Квест- "Удивительный мир пернатых" (Путешествие по станциям)
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
•расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
•дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
•прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
•расширять кругозор учащихся;
•развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
•воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд 4 дети из разных классов, заходя в класс выбирают листок либо жёлтого, голубого, красного, зелёного цвета и распределяются по командам жёлт. (жаворонок), голуб. (пустельга), красн. (скопа), зелён. (сапсан) название по теме +эмблема.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, потом должны получить букву, в конце игры составляют название птицы горлица-которая является птицей года 2019
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам.
Ученик 1: Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
- А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц.
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
Учитель. Итак, ребята, вы сегодня убедились, как много интересного в мире птиц. А сколько еще осталось неразгаданного! И может быть, именно вы сделаете не одно очень важное открытие, только будьте терпеливыми и внимательными наблюдателями. Изучая птиц, в том числе хорошо знакомых вам, можно подсмотреть много интересных птичьих повадок, научиться распознавать птичьи голоса и следы, выяснить способ добывания птицами пищи.
А сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в Игре по станциям, на которой вы покажете свои знания, и, конечно же, узнаете что-то новое для себя о наших пернатых друзьях. На каждой станции вам будут давать буквы, здесь собрать название птицы
После прохождения станций все встречаемся здесь для подведения итогов.
Станция . «Птичьи разговоры»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:
Птица-рыболов
Птица-плотник
Лесная кошка
Птица-строитель
Птица-акробат
Пернатый солист
Ночной хищник
Легкомысленная мамаша
ласточка
поползень
баклан
иволга
кукушка
дятел
сова
разгадайте птичьи разговоры.
Гуси
Соловьи
Журавли
Утки
Вороны
Ласточки
Голуби
Синицы
Совы
крякают
кричат
гогочут
свистят
ухают
воркуют
каркают
щебечут
пищат
Станция 2. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
•Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
•Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
•Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
•Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
•Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
•Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
•Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
•А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
•Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните! Для птиц соль - яд!
- Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи). Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.
Станция . «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.
Станция 3. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц Удмуртии Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано,
Узнайте птиц по их голосам. Включается запись голосов птиц.
"Знаешь ли ты птиц?"
По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка)
станция 4 «Узнавайка»
За 3-5 минут найти и зачеркнуть названия птиц.
Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.
«Кроссворд»
1. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
2. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (Ворона)
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица)
5. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)
6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)
9. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Станция 14. «Найди свою половинку».
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.
Станция . «Покормите птиц».
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.
5 станция «Викторина»
Для 1-2 классов.
Назовите восемь-десять птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, чечетка, чиж, щегол, овсянка...)
У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые? (У клестов)
Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус)
Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)
Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест)
Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
Назовите птицу – символ России. (Орел)
Для 3-4 классов.
1. Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (Стрижи)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина)
3. Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны...)
4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)
6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)
7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)
8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)
9. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)
10. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
Союз охраны птиц России в двадцать четвёртый раз (с 1996г.) выбрал птицу года. На сей раз этот титул получила ОБЫКНОВЕННАЯ ГОРЛИЦА
Еще сравнительно недавно эта птица считалась нередким обитателем лесной и степной зон Европы, а теперь ее будущее вызывает у орнитологов серьезные опасения.
Сейчас обыкновенную горлицу внесли в Красные книги девяти субъектов Российской Федерации, орнитологи предлагают включить ее и в Красную книгу России.
По бокам шеи «зеркальца» из чёрно-белых перьев, рыжевато-бурый верх с тёмным чешуйчатым рисунком, низ светлый, буровато-серый, с более тёмной, слегка розоватой грудью, нижняя поверхность хвоста чёрная с белой полосой на конце. Различий в окраске самцов и самок практически нет. Молодые птицы окрашены более тускло, однотонно серые, «зеркалец» на шее нет.