СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы для комплексного повторения орфографии и пунктуации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные тесты, составленные на основе текста, можно использовать не только в 7 классе (высокий уровень сложности), но и 8-10 для комплексного повторения орфографии и пунктуации

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы для комплексного повторения орфографии и пунктуации»

Белый гусь


Если (бы) птицам пр…сва…вали во…нские звания то этому гусю следовало (бы) дать чин адм…рала. Всё у него было адмирал…ское и выпр…вка и похо…ка и тон каким он ра…г…вар…вал с другими деревенск… птицами. Ходил он важно словно обдум…вал каждый шаг. Когда гусь на реч(?)ной отмел… подн…мался в полный рост и ра…мах…вал полутор…метров… крыл…ями по воде проб…гала серая ря…ь а пр…брежные камыш… шуршали.

Этой весной я собрал свой велос…пед и покатил открывать рыбач(?)ий с…зон. Когда я прое…жал вдоль деревн… белый гусь замет…л меня пр…гнул шею и с угр…жающ…м ш…пением двинулся (на)встречу. Я едва успел отг…р…дит…ся велос…педом. Вот пр…тивный (н…)кому проходу (н…) даёт подумал я.

Пока я ругался с гусем (из)(за) леса выползла гр…мадная свинц…вая туча. Она р…сла подн…малась как (серо)(сизая) т…ж…лая стена и медле(н,нн)о и (не)отвратимо пож…рала син…ву неба. Я лиш… успел набросить на себя плащ(?) как туча пр…рвалась и обруш…лась (не)ист…вым к…сым ливн…м. Гуси перестали щ…пать траву пол…гли на землю и ра…топыр…ли крыл…я. Под ними спрятались выв…дки.

Туча (не)и…то…ствовала с нар…стающ…й силой. Дождь см…нился градом. На тр…пинк… в (не)удержим… пляске подпрыг…вали подскак…вали сталк…вались белые лед…(н,нн)ые горош…ны. Гуси (не) выд…рж…ли нат…ска стихи… и поб…жали а (за) ними следом брос…лись малыши. То …десь то там в траве м…лькали вз…ерошенные головки гусят, слыш…лся их жалобный пр…зывный крик. Порой писк вн…запно пр…рывался и крох…тный «одуван(?)чик» падал в траву. Но гуси (не) ост…навливались а только ниже пр…г…бались к земле и продолжали б…жать к сп…сит…л(?)ному обрыву. Как т…ж…лые глыбы они падали с обрыва в воду и заб…вались под кусты л…зн…ка. А (за) ними в густых зар…слях скрывались и малыши. Те которые смогли добежать…

Я выгл…нул (из)(под) плаща. Белый гусь высоко выт…нул шею и сидел (не)подвижно. Град бил бело… гуся по голове он только вздраг…вал и пр…крывал глаза.

Туча промчалась вн…запно как и наб…жала. Согретый со(?)нцем луг снова заз…ленел. В поваленной мокрой траве (как)(будто) в с…тях запутались и…чённые гусята…Я отвёл глаза и взгл…нул (в)даль. В середине луга л…жала большая горка снега. Когда я пр…близился то понял что это (не) снег а белый гусь. Он Ра…кинул могучие крыл…я выт…нул дли(н,нн)ую шею и л…жал на земле (не)подвижно. По клюву из маленькой ноздри …бегала капелька крови. Но все его две(н,нн)адцать пушистых «одуванчиков» были целы и (не)вр…димы. Они весело пи…али су…тились и т…лкались рядом (с) ним…

(По рассказу Е.Носова)


Первые весе(н,нн)ие дни



В…сна поч(?)ти всегда старает(?)ся при…ти (н…)ожида(н,нн)о. Ещё вчера сугробы подб…рались под самые крыши подп…рали крылеч(?)ки и до…атые навесы. До земли пр…кл…нялись от…желевшие от снега ветви дерев…ев. А тут за два-три дня сугробы с…ёж(е,и)вают(?)ся и опадают.

Утром стел…тся тума(н,нн)ая мгла солнце лиш(?) изредка блес(?)нёт (из)(за) туч. А в (пол)день яркие лучи ра..гоняют свинц…вые облака и выж…гают на буграх первые протал…нки. Земля дыш…т весе(н,нн)ими ар…матами дым…т(?)ся и ра…правляет(?)ся (как) будто великан просыпает(?)ся после долг… сна. Лес поле небо земля всё ож…вает.

Улиц.. наполняют(?)ся (не)пр…ста(н,нн)ым движением и отчая(н,нн)ым ребяч(?)им криком. Одна гру(п,пп)ка мальчишек-подростков мастерит скворе…ник другая к…мпания осв…бождает ж…лоб ото льда. Девч…нки, их ровесницы, нян(?)ч…тся с малышами и (не) могут пр…соед…нит(?)ся к сверс(?)никам. За(то) (не)угомо(н,нн)ые дошкольники беше(н,нн)о нос…тся по лужам ви…жат от укусов лед…(н,нн)ой воды. Так мальчишки праз(?)нуют пр…ход весны. Разве пр…см…реет (какой)(нибудь) (сорви)(голова) когда отогреет(?)ся на печке? Малыш(?) ра(с,сс)чит…вает что к вечеру одеж…нка и сапоги просохнут. И ему снова удаст(?)ся вы…ти на улицу.

