| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Дидактический материал для организации коррекционно-развивающей работы с детьми
Выполнила:
студентка Ш-32группы
Козлова Виктория
Ейск, 2020г.
Пояснительная записка
Предлагаемые задания и упражнения позволят педагогам решать проблемы, возникающие в процессе обучения младших школьников по русскому языку на этапе коррекционной работы, обязательной в условиях реализации ФГОС, а именно: формирование предметных умений и универсальных учебных действий.
Таким образом, данные упражнения способствует осознанному знакомству со словом как с основной лексической единицей, с ролью слова в тексте (в устном и письменном), с системными отношениями между словами; закладывает основы для дальнейшей работы со стилистическими фигурами, тропами. Данная система работы обеспечивает целенаправленную работу по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся, способствует обогащению словарного запаса школьников и развитию их речи.
Упражнение 1.
Цель: учить подбирать синонимы и отличать от антонимов.
Подберите синонимы к слову верный, учитывая значение словосочетаний.
Верный друг, верный ответ, верный глаз.
Упражнение 2.
Цель: учить находить антонимы; развивать внимание.
Найдите антонимы в пословицах и поговорках.
1.Утро вечера мудренее. 2. По одежке встречают – по уму провожают. 3. Днем тихо, ночью лихо. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Любишь брать, люби и отдать. 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 8. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом.
Упражнение 3.
Цель: учить отличать и подбирать синонимы, и антонимы.
Подберите к словам вначале синонимы, затем антонимы.
Образец: Жара – зной – холод.
Мощный, пустой, мрак, торопиться, боязливы, смеяться, робкий, заботливый, мутный, влажный, молодой, подлинник.
Упражнение 4.
Цель: развивать внимание и самоконтроль.
Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.
(оставшиеся слова – синонимы)
Упражнение 5.
Цель: учить правильно составлять словосочетания.
Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
Упражнение 6.
Цель: научить правильно подбирать слова и аргументировать свой ответ.
Выберите подходящее слово.
Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.