; развитие ИКТ-компетенций.

Учебно-методический комплекс

Учитель работает по линейке учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.

Дидактический материал подойдет для любого УМК.



Предисловие

Сборник дидактических материалов предназначен для учителей основной школы, но также он может быть использован и для работы в старших классах. Материал в нем расположен в соответствии со школьной программой и дает учителю возможность выбирать нужные предложения и тексты при закреплении и повторении правил пунктуации. Отдельные предложения и связные тексты взяты из произведений классической и советской литературы.

Знаки препинания в конце предложения

Найдите границы предложений. Запишите текст, расставив знаки в конце каждого предложения.

1).Радостно светит в весенний день солнышко быстро тает на полях снег

побежали по дорогам весёлые, говорливые ручейки лёд на реке посинел

надулись на деревьях пахучие клейкие почки уже прилетели из тёплых краёв грачи важные, чёрные, ходят они по дорогам (Соколов –Микитов)


2). Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекой в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей хорошо зверям и птицам весной в лесу на зелёной полянке собрались ранним утром зайчишки радуются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою (Соколов –Микитов)

3) Тихая и тёплая заря занималась над землёй на краю неба ещё догорали звёзды Варюша пошла к лесу на опушке она остановилась что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине на верхушке сосны ударил дятел — пять раз. (К.Паустовский)

Распредели, используя цифровые обозначения, разные по цели высказывания предложения по группам (знаки в конце предложения не расставлены):

а) повествовательные б) вопросительные в) побудительные

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко

2. Берегите природу

3. Набежал ветерок и зашелестел листьями прибрежных ракит

4. Ты видел, как украсили зал

5. Далеко в разрывах мягких туч светило солнце

6. Кто не написал сочинение

7. Просыпайся скорее

8. Прочитайте на каникулах сказки Андерсена

9. Что такое предлог

10. Ты сегодня хорошо отвечала, Юля



1. Наступили холода

2. Коля, ты выучил урок

3. Звенит звонок

4. Относись к порученному делу добросовестно

5. Для чего служит предлог

6. Старайся быть достойным человеком

7. Я видел багровое солнце

8. Ты, Гена, нарисуй закат солнца

9. Ребята, вы любите загадки

10. Мы очень любим загадки



1. Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле

2. Посиди хоть немного

3. Какие уроки будут у вас завтра

4. Пойдёшь на улицу вечером

5. Начался листопад

6. Пиши грамотно

7. Спи, мой воробушек

8. Вдоль дорожек и улиц висят кормушки

9. Ты уже не дерёшься

10. Сделайте домашнее задание по образцу


Составьте из данных слов разные по цели высказывания предложения

Из данных слов составьте разные по цели высказывания предложения.

В, хвойный, лес, под, плотный, листочки, спрятаться, ягоды

Ты, знать, их название

Они, называться, голубика

Мы, делать, вкусный, из, эти, ягоды, сок

Собирай, эта, ягода, здоровье, для, она, полезная



Тире между подлежащим и сказуемым

Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым, объясните графически его постановку.

1) Крот самый таинственный наш зверек.

2)Ёжик закадычный друг детства.

3)Вальдшнеп птица стремительная, любит густые заросли.

4)Красная площадь это сердце нашей Родины.

5)Май это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.

Творческая работа. Перестройте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены существительными в именительном падеже. Запишите получившиеся предложения, расставляя нужные знаки препинания.

  1. Петя считается лучшим учеником класса.

  2. Солнце кажется раскаленным шаром.

  3. Оружейная палата в Кремле является хранилищем несметных сокровищ.

  4. Сергей был страстным охотником и рыболовом.

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения. Поставьте, где нужно, тире.

1. Москва столица России. 
2. По улице идёт трамвай.
3. Геология наука о строении, составе, истории земной коры.
4. Вы разберётесь в этой проблеме.
5. Костюм совсем новый.
6. Лесть и трусость самые дурные пороки.
7. Земля велика и прекрасна.
8. Луна осветила окрестности.
9.Март первый месяц весны.
10. Я подхожу к морю.

