СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для экоурока "Раздельное накопление твердых коммунальных отходов и пропоганда потребления биоразлагающей тары и упаковки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителям при проведении экологических мероприятий по проблемам утилизации бытовых отходов.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для экоурока "Раздельное накопление твердых коммунальных отходов и пропоганда потребления биоразлагающей тары и упаковки"»

















Дидактический материал к экологическому уроку

«Раздельное накопление твердых коммунальных отходов пропоганда потребления биоразлогающей тары и упаковки»















Разработала — Кидакоева О.А., учитель географии МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин Кошехабльского района





















2018-2019 учебный год



Охрана окружающей природной среды - это важная глобальная проблема и особого внимания заслуживает проблема утилизации бытовых отходов. Современный мир производит огромное количество отходов. Многие из них могут быть использованы вторично. На свалку должно попадать только то, что не может быть переработано. Если мы не изменим своего отношения к мусору, планета может превратиться в одну большую помойку. Угроза нарастающей мусорной проблемы в России в данный момент остается серьезной. Одним из главных способов решения проблемы является сортировка отходов. Раздельный сбор и сортировка мусора — самый цивилизованный способ обращения с мусором. Такой подход экономит ресурсы нашей планеты и сокращает количество мусора, который идет на полигоны. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность, с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, , способствовать развитию креативного мышления учащихся.

Цель: вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования так как это позволит нам повысить экологическую осознанность подрастающего поколения за судьбу природы



1. Знаете ли вы? ( интересные факты, для проведения экологической беседы)

1. Озеро Карачай — свалка радиоактивных отходов бывшего Советского Союза, которое находится в Челябинской области, является самым загрязненным местом на Земле. Если человек проведет всего час в этом озере, он гарантированно умрет.

2.Об этом мало кто знает, но в Тихом океане есть целый «континент» из пластиковых отходов, известный как Большое тихоокеанское мусорное пятно. По некоторым оценкам, размеры этого пластикового «мусорного континента» могут быть в два раза больше США.


3.Известный американский музыкант, продюсер и дизайнер Фаррелл в 2014-м году заключил контракт с голландским брендом джинсовой одежды "G-Star Raw". Вместе они создали линию одежды из пластиковых отходов, которые были найдены в водах Мирового океана. Эко-коллекцию назвали "Сырье из океанов", а ее символом стал забавный осьминог Отто.


4.Всемирно известная компания "Adidas" презентовала кроссовки, которые полностью сделаны из пластиковых отходов, найденных в океане. Таким образом, спортивный бренд продолжает удивлять своих поклонников стильными и необычными новинками, а также борется за чистоту окружающей среды

.5. В Швеции только 4% мусора закапывается в землю, всё остальное идёт на переработку. В последние годы Швеция импортирует мусор из других стран в количестве 80 тысяч тонн в год, большую часть — из Норвегии. Причём норвежцы сами платят за вывоз этих отходов, шведы получают электричество, а оставшийся пепел с большим содержанием токсинов и тяжёлых металлов отправляют обратно в Норвегию на захоронение.


6. В начале 1990-х годов компания Nike запустила программу, которая действует и по сей день. Она заключается в переработке старых кроссовок, в материал для спортивных площадок. Каждая из трёх частей обуви перерабатывается отдельно: измельчённые резиновые подошвы становятся беговыми дорожками, средняя часть из пеноматериала - покрытием теннисных кортов, а ткань — покрытием баскетбольных площадок.


7.На больших океанских лайнерах топ-класса есть даже поля для гольфа. Главной проблемой такой игры является то, что мячики часто улетают за борт. Одна немецкая фирма выпустила специальные мячи в виде спрессованного рыбьего корма для тех игроков, которым не чужда забота об окружающей среде.


8.Компания-производитель продуктов питания Kraft Foods использует в технологическом процессе кофейной фабрики английского города Банбери электростанцию, топливом для которой служит кофейная гуща.

9. С 1 января 2019 года в Подмосковье начала действовать двухконтейнерная система сбора отходов.

