СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для проведения урока биологии "Среды обитания организмов."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методическая разработка содержит дидактический материал для проведения уроков биологии в 5 классах по темам: "Среды обитания организмов. Экологические факторы".

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для проведения урока биологии "Среды обитания организмов."»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Дидактический материал

для проведения уроков биологии в 5 классе:

Среды обитания организмов


Опорный конспект №1


Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Типы сред обитания:

  1. Наземно-воздушная

  2. Водная

  3. Почвенная

  4. Живой организм

Экологические факторы – условия, влияющие на живой организм

Группы экологических факторов

А) Абиотические факторы- факторы неживой природы (свет, температура, влажность)

Б) Биотические факторы –факторы живой природы (живые организмы – растения, животные, грибы)

В) Антропогенные факторы – влияние деятельности человека на природу.


Опорный конспект №2


Наземно-воздушная среда обитания

Особенности наземно-воздушной среды:

________________________________________________________________________________________________________

Экологические факторы наземно-воздушной среды:

____________________________________________________

Растения, обитающие в наземно-воздушной среде:

________________________________________________________________________________________________________ Животные, обитающие в наземно-воздушной среде:

________________________________________________________________________________________________________

Приспособленность наземных растений и животных к воде:

________________________________________________________________________________________________________

Приспособленность наземных растений и животных к свету:

________________________________________________________________________________________________________


Опорный конспект №3


Водная среда обитания

Особенности водной среды:

_________________________________________________________________________________________________________

Экологические факторы в водной среде:

_____________________________________________________

Растения, обитающие в водной среде:

_____________________________________________________ Животные, обитающие в водной среде:

_________________________________________________________________________________________________________

Приспособленность растений и животных к водной среде:

_________________________________________________________________________________________________________

Особенности строения водных растений и животных:

_________________________________________________________________________________________________________


Опорный конспект №4


Свет – это экологический фактор______________________

____________________________________________________

____________________________________________________

По отношению к свету выделяют растения:

  1. Светолюбивые - _________________________________

  2. Теневыносливые- _______________________________

  3. Тенелюбивые- __________________________________

По отношению к свету животные делятся на группы:

  1. Дневные животные- ________________________

__________________________________________________

  1. Ночные животные- __________________________

__________________________________________________

Приспособления к изменению освещенности:

__________________________________________________

__________________________________________________


Задания для работы в группах


Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...


Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле




Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).


Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники




Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.


Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием


Биологический диктант – объяснить термины:

Среда обитания

Экологические факторы

Факторы неживой природы (абиотические)

Факторы живой природы (биотичесие)

Влияние человека (антропогенный фактор)

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Свет

Температура

Влажность

Светолюбивые растения

Тенелюбивые растения

Теневыносливые растения

Дневные животные

Ночные животные

Среда обитания

Экологические факторы

Факторы неживой природы (абиотические)

Факторы живой природы (биотичесие)

Влияние человека (антропогенный фактор)

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Свет

Температура

Влажность

Светолюбивые растения

Тенелюбивые растения

Дневные животные;

Ночные животные


Тестовые задания для закрепления и опроса


Оцените правильность суждений (да + нет- )

1 Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

2 Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов

3 Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду

4 К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер.

Установите соответствие(только цифры):

1)ВЛАЖНОСТЬ

2)РАСПАШКА СТЕПЕЙ

3)МОРОЗ

4) ХИЩНИКИ

5) ДОЖДЬ,

6) ЗАПОВЕДНИКИ

7) ГРАД

8)ТРАВОЯДНОСТЬ,

9) СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

10) ВЫРУБКА ЛЕСА

11) ТЕМПЕРАТУРА

12) ПОСТРОЕНИЕ ПЛОТИНЫ


Экологические факторы неживой природы_________________________

Экологические факторы живой природы__________________________

Антропогенный фактор _______________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!