СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для развития памяти младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память является важнейшим видом умственной деятельности, развивать которую у детей нужно начинать уже в самом раннем возрасте. Ведь если у ребенка будет хорошая память, то он сможет лучше усваивать материал сначала в детском саду, а потом и в школе. Поэтому незаменимым помощником для детей в тренировке слуховой и зрительной памяти окажутся игры на развитие памяти.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для развития памяти младших школьников с ОВЗ»

Дидактический материал для развития памяти учащихся коррекционных школ для детей с ОВЗ.

Память является важнейшим видом умственной деятельности, развивать которую у детей нужно начинать уже в самом раннем возрасте. Ведь если у ребенка будет хорошая память, то он сможет лучше усваивать материал сначала в детском саду, а потом и в школе. Поэтому незаменимым помощником для детей в тренировке слуховой и зрительной памяти окажутся игры на развитие памяти.

Особенностью обучающихся специальных коррекционных школ VIII вида является слабость процессов запечатления информации, нарушение или недостаточность произвольного внимания, что подтверждается и результатами диагностического обследования. Это влечет за собой трудности в овладении школьниками программными знаниями, умениями, навыками и, в конечном счете, затруднения в профессиональном становлении. Но, занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что занятия и игры не должны сильно утомлять ребенка, ведь память является тем самым процессом, который будет правильнее развивать со временем, постепенно. Подбирать такие игры необходимо с учетом темперамента, способностей и возраста ребенка. Ведь, как правило, все дети разные, и кому-то необходима подвижность в группе, а кому-то, наоборот, более спокойные игры.

Коррекционные занятия должны иметь продолжительность до 40 минут каждое. Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное задание, игровое упражнение, рефлексию и ритуал прощания. Постоянство структуры занятия и повторение  отдельных упражнений с незначительной модификацией даёт возможность предупредить эмоциональное напряжение детей. Занятия проводятся педагогом не реже одного раза в неделю.



Игра «Найди игрушку»

Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

 

Суть игры: потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам. В старшем возрасте игрушки можно прятать глубже, под другие, а так же заменить игрушки на кубики разных цветов или различные геометрические фигуры.



Игра «Определить на ощупь»

Цель игры заключается в развитии у ребенка внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.

Суть игры: Для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Часто ребенку с интеллектуальными нарушениями сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, в таком случае эту игру можно проводить и с открытыми глазами.

Игра «Поиск по памяти»

Цель игры заключается в развитии у детей внимания, памяти и координации.

 


Суть игры: Для данной игры потребуются различные предметы (машинки, кубики, мягкие игрушки и прочее). И в такую игру правильнее играть в помещении, которое ребенку знакомо хорошо. Все выбранные игрушки раскладываются на полу. Далее ребенок должен запомнить их месторасположение, а после этого ему завязывают глаза. Задача ребенка состоит в том, чтобы разыскать разложенные предметы с завязанными глазами.

Игра «Запомни картинку»

Цель игры - развить зрительную память.

Суть игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течении 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

Для детей младшего возраста возможен такой вариант игры : «Что добавили? Что убрали?»



Игра «Какой игрушки не хватает? »

Целью игры является развитие зрительной памяти.

Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами.



Игра «Рисуем на память узоры»

Цель игры - развивать зрительную память.

На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течении 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти.

Варианты узоров:

Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.



Игра «Бусы»

Цель - развивать зрительную память.

Суть игры: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены и какого цвета.

Игру можно усложнить, попросив нарисовать такие же бусы на листе бумаги.



Игра «Внимание»

Цель игры - развивать зрительную память.

Суть игры: Это одна из самых простых, но очень действенных игр для развития зрительной памяти. Необходимо попросить нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 15-20 сек. ребенку показывал взрослый. Картинки не должны быть слишком сложными, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить все.





