СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для проведения уроков русского языка по разделу "Морфемика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела Морфемика"

Просмотр содержимого документа
«лексика»

Лексика

1. Выпишите в 2 «столбика» однозначные и многозначные слова:

Небо, хлеб, тротуар, ключ, мостовая, дворянин, карандаш, борт, подошва, автобус, черствый. (Однозначные слова: небо, тротуар, карандаш, автобус).


2. «Узнай слова».

А) Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб);

Б) боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло);

В) небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ёрш);

Г) дробленое зерно; снег в виде мелких зерен (крупа);

Д) большая тарелка; вкусная еда (блюдо).


3. Отгадайте загадки. Какие многозначные слова имеются в виду?

А) Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха).

Б) У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. (Хребет).

В) Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Г) Какое государство носят на голове? (Панама).

Д) Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Е) Какой болезнью никто не болеет? (Морской).

Ж) Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

З) О чем разговор?

– Это черная?

– Нет, это красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая!

(Черная смородина).

И) Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет).

4. На чем основана «игра» слов?

Шел дождь и два студента, один в галошах, другой – в университет.


5. Как называются слова, использованные в стихах?

А) Снег сказал:

Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

Б) Сев в такси,

Спросила такса:

За проезд

Какая такса?

Я. Козловский.

Про козлов

Облака уже красны,

Смотрят сосны:

Лихо прыгают козлы

Через козлы.

Крикнул филин: «Я сего

Не одобрил дела!

Ну-ка, марш, козлы, в село,

Солнце село!»

Я. Козловский.

Сбежал с горы –

И замер в чаще.

Кругом мелькают фонари….

Как бьется сердце –

Злей и чаще!..

Меня проищут до зари.

А. Блок.



6. Как можно одним словом назвать эти слова?

А) Врач – доктор, лекарь, эскулап.

Б) Думать – мыслить, размышлять.

В) Поэт – певец, стихотворец, пиит, баян, бард. (Синонимы).

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенкам подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна –

Как много в них священного для нас!


7. Будут ли синонимами слова?

Абонент – абонемент; факт – фактор; болотный – болотистый; эффектный – эффективный.


8. «Что это?» Что объединяет отгадки?

– Человек, едущий в автобусе, трамвае. (Пассажир).

– Прямая дорожка, обсаженная деревьями. (Аллея).

– Жестокий человек (прилаг.). (Бессердечный).

– Подводные животные-растения, строящие из своего тела острова. (Кораллы).

– Игра-задача в которой нужно заполнять буквами клеточки. (Кроссворд).

– Собрание засушенных растений, марок, значков и т.п. (Коллекция).

– Главные умения человека, применямые в его деятельности. (Профессия).

– Посчитать все «за» и «против» в каком-либо деле. (Рассчитать).


9. На каком явлении языка основаны эти пословицы?

А) Речи – как снег, а дела – как сажа.

Б) Речи что мед, а дела – что полынь.

В) Не спеши языком, торопись делом.


10. «Подбери антонимы»:

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Толстый – …; частый – …; здоровье – …; новость – …; высота – …; гореть – …; зной – …; жарко – …; блестящий – …; работающий – … .

Какими частями речи бывают антонимы?


12. Назови художественные произведения, в названии которых использованы антонимы. («Толстый и тонкий», А.Чехов; «Война и мир», Толстой; «Живые и мертвые», К. Симонов и др.).


13. Составь пословицы.

Не спеши языком,

Не сиди сложа руки –

Чужой земли мы не хотим,

Герой никогда не умрет,

он вечно живет;

но своей не отдадим;

торопись делом;

не будет и скуки.


14. Подбери в стихотворении 1 глагол:

И солнце … (Лучами на речке),

И кошка … (Клубком на крылечке),

И Женя … (Есть мячик у Жени),

И мама … (В театре на сцене),

И папа … (На медной трубе),

И дедушка с внуком (… в избе).

(Играть).


15. «Узнай предмет».

… белое, а … черное.

… всплывает, а …тонет.

… длинный, а … короткий.