Синие баки с изображенной на них бутылкой установят для «сухого» и «чистого» мусора, такого как пластик, металл, макулатура, стекло, бумага. Это так называемые полезные отходы, который могут идти в переработку.

Серые баки с изображением банана будут предназначены для смешанных отходов, или «грязного» мусора – пищевых, растительных, загрязненных отходов, средств личной гигиены и другого мусора.

Разные виды отходов будут вывозить разные автомобили: «чистые» отходы заберет синий автомобиль, «грязные» – серый. Отходы отправятся на сортировочные пункты или на крупные перерабатывающие комплексы.

В отдельный, оранжевый контейнер, нужно будет собирать опасные отходы – батарейки, лампы и градусники. По закону, с 2018 года на полигонах захоронение таких отходов запрещено. Вывозить опасные отходы будут на перерабатывающее предприятие в Челябинске.



10.Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта – вторичное сырье как элемент бизнеса. Но без введения раздельного сбора мусора эффективно решить проблему переработки бытовых отходов невозможно, так как для каждого типа сырья есть соответствующая технология переработки.

11. В среднем, одна тонна компьютерного мусора содержит столько же золота, сколько 18 тонн золотосодержащей породы.

12. Кстати говоря, в этом году специалисты одной российской компании из города Томск представили установку, которая способна из 1 килограмма измельченных пластиковых бутылок получить целых 900 граммов топлива.



13. Помни! Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Традиционно всё это выбрасывается. Вспомни эти цифры, прежде чем бросить в лесу, на дороге или в любом другом месте старый полиэтиленовый пакет или бутылку!


Предметы

Время разложения

Бумага

От 2 до 10 лет

Фильтр сигареты

От 10 до 12 лет

Консервная банка

Более 90 лет

Полиэтиленовый пакет

Более 200 лет

Пластмасса

500 лет

Стекло

Более 1000 лет



  1. Мотивационный тест «Каков твой экологический след по отношению к упаковке».


Задание:

Обвести свою ладонь, выбрать ответ в анкете и записать соответствующие баллы в «пальцах» рук. Затем посчитать общее количество баллов и наклеить на ладонь описание своего следа.


Вопросы теста:

А. Продукты питания (яблоки).

Когда в магазине вы приобретаете овощи, фрукты, то чаще выбираете:

-местные, неупакованные (1);

-из южных регионов страны, неупакованные (2);

-из Франции, Нидерландов, Аргентины или др. стран, неупакованные (3);

- расфасованные в индивидуальные упаковки (4).

Б. Упаковка (пакеты).

С какой сумкой вы ходите за покупками?

-льняная или хлопчатобумажная (1);

-бумажный пакет (2);

-полиэтиленовый пакет(3);

- полиэтиленовые пакеты беру или покупаю на кассе в магазине(4).

В. Бутылки.

В какой таре вы покупаете обычно себе напитки ?

-бумажной (1);

-стеклянной (2);

-алюминиевой (3);

-пластмассовой (4).

Г. Использование бумаги

Какую книгу вы предпочтете?

-новую, купленную в магазине (4);

-электронную книгу(3);

-взятую у друга, уже прочитанную (2);

-взятую в библиотеке (1).

Д. Приобретая упаковку для подарка другу, вы обращаете внимание:

-на яркое оформление упаковки (3);

-на материал упаковки, его большое количество (4);

-наличие знаков эко маркировки, свидетельствующие о возможности переработки (2);

-упакуете подарокв уже использованнуюкоробочку или пакет, предварительно украсив их подручными средствами (1).



Результаты теста «Каков твой экологический след по отношению к упаковке»:

  1. От 5 до 7- след размером с мушиную лапку. Браво! Тебе ничего не остается, кроме как летать, жужжать и убеждать других делать так же как ты.

  2. От 8 до10- кошачий след. Супер! Не расслабляйся, лежа на печи, осталось сделать совсем чуть – чуть.