11. Байкал самое глубокое озеро в мире.





Однородные члены предложения

Спишите и подчеркните однородные члены как члены предложения, поставьте, где надо, запятые, выделите союзы.

Одна черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушала лещиновые кусты. 

Я замазал обгрызенные места смолою и воском.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след путаются по двойным следам и далёким прыжкам удивляются хитрости зайца.

 Я прицелился в бок и выстрелил. 

Холодная изморозь и тёмные волны на реке нагоняли тоску. 

Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали.

Но вот подул с юга тёплый ветер и точно разгладил лица людей.

 Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея и наконец остановились.

Лодки вытащили они на берег багаж унесли в избушку

Рыбаки чинили невода конопатили лодки изготовляли якорницы вязали смолили.

Рыба в эти ловушки попадала ценная осётр стерлядь таймень частенько налим.

Вечерами в избушке становилось людно и шумно.

Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы. 

Костёр от сырости зашипел защёлкал принялся чихать будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. 

Васютка смотрит то вверх то вниз по реке.

Тянутся берега навстречу друг другу хотят сомкнуться и теряются в просторе. 

(В.П.Астафьев)

Спишите текст, найдите и подчеркните однородные члены предложения

1. Днём и ночью слышны в лесу шорохи. Это шепчутся деревья, кусты и цветы. Переговариваются птицы и звери. Даже рыбы произносят слова. Только надо суметь услышать.

Не откроют они своих секретов равнодушному и безразличному. Зато любознательному и терпеливому расскажут о себе всё.

Зимой и летом слышны шорохи.

Зимой и летом не умолкают разговоры.

И днём и ночью... (Н.Сладков)


2. Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И всё- таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. Но здесь ещё сохранилось много комаров. Они начали донимать Васютку. Отмахиваясь от них, мальчик внимательно следил за ныряющими на озере утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. (В.Астафьев)



Распространите предложения однородными членами, не связанными союзами.


1.Космонавтом может быть только смелый, … человек.

2.К началу учебного года надо купить тетради, …

3.На рынке продавали яблоки, …

4.За свою долгую жизнь он побывал в Сибири, …

5.Иней лежал на траве, …


Найдите обобщающие слова при однородных членах, расставьте знаки препинания.


1.Все было непривлекательно и небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров. (Паустовский)

2.Ничто не шелохнется ни дерево ни вода.(Тургенев)

3.По углам валялась различная рухлядь разбитая прялка измятые жестяные банки из-под пороха изорванные патронташи погнутые шомпола.(Мальцев)

4.Повсюду происходили шумные разговоры в клубе на улицах на скамейках у ворот.(Гаршин)

5.Местами можно встретить кустарники рябину калину черемуху крушину.(Шевченко)

6.Урал славится редкими камнями-самоцветами гранатом малахитом яшмой аметистом изумрудом.




Вставьте подходящие по смыслу обобщающие слова.


И лес, и поле, и река покрылись туманом.

Разноцветные листья лежали на дорогах, на крышах, на кабинах тракторов и машин.

Не видно было ни камышей, ни плотины, ни берегов.

Ни в мороз, ни в буран, ни в дождь они не прекращали работы.

Еще голы стоят осины, ольха, березки.

Пыль лежала толстым слоем на столе, на скамейках, на паркетном полу.




Сложное предложение.

Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.

  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.

  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.

  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

  5. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.

  6. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.

  7. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.

  8. Листья облетят но на ветках останутся почки.

  9. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

  10. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.

  11. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.

  12. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.

  13. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

  14. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.

  15. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.

  16. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.

  17. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

  18. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.

  19. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.

  20. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

Спишите, расставляя запятые и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.


1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.



Списать текст, найти сложные предложения, подчеркнуть грамматические основы.


Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел.

Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара.

Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.

Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья.

Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. (К.Паустовский)



Найдите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выделите грамматические основы, определите, чем связываются простые предложения в составе сложного.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.

  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.

  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.

  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.

  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

  6. Мы увидели что она пролезла вместе с волчатами в нору.

  7. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.

  8. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.

  9. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

  10. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

  11. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.

  12. Я слышал как посапывает во сне кот.

  13. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.

  14. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.

  15. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

  16. Когда я вернулся домой мама уже спала.

  17. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.

  18. Утром я увидел что выпал снег.

  19. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.

  20. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

  21. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.

  22. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.

  23. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.

  24. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.

  25. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

  26. Но солнце грело ласково глаза привыкли к яркому свету.

  27. Качались зелёные травинки плескали ленивые волны.

  28. Я иду по болоту и лунный свет теперь уже вспыхивает и гаснет в лужах.



Обращение.

Найдите обращения, расставьте запятые при обращении.

Лиса и Еж

– Всем ты Еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

– А что Лиса я с колючками некрасивый, что ли?

– Да не то чтобы некрасивый...

– Может, я с колючками неуклюжий?

– Да не то чтобы неуклюжий...

– Так какой же я такой с колючками-то?

– Да какой-то ты брат с ними несъедобный... (Сладков)


Лосёнок и Лосиха

– Посмотри мама какие у меня ноги большие да длинные!

– Длинные сынок большие.

– Посмотри мама какие у меня уши широкие да большие!

– Широкие сынок большие.

– А отчего мама у меня ноги и уши большие?

– А оттого сынок что ты у меня ещё совсем маленький...(Сладков)


Яблонька и Воробей

– Слушай Воробей ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ты, что они про зайца-русака говорят: хищный он зверь или нет?

– Ой Яблонька насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

– Кору?! Ох, чуяло моё сердце: огложет он меня со всех сторон хищник свирепый! Погубит злодей! (Сладков)

Воробей

– Здорово ль живёшь Воробей?

– Чуть-жив Пастушок чуть-жив!

– Сладко ль спал-ночевал Воробей?

– Чуть-жив Доярочка чуть-жив!

– Чего Воробей не весел, чего нос повесил?

– Чуть-жив Птичница чуть-жив!

Пастушок ему корочку, Доярочка – зёрнышко, Птичница – колосок.

– Сыт-жив люди добрые сыт-жив! (Сладков)



Предложения с прямой речью

Запишите предложения, расставьте знаки препинания  и составь схемы предложений.

1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.

8)Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.

9) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.

10) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.

 11) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.

 12) Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!

 13) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.

14)Вот жадина изумилась сестра.
15) Спасибо Павлуша сказала я.
16) Отец успокоил ты спи.

17) Сколько тебе лет Антипыч спрашивали мы.










Знаки препинания при причастном обороте

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые. Причастные обороты выдели.

  1. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.

  2. 1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.

  3. Такими сл…вами встретил старый Бульба двух сыновей св…их учивш…хся в киевской бурсе и пр…ехавш…х уже на дом к отцу.

У них были только дли…ые чубы, за которые мог выдрать их всякий козак н…сивший оружие.

Бедная старушка пр…выкшая уже к таким поступкам своего мужа печ…льно гл…дела сидя на лавке.

 Он любил простую жизнь козаков и пере(с,сс)орился с теми из своих т…варищей, которые были наклонны к варшавской ст…роне н…зывая их холоп…ями польских панов.

Она пр…никла к изг…ловью д…рогих сыновей своих л…жавших рядом…

Мес…ц с вышины неба давно уже оз…рял весь двор наполне…ый спящими густую кучу верб и высокий бур…ян, в котором потонул ч…ст…кол окружавший двор.



Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастные обороты, как члены предложения. Укажите границы причастного оборота.


1.  Золотистые листья берез шелестели колеблемые осенним ветром  но не опадали.

