ШТАННИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
учитель МБОУ СОШ №71, г.Новосибирска
Дидактические возможности применения мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранному языку: глобальные вызовы
Современному обществу нужны инициативные, ответственные, эффективные и активные люди. По этой причине образование рассматривается как основной инструмент модернизации общества.
Глобальные вызовы, стоящие перед современным образовательным пространством, подчеркивают необходимость трансформации российской системы обучения на каждом этапе. Условия высокотехнологичного мира, а также образовательные возможности современного поколения обучающихся диктуют новые требования к уровню и качеству образования в целом и языкового образования в частности.
В системе общего образования процесс информатизации и внедрения мультимедийных ресурсов начался всего несколько лет назад. Мы считаем, что вопросы теоретического обоснования и эмпирического подтверждения эффективности использования мультимедиа и цифровых технологий в общем образовании недостаточно разработаны, поэтому исследование данной проблемы, несомненно, актуально в эпоху цифровизации.
В отечественной и западной литературе существует множество классификаций компетенций и компетентностей, развиваемых благодаря интеграции мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам.
В силу своей научной новизны проблема компетенций (компетентностей), развиваемых при помощи цифровых технологий изучена недостаточно. Информационно-коммуникативная компетентность – это более широкое понятие, включающее в себя и коммуникативную, и информационную, и информационно-коммуникационную компетентности. Понятие информационно-коммуникативной компетентности (ИКК), объединяет в себе «коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантное отношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное для смыслоактуализации коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личных качеств в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое.
На основании анализа вопроса о структуре ИКК в современных научных исследованиях по теории обучения иностранным языкам, нам представляется целесообразным выделить следующие компетенции:
когнитивную, которая включает в себя более узкие коммуникативный, информационный и лингвистический компоненты (по А.А. Мелиховой);
мотивационную – мотивационные побуждения, влияющие на отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом (Астафьева О. Н., Захарова О. А.); коммуникативная мотивация; ориентация на восприятие и передачу информации (Смирнова И.Г.)
технологическую – представляется неотъемлемым компонентом информационно-коммуникативной компетентности в виду всевозрастающей роли информации, всеобщей информатизации общества;
рефлексивную – коммуникативная рефлексия; способность к анализу своих коммуникативных умений и навыков; стремление к их совершенствованию (Смирнова И.Г.);
лингвистическую – как способность правильно с точки зрения грамматики и дискурса формировать высказывания (Мелихова А.А.)
Сегодня термин информационно-коммуникативная компетентность применяется чаще всего в контексте высшего профессионального образования, как одно из требований, предъявляемых обществом к специалистам разных областей. Основы данной компетентности должны формироваться уже в средней школе, как ключевой ступени обучения.
Мы будем понимать «digital literacy» как «цифровая компетенция» в случае, когда под ним подразумевается комплекс знаний, умений и навыков, и как «цифровая компетентность», когда речь идет о интегративной характеристике личности, основанной на его знаниях, опыте, навыках и мотивации.
Анализ современных зарубежных исследований показал, что сегодня под цифровой компетенцией принято понимать знания, навыки и умения, позволяющие индивиду эффективно использовать цифровые технологии в повседневной жизни, а также способность критически оценивать эти технологии. Также в это понятие часто включают мотивацию к участию в цифровой культуре и технические умения в сфере ИКТ.
Западные исследователи А. Авирам (A. Aviram) и И. Эшет-Алакай (Y. Eshet-Alkalai), в свою очередь, выделили 5 компонентов цифровой компетенции:
фотовизуальную грамотность как способность получать и понимать информацию из изображений;
репродуктивную грамотность как способность использовать цифровые технологии для создания нового продукта или компиляции имеющихся с определенной целью;
умение ориентироваться в нелинейном цифровом пространстве;
информационную грамотность как способность находить, добывать, критически оценивать информацию, найденную онлайн или офлайн;
социоэмоциональную грамотность относится к социальным и эмоциональным аспектам присутствия в цифровом («онлайн») мире, с целью общения, сотрудничества или потребления информации.
Большой интерес, с нашей точки зрения, представляет собой классификация компетенций, объединяемых под названием «цифровые», предложенных группой британских исследователей агентства The Consultance-E Гэвином Дьюдени (Gavin Dudeney) и Ники Хокли (Nicky Hockly), а также их коллегой из Университета Западной Австралии Марком Пегрумом (Mark Pegrum) в их книге «Digital literacies». Они считают, что набор цифровых компетенций поможет учащимся овладеть «навыками XXI века»: способностью к творчеству и инновационной деятельности, критическому мышлению и решению проблемных задач, автономии и гибкости, сотрудничеству и работе в команде, непрерывному обучению.
