СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корни ЛАГ - ЛОЖ. Дидактический материал для изучения темы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную методическую разработку вошли задания, которые позволят учителю-практику сформировать у учащихся навык правописания букв А – О в корнях –ЛАГ – ЛОЖ-, научить владению способом выбора А – О в корнях –ЛАГ – ЛОЖ-, научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению; помогут развить у учащихся орфографическую зоркость память, воображение и речь; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

В методическую разработку вошли самые разные задания: игровые, тестовые, направленные на предупреждение речевых и грамматических ошибок; учитель найдёт здесь сказку и карточки для индивидуальной и групповой работы, предложения для анализа и тренинга.

Все эти задания,собранные воедино, позволят сэкономить время учителю русского языка, работающему в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Корни ЛАГ - ЛОЖ. Дидактический материал для изучения темы.»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «ПРАВОПИСАНИЕ корней ЛАГ – ЛОЖ»


1. Лингвистическая сказка о корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата  ЛАГ- и -ЛОЖ-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Подпрыгнуло оно изо всех сил, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы – согласные Г и Ж – оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица – к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж – то братец -ЛОЖ-.

Решила царица Грамматика обвенчать братьев с согласными Г и Ж и даже написала по этому случаю стихотворение:

Перед «Г» напишем «А» -

Получается АГА.

Перед «Ж» напишем «О» -

Это знаем мы давно.



2. Карточки (2 варианта)


1 вариант

  • предл…гать ничью

  • прил…жение к журналу

  • трудное изл…жжение

  • прил…гать усилия

  • вл…жить в конверт

  • пол…гаться на коллектив

  • ул…жить ребёнка

  • имя прил…гательное

2 вариант

  • возл…жить ответственность

  • распол…гаться на отдых

  • изл…гать программу

  • отл…жить визит

  • прил…гать усилия

  • пол…жение вне игры

  • дельное предл…жжение

  • распол…жились у костра

3. Игра «Составь слово» (с последующим разбором по составу)

  • Предутренний – приставка

  • Поговорить – приставка

  • Слагаемое – корень

  • Решать – глагольный суффикс

  • Писал – суффикс прошедшего времени глагола

  • Собирала – окончание

4. Найди «четвёртое лишнее»:

А) сложение, положение, отложить, ложный


Б) пол…гает, изл…жение, сл…жный, предпол…гать


5. Предложения для наблюдения, закрепления и анализа.


А) Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните корни с чередующимися гласными.


1. Изл…жение было написано хорошо. 2. Нужно изл…гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил…гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол…гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 6. Предпол…жения не оправдались. 7. На ученика возл…жили обязанности старосты. 8. Пол…гаю, что он прав. 9. Прил…жение к важному документу. 10. На юного музыканта возл…гали большие надежды.

Б) «Проверяю себя». Спишите, вставляя нужные буквы.

Л…жился на поля туман. Они предл…гают помощь. Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки. Инструкция к игре прил…гается. Ребята распол…жились у костра и с наслаждением ели печёную картошку. Сл…гаемое – это математический термин. Изл…жите материал параграфа учебника. Имя прил…гательное отвечает на вопрос КАКОЙ? Пол…гайся в делах на друзей! Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи. Лицо и голос музыканта распол…гали к себе. Руслан на мягкий мох л…жится. Чётко изл…гай свои мысли, чтобы тебя правильно поняли люди.


6. Объясните графически написание букв в корне.


Расп…ложение лагеря, пол…гаться на себя, предл…жить помощь, изл…гать план, напишешь изл…жение, склоняешь прил…гательное, безвыходное пол…жение, сл…жить целые числа, прил…гать усилия, вл…жить денежные средства, сл…гать стихи, ул…жить малыша спать, отл…жить поездку, безотл…гательное дело, зал…жить фундамент, прил…жить к ране.