… яркий, а … тусклый.

… холодный, а … горячий.

… острый, а … тупой.


16. Отгадайте загадки.

А) У начала есть антоним –

Делу всякому венец,

Называется … (конец).


Б) Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я и в отдыхе нужна,

Называюсь … (тишина).

В) Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть любую мороз сама,

Потому что я … (зима).

Г) Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада.

А зовут меня – … (прохлада).



Просмотр содержимого документа
«морфемика»

Морфемика

1. Правы ли ребята, утверждающие: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»?

(Значимые части слова, как правило, пишутся одинаково. Поэтому даже незнакомые слова, составленные из известных вам частей, мы пишем верно).


2. Найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:

Та/и/ть;

Тай/ком;

Тай/н/а;

Талант;

Талант/лив/ость;

Талант/лив/ый.

(Тайком, т.к. оно неизменяемое).


3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).


4. На чем основана эта шутка?

Рассекреченный секрет.

Не хочу держать в секрете

Этот маленький секрет:

Антилопы есть на свете,

А без анти лопов нет.

Н. Егоров.

(В слове антилопа выделена часть – анти, похожая на приставку, имеющую значение «противо-»: антивоенный. Но так разделить слово антилопа можно только в шутку, так как здесь корень антилоп).


5. Определите основу слов и укажите, из каких частей они состоят:

Род/ин/а;

Род/и/тель/ск/ий;

Родник:

Родник/ов/ый;

Роднич/ок;

Род/н/ой;

Род/н/я;

Род/овит/ый;

Род/ов/ой;

Родств/енн/ый.

(Родина, родительский, родникт, родниковый, родничокт, родной, родня, родовитый, родовой, родственный).


6. Про какие из этих слов можно сказать, что они имеют окончания, а про какие – оканчиваются на о?

Какао, самбо, тоскливо; рабство; небо; кружево; слово; чувство; спасибо; зарево; одинаково; юношество.

(Имеют окончания: небо, кружево, зарево, слово, рабство, чувство, юношество).


7. Найдите третье – «лишнее».

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

(1) Гора; 2) нагорный; 3) потолок; 4) морщины; 5) большой; 6) водить).


8. Что общего у этих слов?

А) Ветвь – ветка; б) ветошь – ветхий; в) живой – жизнь; г) клятва – прокляну. (а) Общий корень – вет; б) общий корень ветх (х//ш); в) общая часть –жи-; г) общая часть –кля-).

9. Найдите корень в словах: беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия. (Беседка – бесед; бестолочь – толк; безделка – дел; бездна – дн; бесенок – бес; бескозырка – козыр; бестия – бестий (а - окончание)).


10. Найдите четвертое – «лишнее»:

1) Косточка, шапочка, звездочка, ленточка;

2) Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

3) Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка;

4) Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

(Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник).


11. Отгадайте шарады:

1) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс – что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в И. падеже. Целое – грамматические термин. (Склонение).

2) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное).


12. Коля подчеркнул в стихотворении однокоренные слова. Прав ли он?

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.


Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

М. Исаковский.

(Не будет однокоренным слово «лето»).


13. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (Суффикс – ищ: ножищи).


14. «Хитрые вопросы».

1) Как большой дом превратить в маленький? (Дом – домик).

2) Как топор превратить в рукоятку? (Топор - топорище).


15. Запишите стихотворение правильно, выделив приставки в словах.

Лихо (с) двинув (на) бекрень

Ржавое ведерко,

(На) валился (на) плетень

Снеговик Егорка.

(При) глашает он (на) род

(С)ъехать (с) горки (в) огород.

(У) него пылает нос

Весело и ярко.

(На) дворе трещит мороз,

А Егорке – жарко!

Т. Белозеров.

(Сдвинув, набекрень, навалился, на плетень, приглашает, народ, съехать, с горки, в огород, у него


16. Родственны ли слова: переносица и непереносимый; ножницы и треножник; пот и потолок? (Не являются однокоренными, так как имеют разное значение).


17. Какие из приведенных слов можно отнести к родственным слова, а какие – к формам того же слова?

Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесничий, лесники. (Слова лесники, лесником – формы слова лесник, а леса - множественное число от слова лес).


18. Отгадайте шараду:

– Приставка, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффикс, как в слове читал. (Поиграл).

– Корень, как в слове летчик. Приставка, как в глаголе перепрыгнул. Суффикс – одинаковый с глаголом слышать. (Перелетать).


19. Какие из данных слов имеют окончание?

Домов, столов, коровт, ковров, головт, основт, степей, ножей, батарейт, шейт, ушей, юношей.


20. В приведенных ниже словах определить такие, в которых есть 2 приставки или 2 суффикса.

Подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь. (У всех слов, кроме лакомка, или 2 приставки, или 2 суффикса. В слове понавыдумывали – 3 приставки и 2 суффикса).


21. Какое слово разобрано по составу неверно?

Тен-ист-ый; вы-ход-ит; берез-ов-ый; ос-вет-ит; подъ-езд.

(О-свет-ит).


22. Подберите слова, в которых от смены ударения меняется лексическое значение. Составь из них предложения. (Гвозди;´ки – гво;´здики; ко;´сит – коси;´т; ду;´хи - духи;´).

23. Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корни выделять.

– А сколько корней у этих слов: дальневосточный, жизнеописание, каменотес, кашевар, сороконожка?


24. В этом стихотворении разберите по составу сложные слова.

По лесной дорожке

Шли сороконожки:

Впереди спешил, как мог,

Сам отец Сороконог.

А правей немножко –

Мать Сороконожка.

Слева – их ребенок, Сороконожонок.

Через горы, через яр

Торопились на базар

Покупать книжонку Сороконожонку.

25. Закончите предложения:

1. Мы заперли дверь на…

2. На горе красивый старинный …

3. Приносили вести …

4. … с сорока дорог.

5.В ведерко руку …

6. Не бойся – это …

За;´мок; (2).

Замо;´к; (1).

Соро;´к; (–; сороки).

Со;´рок; (3).

О;´куни; (6).

Окуни;´. (5).


26. Найдите «лишнее» слово.

1) Сыр, сырник, сырный, сырость.

2) Соль, солончак, солить, солист.

3) Горняк, горный, горка, горе.

4) Пол, половичок, половой, поле.

(Все последние слова – «лишние»).


Тест по теме «Морфемика»

1. Какова основа в слове заводиться?

А) заводить. Б) заводи. В) заводи – ся.


2) Укажите слова, не имеющие окончаний: пламя высоко; ревмя реветь.

А) пламя; Б) ревмя; В) высоко.


3) Какая часть речи не имеет окончания?

А) Глагол; Б) имя числительное; В) наречие.


4) Какое утверждение правильное?

А) В словах сам, гам, здесь – нулевое окончание;

Б) в словах сам, гам, здесь – нет окончания;

В) в словах сам, гам – нулевое окончание (они склоняются), а наречие здесь окончания не имеет.


5) В каких словоформах – ой входит в основу слова?

А) Конвой; Б) нулевой; В) забавой.


6) Найди строку с однокоренными словами:

А) запах, пахучий, пахнет;

Б) краса, красильня, краски;

В) пахарь, пахать, запахнет.


7. В каком слове есть приставка?

А) Доблесть. Б) Довезти. В) Глубина. Г) Выстрел.


8. Какое слово содержит корень, никогда не выступающий без приставки?

А) Багряный. Б) Журнальчик. В) Газетчик.

9. Какие приставки имеют значение высшей степени качества, проявления признака?

А) При-; над-; Б) пре-; сверх-;


10. Одинакова ли приставка в словах?

Задавить, зародиться, завить.

А) Да. Б) нет.


11. Какую приставку имеют слова?

1. Отапливать, отоварить, отощать.

А) От –; Б) о –.

2. Подарок, подать, поселить.

А) По –; Б) под–.


Ответы к тесту: 1 – в; 2 – в, б; 3 – в; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – б; 10 – а; 11 – 1б и 2а.