2.  Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

3.  Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

4.  В мастерскую привезли табуретки сделанные столярами.

5.   Учебники полученные в начале года и указанные в списке должны быть сданы на перерегистрацию.

6. Пропитанный солнцем  туман лежал  над Москвой.

7.   Не закрытая тучей заря освещала окна.

8.   Наступает золотая осень приносящая дожди.

9.   Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

10.  Замёрзшие за ночь цветы оживали.

11. Передо мной стоял чайник, засыпанный рублевым чаем.

12. Он увидел две длинные тени шагавшие через шпалы.

13. У глинистого берега стояла купальня обитая парусом.

14. В руках он держит циркуль сделанный из двух длинных спиц.

15. Под колесами всхлипывал снег мешавшийся с вязкой грязью.

16. Рядом с управляющим стоял мужик приезжавший ко мне с письмом.

17. У широкой степной дороги называемой большим шляхом ночевала отара овец. 18. Два окна выходившие из дежурной комнаты были ярко освещены.

19. Старые березы насаженные по краям ее тихо шептались молодой листвой.

20. С деревьев окутанных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги.

21. Конверт первый попавшийся мне на глаза содержал в себе следующее письмо.



Знаки препинания при деепричастном обороте



Подчеркните деепричастные обороты



Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...(А.С.Пушкин)



Дополните каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и расставив знаки препинания.

1. Вода подступила к самому краю обрыва.

2. Колонна студентов прошла по площади.

3. Утренний ветер принёс с собой гарь.

4. Сквозь тучи били солнечные лучи.

5.После дождя в лужах купались воробьи.

6.Наступили сумерки, и ребята начали расходиться.

7.Мы встали на рассвете. 

8.Море расстилалось синим ковром до самого горизонта.



Раскройте скобки, заменив глагол в скобках деепричастием, расставьте знаки препинания.

1. Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам.

2. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу.

3. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому.

4. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился.

5.Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

Подчеркните деепричастные обороты и одиночные деепричастия

Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно… (А.Пушкин)

Расставьте запятые, подчеркните деепричастные обороты.

А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну. Он еще мог бы сделав усилие вырваться из елани обратно. Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. (Пришвин)

Выделите обособленные обстоя­тельства, выраженные деепричастиями и деепри­частными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.