Предпол…гаемое событие, в сидячем пол…жении, безотл…гательный отъезд, распол…жение к кому-то, нал…жить повязку, распол…гаться на ночлег, нал…жить штраф, пол…гался на брата, ул…жился по времени, составить предл…жение, изл…гать план действий, возл…гать цветы к монументу, прил…гать усилия, перел…жить книгу.

7. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

Говорить искренне, откровенно – ___________________ руку на сердце.

Погибнуть в сражении – ____________________ голову. 

Ничего не делать, бездельничать – сидеть _________________ руки. 

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – _________________ оружие. 

8. Решите тест.

1) В каких словах напишете О: отл…жить пол…жить изл…гать предл…гать

2) В каких словах напишете А: изл…жение предл…жение прил…гать прил…гательное

3) В каких словах напишете А: сл…жить сл…гать перел…жить сл…гаемое

4) В каких словах напишете О: распол…гаться сл…жение прил…жение зал…жить

5) В каком ряду во всех словах напишете А:

А) отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить

Б) прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное

В) возл…гать, пол…гаться, сл…гаемое, сл…жение

9. Запишите слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначьте графически.

Пол…жить, распол…жение, предпол…гать, изл…гать, предл…жить, пол…гаться, изл…жить, прил…гательное,  предпол…жение, сл…гаемое, разл…жить, возл…гать

10. Предотвращение речевых и грамматических ошибок.

- Выпишите из орфографического словаря на буквы В, Н, П, Р по два глагола с корнями ЛАГ – ЛОЖ.

- Сможете ли вы найти глаголы с корнями ЛАГ – ЛОЖ в орфографическом словаре на букву Л? (Дети ищут и не находят, таких глаголов нет.)

- Какой вывод можно сделать о словах с корнями ЛАГ – ЛОЖ? (Эти слова НЕ употребляются без приставок.)

- Правильно, поэтому нет слов «ложить», «ложу». Надо говорить: «Я кладу книгу» или «Я положу книгу».

- Укажите предложение/предложения с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте эти ошибки:

  • Не ложи руки на стол!

  • Быстро ложи книгу на место!

  • Потом на полку ключ положь.

  • Не забудь в сумку вещи покласть.

- Прочтите предложения и вместо точек поставьте глаголы класть или положу.

  • Закончив уроки, я собираю книги, тетради и ______________ их в портфель.

  • Я прочитаю книгу и _______________ её на место.

  • Для сохранения здоровья не _______________ в еду много соли.



11. Образуй видовую пару глагола с корнем ЛАГ – ЛОЖ. Укажите вид.

Изл…гать – ____________, предпол…гать – _____________, сл…гать – _________-___, предл…гать – ____________, прил…гать – ______________, пол…гать – ____________.

12. Игра «Грамотеи» (кто быстрее найдёт все ошибки, текст – на интерактивной доске).

Дядя Фёдор! Приезжай в Простоквашино. Шарик с Матроскиным снова поругались и не хотят в огороде работать. Я предлогал их помирить, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни слогает про имя прилогательное. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить, на него тоже нельзя пологаться. А отлажить уборку урожая никак нельзя.

13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы с чередующимися гласными в корне слова (ЛАГ – ЛОЖ), обозначьте орфограмму.

1) Наш замечательный город ___________________ на берегу Волги.

2) Выбранное нами местечко__________________ недалеко от деревни моей бабушки.

3) Мы отправились в поход по заранее ______________________ маршруту.

4) Девочки ____________________ в тени берёз, а мальчики ________________ костёр.

5) Свои мысли о походе мы  _________________ в сочинениях.

14. Замените выражение одним словом с корнем -ЛАГ- , -ЛОЖ-. Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно (изложить).

2. Надеяться на кого-то (полагаться).

3. Вид письменной работы по русскому языку (изложение).

4. Часть речи (прилагательное).

5. Прибавить одно к одному (сложить).

6. Математическое действие (сложение).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!