Таким образом, в модели, предложенной данными учеными, цифровые компетенции – это индивидуальные и социальные навыки, необходимые для эффективной интерпретации, управления, распространения и создания информации в условиях постоянно растущего числа цифровых коммуникационных каналов. Овладев этими компетенциями, учащиеся смогут в будущем эффективно интегрироваться в социум, реализовать свой потенциал в профессиональной сфере, стать настоящими гражданами мира, открытыми к межкультурному диалогу.
Сегодня многие исследователи, в частности Клей Шёки (Clay Shirky) считают, что обучение цифровым компетенциям должно стать такой же естественной частью обучения детей, как и традиционная грамотность (понимаемая как навыки и умения чтения и письма), подчеркивая, что за компьютерами мы проводим намного больше времени, чем за книгами. Однако, по мнению авторов «Digital Literacies», цифровая грамотность неотделима от традиционной, то есть от умения читать и писать на родном или иностранном языке. Более того, с помощью цифровых медиа обучение языку открывает больше возможностей, чем когда-либо раньше, и преподавателям следует использовать их в процессе обучения, чтобы не ограничивать учащихся в удовлетворении их актуальных и будущих потребностей (в т.ч. учебных).
Авторы книги «Digital Literacies» отмечают, что в научном сообществе давно ведутся исследования в области визуальной, медийной, информационной и мульти- компетенций, однако приход эры Веб 2.0 вызвал особый интерес к новым – цифровым компетенциям. Однако, как мы уже отмечали выше, в научном мире на сегодняшний день нет единого представления о структуре цифровой компетенции. Г. Дьюдени, М. Пегрум и Н. Хокли предлагают группировать основные компетенции, входящие в парадигму цифровой, по четырем основаниям: язык, информация, связи и «ре-дизайн». Авторы подчеркивают, что все эти четыре сферы взаимосвязаны и плавно переходят одна в другую.
Итак, основанием для первого набора компетенций является язык как инструмент общения. Основой для формирования всех последующих компетенций авторы классификации считают традиционную грамотность (print literacy), понимая под этим термином традиционные умения понимать и создавать письменные тексты, владеть необходимыми грамматическими и лексическими навыками, дискурсивными умениями, и, следовательно, различными видами чтения и письма. Этой компетенцией следует овладеть в первую очередь, поскольку в основе цифровой коммуникации чаще всего лежит письменная речь. Учащиеся используют различные виды чтения, например, поисковое и просмотровое, изучая большие объемы различных текстов онлайн, критическое чтение – для оценки и анализа, например, новостных заметок или статей. Различные типы письменной речи также используются при цифровой коммуникации, к примеру, при создании блог-постов, участии в открытых дискуссиях, создании или редактировании вики-страниц и т.д. Более того, традиционная грамотность может более эффективно развиваться онлайн, благодаря, во-первых, огромному числу вспомогательных приложений, во-вторых, более высокой мотивации, ведь зная, что их тексты будут прочитаны другими людьми (участниками учебной группы или даже незнакомцами), учащиеся более ответственно подходят к таким заданиям.
Следующий вид компетенции – texting literacy – предполагает владение особым регистром языка, получившим распространение с приходом эры цифровых технологий, – языком интернета, или сетеязом (netspeak), и языком смс и электронной почты (textspeak/txtspk). Этот регистр, особенно в английском языке, характеризуется широким использованием различных аббревиатур и эмограмм для сокращения затрат времени и обогащения общения в условиях письменной коммуникации. Исследователь Х. Кемп замечает, что существует положительная корреляция между владением традиционными формами языка и владением сетеязом. Однако, во избежание дискурсивных ошибок, преподавателю английского языка следует особое внимание уделить вопросу употребления данного регистра в речи, обозначая круг ситуаций, в которых допустимо использование сетеяза. Еще одной областью интереса со стороны преподавателя, по мнению российского исследователя М.Ю. Копыловской, должно стать развитие у учащихся навыков декомпрессии текста, то есть перевода Сетеяза (в частности аббревиатур и даже эмограмм) в нейтральный регистр.
Следующей компетенцией, выделенной авторами «Digital literacies» на основании языка как средства общения, является мультимедийная компетенция. Мультимедийная компетенция (multimedia literacy) – это умение интерпретировать и создавать тексты посредством различных информационных средств (медиа), в особенности аудио, графических изображений и видео. Авторы подчеркивают, что сегодня основной вес в коммуникации смещается с текста на визуальные ресурсы. Например, в социальных сетях сегодня текст почти всегда сопровождается каким-либо изображением, более того, все большую популярность набирают социальные сети (например, Instagram, Pinterest, YouTube), в которых основным типом медиа является графическое и/или видео изображение. В профессиональной сфере визуальная информация сегодня тоже играет важную роль. Так, одним из важнейших профессиональных умений сегодня является умение создавать яркие и информативные презентации, в которых обязательно используются различные средства наглядности, в т.ч. инфографика.