1. Вечером пристроившись на попутную машину я выехал в Тельму (Песков). 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены сидя на корточках (Трифонов). 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать (Салтыков-Щедрин). 4. Глебов волнуясь отошёл в сторону потыкался туда-сюда ища Ефима потом вошёл в магазин поспрошал там и ругаясь мысленно проклиная необязательных людей вновь вышел во двор (Трифонов). 5. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу по-калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт (Шолохов). 6. Глебов стоял молча покачиваясь на своих скрипучих сандалетах и смотрел на работягу вспоминая его имя (Трифонов). 7. Шулепников выплюнул окурок и не посмотрев на Глебова пошёл вразвалочку в глубь двора (Трифонов). 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки а просыпаясь приговаривал: «Знатно!» (Кетлинская). 9. Он опять достал из кармана фотографию, положил её на колени и смотря на неё освещаемую луной задумался (Полевой). 10. Левашов мельком взглянул на него но ничего не сказал а придвинув телефон стал крутить ручку (Симонов). 11. Элдар сел скрестив ноги и молча уставился своими красивыми бараньими глазами на лицо разговорившегося старика (Л. Толстой). 12. Солдаты с ружьями на плечах шли сначала по дороге, потом свернули с неё и шурша сапогами по сухим листьям прошли шагов двадцать вправо (Л. Толстой). 13. В передвижении современного человека по планете есть что-то небрежно щегольское. То он положив локоток на опущенное боковое стекло мчится с ветерком на автомашине то откинувшись удобно на спинку кресла летит в самолёте и позавтракав в Москве думает о том, чем будет обедать в Новосибирске (Никитин). 14. Челкаш оскалив зубы приподняв голову огляделся вокруг и прошептав что-то снова улёгся (М. Горький). 15. Увидав Нехлюдова он не встав с корточек глядя снизу вверх из-под своих нависших бровей подал руку (Л. Толстой). 16. Нехлюдов взял письмо, и пообещав передать его встал, и простившись вышел на улицу (Л. Толстой). 17. Подпоясав кафтан и надвинув шапку Пьер стараясь не шуметь и не встретить капитана прошёл по коридору и вышел на улицу (Л. Толстой). 18. Маслова хотела ответить и не могла а рыдая достала из калача коробку с папиросами (Л. Толстой). 19. Пришли туда и сели рядом друг с другом и держась за руки (М. Горький). 20. Остановив Власову он одним дыханием и не ожидая ответов закидал её трескучими сухими словами (М. Горький). 21. Он работал не покладая рук (М. Горький). 22. Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели на меня не мигая (А.Н. Толстой). 23. Александр Владимирович молча протиснулся вперёд отстранив жену и спустившись на две ступени оглядел свысока поле боя (Федин). 24. Шли не задерживаясь (Симонов). 25. Дерево дряхлеет и умирает стоя (Пермитов). 26. Обратно шли разувшись (Паустовский). 27. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов). 28. Он относился к своим обязанностям спустя рукава точно исполняя что-то постороннее и ненужное (Новиков-Прибой). 29. Можете уйти и не дожидаясь ответа (Иванов). 30. Старосту лизнув Лев милостиво в грудь отправился в дальнейший путь (Крылов). 31. С хозяйкой дома была пожилая дама вся в чёрном начиная с чепца до ботинок (Гончаров). 32. Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Достоевский). 33. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Горький). 34. Он решил жить по-новому начиная со следующей недели (Крутиков). 35. Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (Савельев).



Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически обособленные определения и обстоятельства.

Бабушка сидя около меня чесала волосы и морщилась что-то нашёптывая…

Не торопясь лениво и гулко бухая плицами (плицы – лопасти пароходного колеса) по серовато-синей воде тянется вверх по течению светло-рыжий пароход…

Сказки она сказывает тихо таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками точно вливая в сердце моё силу приподнимающую меня.

Она нюхала табак из чёрной табакерки украшенной серебром.

Подняв ногу она хватается за неё руками качает её на весу и смешно морщит лицо словно ей самой больно.

Бабушка обнимала и целовала как-то сразу всех вертясь как винт.

- Чего он говорит? – обратился дед к матери и не дождавшись ответа отодвинул меня.

Он был ростом под руку ей шагал мелко и быстро а она глядя на него сверху вниз точно по воздуху плыла.

Бледная, голубоглазая, с огромным животом, она часто останавливалась и задыхаясь шептала: - Ой, не могу!

На самом верху его прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу стоял приземистый одноэтажный дом окрашенный грязно-розовой краской.

Теперь оживляя прошлое я сам порою с трудом верю что всё было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть. (М.Горький)

Окрестность .исчезла во мгле мутной и желтоватой (П.)


Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку темную и прохладную (Л. Т.)

.

Меня давит эта жизнь нищая скучная (М. Г.). 


Водил смычком по скрипке старой цыган поджарый и седой (Марш.).


По дорожке чистой гладкой я прошел не наследил (Ес.).


Клокочет голос меди трудовой в осенний полдень сумрачный и мглистый (Багр.).


Небо раскрылось в вышине прозрачно-льдистое и голубое (Фад.). 

Науки чуждые музыке были постылы мне (Я.). 


У крыльца стояло несколько повозок запряженных гуськом (Акс.).


Стройный тонкий стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное  переносить все трудности кочевой жизни (Л.).


Небольшой новый армячок надетый внакидку чуть держался на узеньких плечах мальчика (Т.).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!