Ребята постарше с (не)терпением ждут ледохода что(бы) можно было отправит(?)ся по реке на лё…ких лодч…нках. Они жажд…т пр…ключений. Иногда (какой)(либо) (не)терп…ливый смел(?)чак (с,з)брасывает рубаш…нку и окунает(?)ся в лед…(н,нн)ую воду а остальные с во(з,с)х…щением и зам…рающим от ужаса сер(?)цем ждут на берегу. Однако такое прежд…време(н,нн)ое купание закалё(н,нн)ым деревенским ребятишкам вреда (не)пр…носит. (Ни,не)кто (не)забол…вает.

О…шумит бе…покойный день а в (пол)ноч(?) только ш…пот талой воды да ш…рохи ручейков нарушают бе…ветре(н,нн)ую тиш(?). И вот уже на смену бе…крайним снежным р…внинам пр…ходят (не)об…ятные цветущие луга и д…лины. Каждый знает что (ни,не)чего сверх(?)естестве(н,нн)ого в этом нет. Только я говорю иначе (П,п)р…ход весны настоящее чудо!











Лебедь




Лебедь по своей вел…чине и сил… красоте и гордой осанке давно и справедливо назван царём всего вод…плавающ… птич…его мира.

Однажды мы пр…остановились у бе…людного берега озера и стали любоват(?)ся открывш…мся видом. Как серебр…(н,нн)ая нить прорезал пе … а(н,нн)ую гряду ручей изумрудная зелень трав ж…вописно обв…вала кусты. Всё созд…вало (не)повторимый лан…ша(в,ф)т шелестящ… на ветру ветви бере… ра(з,с)росш … ся кустарники (ярко)(зелёная) трава.

Вдруг в пр…брежных зар…слях раздался тихий ш…рох, потом послыш…лся во…торже(н,нн)ый ш…пот. Мы обернулись на де … кие голоса и увид…ли двух веснуш …атых подростков которые бродили в окрес…ностях озера. Что же так заинт…ресовало ребят? Мы тихонько пр…близились к ним и тоже зам…рли. В (не)скольких шагах от берега по зеркальной глад… скользил лебедь. Вот он ра…пустил по воздуху крыло (как) будто дли(н,нн)ый косой парус. Вот он захлопал своими могуч … крыл…ями и стал нырять как заправский пл…вец. Лебедь то погружал голову в воду и зав…сал (в)ни(з,с) головой как попл…вок то изд…вал пр…нзител…ный г…рта(н,нн)ый крик и ра…брызгивал вокруг себя ми(л,лл)ионы искрящ … ся капель. Наблюдать за его забавами исти(н,нн)ое насл…ждение.

Лебедь (не)обыкнове(н,нн)ая птица. Она во(з,с)пета писателями и поэтами. Уд…вителен и пр…красен этот образ и в сказках и в песнях. О лебеди(н,нн)ой верност… сл…гают легенды. В больш…нстве стари(н,нн)ых пр…даний говорит(?)ся что он (н…)когда (не) бросает в (не)счаст… собрат…ев по ста…. Лебеди (не) скл…няют(?)ся даже пред (не)пр…одолимыми пр…пя…ствиями. Уд…вительна их недюж…(н,нн)ая сила. Если собака брос…тся на детей лебедя если (кто)(то) пр…близ…т(?)ся к нему а он ранен взмахом крыла птица может нан…сти мощ(?)ный удар. Если же его (не) трогать он вел…чаво и т…ржестве(н,нн)о плывёт по (тёмно)(син … ) зеркалу водной глади. Все его движения полны бе(з,с) …(с,сс)ку(с,сс)ной прел…ст… и грац … . Мес…ные ст…р…жилы частенько наблюдают за ним и знатоки утверждают (Э,э)та гордая лег…ндарная птица украшение …дешних мест .










Прощание с морем





Петя проснулся до рас…вета и всей душой почу…ствовал своё одиноч…ство в этом пусты…ном мире ра…него утра. Всё было в холодной тени и сад и степь и двор. Сегодня они уе…жают в город и мальчик захотел простит…ся с морем.

Ни…кое со…нце осл…пительно било в глаза и море (под) ним во всю шир…ну г…рело. Серебр…ные кусты дикой маслины и мо…жевельн…ка дрожали над пропаст…ю. Петя стал осторожно спускат…ся но вдруг какая…то сила по…хватила и понесла его по гиган…ским ступеням вни… . Соломе…ная шляпа к…лотилась за спиной матро…ский воротнич…к разв…вался. Мальчик со всего ра…маха выл…тел на пе … аный берег. Вя…кий песок с ямками бе…форме…ных следов напом…нал перв…сортную ма…ную крупу. Петя как оп…тный сл…допыт стал вн…мательно пр…сматриват…ся к сл…дам. Чудесн…йший в мире пляж… казался бе…людным. Как мужествен…ый Робинзон на (н…)обитаемом остров… Петя отважно отправ…лся (на)встречу пр…ключениям.

