Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»
Сидоренкова Юлия Васильевна
Дидактический материал
для проведения уроков биологии в 5 классе:
Среды обитания организмов
Опорный конспект №1
Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.
Типы сред обитания:
Наземно-воздушная
Водная
Почвенная
Живой организм
Экологические факторы – условия, влияющие на живой организм
Группы экологических факторов
А) Абиотические факторы- факторы неживой природы (свет, температура, влажность)
Б) Биотические факторы –факторы живой природы (живые организмы – растения, животные, грибы)
В) Антропогенные факторы – влияние деятельности человека на природу.
Опорный конспект №2
Наземно-воздушная среда обитания
Особенности наземно-воздушной среды:
________________________________________________________________________________________________________
Экологические факторы наземно-воздушной среды:
____________________________________________________
Растения, обитающие в наземно-воздушной среде:
________________________________________________________________________________________________________ Животные, обитающие в наземно-воздушной среде:
________________________________________________________________________________________________________
Приспособленность наземных растений и животных к воде:
________________________________________________________________________________________________________
Приспособленность наземных растений и животных к свету:
________________________________________________________________________________________________________
Опорный конспект №3
Водная среда обитания
Особенности водной среды:
_________________________________________________________________________________________________________
Экологические факторы в водной среде:
_____________________________________________________
Растения, обитающие в водной среде:
_____________________________________________________ Животные, обитающие в водной среде:
_________________________________________________________________________________________________________
Приспособленность растений и животных к водной среде:
_________________________________________________________________________________________________________
Особенности строения водных растений и животных:
_________________________________________________________________________________________________________
Опорный конспект №4
Свет – это экологический фактор______________________
____________________________________________________
____________________________________________________
По отношению к свету выделяют растения:
Светолюбивые - _________________________________
Теневыносливые- _______________________________
Тенелюбивые- __________________________________
По отношению к свету животные делятся на группы:
Дневные животные- ________________________
__________________________________________________
Ночные животные- __________________________
__________________________________________________
Приспособления к изменению освещенности:
__________________________________________________
__________________________________________________
Задания для работы в группах
Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием
Биологический диктант – объяснить термины:
Среда обитания
Экологические факторы
Факторы неживой природы (абиотические)
Факторы живой природы (биотичесие)
Влияние человека (антропогенный фактор)
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Свет
Температура
Влажность
Светолюбивые растения
Тенелюбивые растения
Теневыносливые растения
Дневные животные
Ночные животные
Среда обитания
Экологические факторы
Факторы неживой природы (абиотические)
Факторы живой природы (биотичесие)
Влияние человека (антропогенный фактор)
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Свет
Температура
Влажность
Светолюбивые растения
Тенелюбивые растения
Дневные животные;
Ночные животные
Тестовые задания для закрепления и опроса
Оцените правильность суждений (да + нет- )
1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно
2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов
3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду
4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.
Установите соответствие(только цифры):
1)ВЛАЖНОСТЬ
2)РАСПАШКА СТЕПЕЙ
3)МОРОЗ
4) ХИЩНИКИ
5) ДОЖДЬ,
6) ЗАПОВЕДНИКИ
7) ГРАД
8)ТРАВОЯДНОСТЬ,
9) СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ
10) ВЫРУБКА ЛЕСА
11) ТЕМПЕРАТУРА
12) ПОСТРОЕНИЕ ПЛОТИНЫ
Экологические факторы неживой природы_________________________
Экологические факторы живой природы__________________________
Антропогенный фактор _______________________________________