При этом, многие исследователи, например, Дэвид Кристал (David Crystal), рассматривают сеть Интернет как качественно новое медиа, объединяя в себе все существующие (видео, текст, аудио, графику).
Имеет смысл объединить уже существующие понятия «визуальная компетенция» и «медиакомпетенция» в понятие «мультимедийная компетенция», как способность переносить умения критической оценки медиа, в особенности масс-медиа, в новых (преимущественно визуальных) форматах.
Вторая группа цифровых компетенций в данной классификации объединена на основании феномена информации. Такой подход не случаен, ведь благодаря техническому прогрессу последних десятилетий, особенно появлению мобильного интернета, изменилось представление о хранении и использовании информации. Сегодня запоминание информации становится менее значимым, чем умение быстро добывать и оценивать ее, ориентироваться в ее огромном многообразии. Рассмотрим подробнее некоторые из компетенций, входящих в данную группу.
Поисковая компетенция (search literacy) является одной из наиболее важных на сегодняшний день. Умение быстро находить нужную информацию является необходимым сегодня во всех сферах жизни, от профессиональной до личной. По данным крупнейшей на сегодняшний день поисковой системы Google, в среднем этот веб-сайт обрабатывает 40 тысяч запросов в секунду1. Исследователи отмечают, что запросы молодых людей являются особенно бессистемными. Таким образом, целью развития поисковой компетенции будет обучение учащихся адекватным и эффективным стратегиям поиска информации в сети.
На основе поисковой компетенции формируется одна из центральных компетенций на сегодняшний день – информационная (information literacy). Она предполагает умение критически оценивать информацию, в т.ч. ее достоверность, сравнивать источники, отслеживать первоисточники. Обучающиеся должны уметь задавать критические вопросы о найденной информации, сравнивать ее с уже имеющимися знаниями, уметь пользоваться различными источниками и сравнивать их между собой.
Третьим фокусом, объединяющим в себе несколько компетенций, являются «связи». Авторы обосновывают подобную классификацию тем, что значительная доля общения и обмена информации происходит посредством различных цифровых сетей (в особенности социальных). Умение пользоваться этими сетями – это важный компонент в составе цифровой компетенции. В данной группе мы рассмотрим личностную, сетевую и межкультурную компетенции.
Личностная компетенция (personal literacy) – это умение использовать цифровые инструменты, чтобы проектировать желаемую онлайн-личность (онлайн-эго). Сегодня границы между реальной личностью человека и той, что представляет его в социальных сетях и интернете, постепенно стираются. Поэтому, по мнению авторов, следует помогать учащимся с юных лет развивать умение правильной репрезентации своей личности в онлайн-пространствах, а также защите этой личности от кибербуллинга (оскорблений в Сети), мошенничества, политической и коммерческой цензуры и надзора (шпионажа). С появлением социальных сетей Facebook, Instagram, YouTube и других, позволяющих общаться людям из разных стран, встает вопрос репрезентации личности (и ее защиты) на английском языке, используемом в онлайн мире в качестве «лингва франка».
Тесно связана с личностной компетенцией – сетевая компетенция (network literacy), поскольку наши цифровые «я» создаются именно с целью взаимодействия друг с другом в различных типах сетей. В связи с этим встает необходимость обучать учащихся эффективному использованию социальных, учебных и профессиональных сетей с целью получения информации, общения, сотрудничества, развития репутации и расширения влиятельности (зон влияния).
Подготовить учащихся к роли гражданина мира призвана, помимо указанных выше, призвана межкультурная компетенция (intercultural literacy). Сегодня по-прежнему остро стоит необходимость развивать межкультурную компетенцию, которая подразумевает умение интерпретировать информацию из различных культурных контекстов, а также эффективно осуществлять конструктивную коммуникацию с представителями других культур. Задача учителя здесь, в первую очередь, состоит в том, чтобы подготовить учащихся к межкультурной коммуникации таким образом, чтобы избежать возможных путаницы и недопонимания, которые в свою очередь могут привести к подкреплению имеющихся стереотипов и предубеждений.