  3. От 11 до13 – отпечаток лошадиного копыта. Хватит топтаться на месте. Пора галопом нестись туда, где больше солнца.

  4. От 14 до 20 – след слона. Нужно постараться. Ты ступаешь тяжело, но у тебя есть силы, что бы далеко п



3. Игра «Мусорный семафор»

Задание . (На столах карточки зеленого и красного цветов. Если ребята согласны с утверждением, поднимают зеленый знак, если нет – красный). (10 баллов)

1. Городская свалка бытовых отходов – это источник загрязнения воды, воздуха, почвы ядовитыми веществами.

2. Органические (пищевые) отходы (все что гниет и разлагается) можно возвратить непосредственно в природные круговороты.

3. Стекло, бумагу, консервные банки из алюминия и железа нельзя переработать для повторного использования.

4. Пластиковые и пластмассовые изделия, токсические вещества, содержащиеся в ртутных лампах, батарейках переработать сложно, следовательно, чем их больше, тем лучше.

5. Отходы – это сырье, из которого можно сделать новые тетради и блокноты, посуду, упаковку и т. д.

6. Бытовые отходы не обязательно собирать в раздельные контейнеры.

7. Если ты будешь бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам и др.), это поможет решению проблемы бытовых отходов.

8. Для природы будет полезней, если в вашем мусорном ведре будет много полиэтиленовых и пластмассовых изделий.

9. Человечество уже сегодня вынуждено соизмерять свои желания (потребности) с возможностями природы. Человеку необходимо уменьшить свои потребности ради сохранения природы и своего здоровья.

10. ТБО являются источником экологической опасности, потому что распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.





4. Кроссворд. Разгадав кроссворд, в выделенных вертикальных клеточках, вы найдёте средство для вывоза мусора на свалки

1. Средство для подметания мусора.

2. Это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, а также бумажные отходы полиграфических предприятий, фабрик беловых товаров.

3. Куда свозят все ТБО?

4. Его делают из песка, брошенное в лесу оно может стать причиной пожара.

5. Вторая жизнь бытовых отходов.

6. Основной производитель ТБО.

7. Маленький робот-труженик, который необыкновенно любознателен и чистюля.

8. Грязная вода после мытья посуды, стирки, уборки. 9. Ущерб, наносимый природе, среде обитания вредными веществами, выбросами, отходами.








1











2

























3













4























5















6





















7

















8



















9















Ответы:

1. Метла

2. Макулатура

3. Свалка

4. Стекло

5. Рециклинг

6. Человек

7. Валли

8. Помои

9. Загрязнение



4. Дискусия « Мусорная цивилизация». Материалы для дискуссии.


Проблема 1.

Вопрос: какими пакетами лучше пользоваться при покупке продуктов – бумажными или пластиковыми?

Бумажные пакеты:

За: выполнены из переработанного сырья; после потребления могут быть переработаны; легко разлагаются.

Против: большая часть бумаги производится из древесины первичного сырья, а не переработанного; при изготовлении бумаги образуются токсичные отходы, загрязняющие воздух и воду.

Пластиковые пакеты:

За: удобны в использовании: дешевы в изготовлении: водонепроницаемы; некоторые пластики производят из отработанных нефтепродуктов.

Против: приносят вред живой природе; для большинства пластиков процесс их переработки возможен только один раз; попадая в водопроводную систему, нарушают водоснабжение; большинство пластиков изготавливаются из невозобновляемого сырья; производство и переработка пластиков связаны с выделением токсичных отходов, загрязняющих воздух и воду.


Проблема 2

Вопрос: следует ли покупать хлопчатобумажные пеленки или бумажные?

Хлопчатобумажные пеленки:

За: дешевы; могут многократно использоваться; изготавливаются из воспроизводимого сырья; антисептичны; не захламляют землю; не токсичны для детей; могут предохранить детей от рахита.

Против: требуют затраты энергии при производстве, стирке и доставке; производство энергии связано с загрязнением воздуха и воды; моющие вещества вызывают загрязнение воды; выращивание хлопка часто связано с использованием пестицидов и химических удобрений.