Со…нце ещё (н…)много подн…лось и теперь море с…яло дли…ной полосой у самого гор…зонта. Ми…лионы брил…иантов заг…рались в зеркал… пр…брежной воды. Море всегда разное то тихое и светло…голубое то и…синя…чёрное и шерст…ное то тёплое и ласковое, то пугающе…тревожное. Когда штормовой ветер гон…т свинц…вые облака и крупную зы…ь море грозно пр…ображает…ся. Но главное оч…рование моря это та тайна которую оно хранит всегда в своих (н…)об…ятных пр…сторах.

Петя р…шил и…купат…ся в последний раз и ринулся на глубину. Перед глазами пл…вца предстал сказочный пейзаж… из мутно…зелёных подводных р…стений. Среди их корней боч…ком проб…рался пр…огромный краб…ще но Петя залюбовался стайкой морских кон…ков. Они мирно ра…пол…жились среди вод…р…слей по(тому)что н… пр…дпол…гали что встретят…ся …десь с морским охотн…ком. Морской конёк давняя мечта Пети. Именно этой диков…нки н… хватало в его экз…тической кол…екц…и. Теперь нужно было вын…рнуть что(бы) набрать побольше воздуха и продолж…ть охоту. Петя поднялся на поверхность и тут(же) услыш…л отц…вский крик. Он вспомнил о разлук… с морем и отча… но закричал в ответ (С,с)ейчас иду папа!



(В.П.Катаев)




Слово

С ра…него де…тва и до глубокой стар…сти жизнь человека связана со словом. Ребёнок ещё н… научился говорить а его чистый слух уже ловит журчан…е бабушкиных сказок или материнской к…лыбельной. Сказки песни пр…баутки всё это наш язык.

Слово оказывает….ся сложным и много(мерным). Оно может быть бе…жалостным и каме…ным бе…цветным и блёклым а может засв…ркать всеми красками. Слово может быть крылатым как птица и острым как стрела. Вот оно л…ётся как стр…мительный водный поток. Вот оно журчит как серебр..ный ручей. Вот бл…стит и перел…вает…ся как небесный свет.

Подросток идёт в школу. Ю…ноша шагает в инст…тут. Целое море слов по…хват…вает его там. Скво…ь живые беседы уч…телей скво…ь страниц… тысяч… книг вид…тся ему (н…)об…ятно(сложная) вселе…ная. Через слово он узнаёт о том чего н…когда н… вид…ли его глаза. В звуч…ном слове ра…верт…вают…ся цв…тущие луга и д…лины св…ркают ледя…ые айсберги шумят вод…пады.

Новый человек р…днит…ся с древн…ми мысл…ми что сл…жились в головах людей задолго до его рождения. Сам он обр…тает возможн…сть общения н… только со сверс…никами но и со своими далёкими правнуками. Н…чего н…льзя продвинуть вперёд без слова н… науку н… технику н… ис…кус…тво н… ремёсла. Слово это важнейш…е сре…ство человеческого общения. Если(бы) каждый человек н… мог из…снять своих понятий другому то были (бы) мы хуже диких зверей говорил когда(то) великий М.Ломоносов.











Учись у природы



Пр…рода н…когда н… создаёт шума. Она учит человека велич…ю и тиш…не. Молчит со…нце бе…звуч…но разворач…вает…ся в полноч… звёз…ное небо. В торжестве…ном молчани… ра…г…рает…ся з…ря. Милост…во и блажен…о как гиган…ские в…ликаны пр…бывают в поко… царствен…ые горы. Мало и ре…ко мы слыш…м что…либо из сер…ца земли. Даже море способно к таинствен…о…глубокой тиш…не. Всё важное и сверх…естестве…ное в пр…роде происход…т бе…шумно.

А человек шумит. Он шумит всегда и везде в печал… и в радост… на работ… и на отдых… . Виз… торм…зов хлопан…е дверей грох…т и ре…ко…пронзительный крики всё рождает ежедневное раздр…жение. Шум это поверхнос…ный дер…кий бе…пощ…дный и сам…увере…ный звук. К нему можно пр…выкнуть но насл…ждат…ся им нельзя. Он осл…пляет оглушает он (н…)чего (н…) даёт душе. Шум это ра…говор (н…) о (чём) утв…рждают филосо…ы.

Но пр…дёт время и в безветре…ный день ты проснёш…ся с первым солнеч…ным луч…м. Выйд…ш… из дома на ра…свет… и вдруг останов…ш…ся послушать ш…пот лист…ев и серебр…ные переливы жаворонка. А в пол…день тебя застав…т зам…реть от ро…кого во…торга бездо…но…синее небо. Ты н… вид…л его пол…года и успел соскучит…ся. И тогда ты ощ…тиш… (н…)пр…одолимый зов пр…роды. Услыш…ш… (н…) докучл…вый шум а из…ска…ную мелодию. Тебе вдруг …делает…ся тр…вожно и радос…но.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!