Авторы данной классификации подчеркивают острую необходимость развития указанных компетенций в школе по двум основным причинам. Во-первых, на их взгляд, это обеспечит устойчивую связь между тем, что изучают в школе, и тем, что учащиеся могут практически использовать в своей жизни. Таким образом удастся избежать появления формализма у учащихся и повысить их интерес к обучению в целом. Во-вторых, развитие этих компетенций уже в школе поможет будущем уравнять возможности учащихся, происходящих из разных социальных слоев. Если пустить этот процесс на самотек, то те учащиеся, которые не имеют возможности развивать цифровые компетенции дома в силу разных причин, к окончанию школы неизбежно окажутся в менее выгодном положении, чем их более удачливые одноклассники. Таким образом имеющийся разрыв станет еще шире. Задача школьного образования – не допустить этого, сделать все возможное, чтобы дать всем учащимся равные возможности.
Итак, на основе изученной литературы, мы можем сделать вывод, что сегодня глобальное научное сообщество занимается активными исследованиями в области актуальных компетенций, развиваемых на базе цифровых и мультимедийных технологий. В числе таких компетенций зарубежные исследователи выделяют цифровую компетенцию.
В отечественной науке термин «цифровая компетенция» не распространен, предпочтительным на сегодняшний день является термин «информационно-коммуникативная компетенция».
Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой и Е.Ю. Зотовой дано определение понятия цифровой компетентности и описаны составляющие ее компетенции. Итак, по мнению данных авторов, цифровая компетентность – это «способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать, и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности».
В состав цифровой компетентности авторы включают следующие компетенции:
информационную и медиа- компетенции – как способность поиска, понимания и организации цифровой информации и ее критического осмысления, а также создания информационных объектов с помощью цифровых инструментов;
коммуникативную компетенцию – как способность осуществлять различные формы электронной коммуникации (чаты, блоги, электронная почта и пр.);
техническую компетенцию – как способность эффективно и безопасно пользоваться техническими и программными средствами для решения различных задач;
потребительскую компетенцию – как умение решать различные повседневные задачи (связанные с конкретными жизненными ситуациями) с помощью цифровых инструментов, в т.ч. Интернета.
Нам импонирует подход, выбранный исследователями Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой и Е.Ю. Зотовой, поскольку в их исследовании используется термин «цифровая компетентность», который имеет используется не только в отечественной науке, но и за рубежом. На этом основании данный исследовательский подход представляется более актуальным, так как способствует унификации терминологии. Более того, термин «цифровая компетентность» является более простым для понимания, так как само слово «цифровой» («digital») является очень распространенным на сегодняшний день.
На основе проанализированной литературы в области теории обучения ИЯ, мы пришли к выводу, что необходимо закладывать основы цифровой компетентности уже в средней школе, как ключевом этапе в процессе образования.
Итак, под цифровой иноязычной компетентностью мы понимаем умение и готовность эффективно и безопасно использовать современные цифровые технологии на английском языке для решения широкого круга задач, от повседневных до профессиональных (учебных), с учетом норм межкультурной коммуникации.
На основании исследованных источников, мы предполагаем, что цифровая компетентность на английском языке включает четыре основных компонента:
цифровую лингвистическую компетенцию;
цифровую техническую компетенцию;
цифровую мультимедийную компетенцию;
телекоммуникационную компетенцию.
Итак, под цифровой лингвистической компетенцией мы понимаем, во-первых, владение специальной лексикой, необходимой для работы с компьютерными программами и сетью Интернет, во-вторых, владение особым регистром английского языка, используемого для общения в сети (netspeak или сетеяз).
Цифровая мультимедийная компетенция определяется умение ориентироваться в информационных потоках, оперативно получать, фильтровать, анализировать, понимать и генерировать информацию в различных форматах (аудио, видео, графическом, мультипликационном и др.) на английском языке.
Телекоммуникационная компетенция предполагает умение эффективно и безопасно использовать современные телекоммуникационные инструменты (электронную почту, социальные сети, мессенджеры, Skype) для осуществления дистанционного общения на английском языке.
Цифровая техническая компетенция включает в себя следующий комплекс характеристик обучаемых:
уверенное владение техническими устройствами, программным обеспечением и современными информационными технологиями для решения широкого круга задач;
осведомленность о специфике виртуальной онлайн-среды, цифровых (онлайн) рисках и способах защиты от них, а также готовность к ответственному поведению в сети Интернет и бережному обращению с техническими средствами.
Таким образом, мы воспользуемся понятием цифровой компетентности на английском языке для достижения цели профессиональной деятельности в соответствии с темой «Развитие цифровой компетентности обучающихся на базе цифровых и мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку».
1 Статистика представлена российским филиалом компании Google http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life-interview/202791-google-it