Бумажные пеленки:

За: удобны в применении; не требуют стирки; дети находятся в сухости.

Против: отходы могут вызвать заболевания; изготавливаются из невозобновляемого сырья; скептичны; их производство связано с загрязнением воздуха и воды; использование, могут быть выброшены в водопроводную систему и препятствовать водоснабжению; на их производство, как на любой одноразовый продукт, расходуется слишком много ресурсов; токсичны для детей.


Проблема 3

Вопрос: В какой посуде покупать напитки – в пластиковых или стеклянных бутылках?

Пластиковые бутылки:

За: дешевы; легки; инертны, если их зарыть в землю.

Против: их делают из невозобновляемого сырья; их невозможно использовать повторно, так как невозможно стерилизовать; производство вызывает загрязнение воды и воздуха; ограниченные возможности для включения в цикл безотходного производство; трудности при сортировке мусора; переработанный пластик менее прочен.

Стеклянные бутылки:

За: дешевы; моются и стерилизуются; могут быть использованы многократно; легче могут быть переработаны; многократно воспроизводимы без потери прочности; производятся из сырья; которое имеется в изобилии;

Не загрязняют окружающую среду.

Против: тяжелые; легко разбиваются; транспортировка стоит дороже; при повторном производстве требуется много воды, и это может вызвать ее загрязнение.




5. Экологическая викторина « Мусорный калейдоскоп»


1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

А). Рассортировать.

Б). Собрать в одном месте.

В). Раскрошить.

2. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

А). Компостировать.

Б). Сжечь при специальных условиях.

В). Переплавить.

3. Первоочередная забота при выборе места свалки: А) защита поверхности Земли и грунтовых вод Б) ограждение места свалки В) укомплектование соответствующей техникой

4. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без

изменения:

А). 10 лет.

Б). 50 лет.

В). 100 лет и более.

5. Самая страшная добавка к воде: А) бытовой мусор Б) пестициды В) минеральные удобрения

6. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

А). 1 – 2 года.

Б). 5 – 8 лет.

В). 20 и более лет

7. . Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

А). Пластмасса.

Б). Стекло.

В). Металл.

8. Страна «мусорный ящик» Европы: А) Британия Б) Россия В) Польша 9. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду А) их захоронение Б) разработка правовых механизмов регулирования процесса В) повторное использование отходов 10. Гарболог — это: А) специалист по вопросам кламата Б) специалист по вопросам утилизации отходов В) специалист по вопросам градостроения

11. Гарбология — это: А) наука о доме Б) наука, изучающая почву В) мусороведение

12. Повторное использование, изготовление из вторичного сырья новых материалов и товаров — это: А) почвоведение Б) рециклинг В) гарбология


Ключ к викторине: 1-А; 2-Б; 3-А; 4В; 5-Б; 6-А; 7-А; 8-А; 9-В; 10-Б; 11-В; 12-Б.















Литература

1.Дайнега Д. В. «Из отходов в доходы», Снежинск 2013

2.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды/Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений-М: Аспект Пресс, 2000-143с.

3.Вторичная переработка пластмасс : структура и свойства, добавки, оборудование, применение / под ред. Ф. Мантия. – СПб. : Профессия, 2006. – 400 с.

4.Горшков, Р. К. Использование вторичных ресурсов в промышленности строительных материалов : методология и практика : монография / Р. К. Горшков. - М. : Экслибрис-Пресс, 2004. – 288 с.

5.Клинков, А. С. Утилизация и вторичная переработка полимерных материалов : учеб.пособие / А. С. Клинков, П. С. Беляев, М. В. Соколов / Тамбов. гос. техн. ун-т. – Тамбов : ТГТУ, 2005. – 80 с.

6. Мусор Земле не к лицу. Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с.

7. Подольская Т. Н., заместитель директора по учебной работе Станции юных натуралистов Экологическая игра “БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ” (www.edu.k26.ru)