Игра «Запоминаем вместе»

В эту игру нужно играть с группой из 3-6 детей. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д. Можно задать определенную тему (например, геометрические фигуры, цвета, фрукты, и т.д.), усложненный вариант – говорить любые слова, не связанные между собой.

Пример: 1-й ребёнок говорит: «круг»

2-й – «круг, ромб»

3-й – «круг, ромб, квадрат»

Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти.

Игра «Парочки»

Цель игры - развитие зрительной памяти и внимания.

Материал: пары карточек с картинками (постепенно увеличиваем объем от 4 карточек)

Ход игры: Карточки перемешиваются, выкладываются перед детьми. Инструкция – Посмотри внимательно и запомни где одинаковые картинки. Затем карточки переворачиваются. Задача – найти все пары карточек.



Игра «Дама сдавала в багаж…»

Цель: развивать зрительную память

Материал: карточки с предметными картинками.

Ход игры: Каждый ребенок по порядку берет карточки с предметом, говоря при этом «дама сдавала в багаж … .(предмет с картинки, необходимо использовать всем известные картинки – очки, часы, карандаш, и т.д. ) ». Следующий ребенок продолжает цепочку, повторяя фразу первого игрока + предмет со своей карточки … .



Игра «Что спряталось? Что добавилось? »

Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов.

Ход игры: На стол выкладываются картинка с изображением предметов, взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы на картинке, затем ребенку предлагается запомнить, что на ней нарисовано. Взрослый предлагает ребенку отвернуться, убирается несколько картинок, ребенок поворачивается и его просят назвать «Что спряталось? »

Либо взрослый предлагает ребенку отвернуться, выкладывается другая картика, ребенок поворачивается и его просят назвать «Что добавилось? »

Вариант 1:

Вариант 2:









Игра «Что запомнил? »

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Оборудование: Сюжетная картинка.

Ребенку показывают сюжетную картинку. Посмотри внимательно, «Что на ней нарисовано? », затем картинка убирается и ребенка просят назвать «Что запомнил? ».

Если ребенок не может ответить, учитель задает вопросы.

- Кто нарисован на картинке?

- Как он одет, какого цвета одежда, что он делает, кто стоит рядом и т. д.



Варианты картинок:



Игра «Назови правильно»

Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.

Оборудование: Картинка с изображением геометрических фигур.

Ход игры: учитель показывает ребенку картинку, «Посмотри внимательно на фигуры, запомни фигуры и каким цветом они нарисованы». Через некоторое время взрослый картинку убирают. Затем просят ребенка назвать, что он запомнил.

Игра «Цветная запоминайка»

Данная игра рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, но в коррекционной школе может применяться и в старшем возрасте.

Цель игры: развитие внимания, зрительного запоминания, речи.

Состоит из нескольких наборов карточек:

1. Карточки с предметными картинками на цветном фоне (первый ряд на фото) ;

2. Цветные карточки (второй ряд) ;

3. Карточки с предметными картинками на белом фоне;

4. Карточки с цифрами на цветном фоне. (можно добавлять по мере усложнения - карточки с цифрами на белом фоне и т. д.)

Ход игры:

-Перед детьми выкладываются в ряд карточки с предметными картинками на цветном фоне. предлагается рассмотреть и запомнить (затем карточки убираются)

-Детям предлагаются цветные фоны, необходимо вспомнить предметные картинки.

- Предлагаются предметные картинки на белом фоне и цветные фоны. необходимо вспомнить какой фон подходит к предметной картинке.

- Аналогичная работа с цифрами.



«Подбери картинку»

Цель игры - развитие опосредованной памяти

Оборудование: Большой лист бумаги с несколькими словами и картинки с изображением предметов, соответствующих данным словам.

Ученикам объясняют, что для того, чтобы хорошо запомнить, нужно научиться пользоватся вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить то, что нужно, а затем вспомнить это. Например: нужно запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки, чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы, для запоминания слова «лес», можно выбрать картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, нам нетрудно вспомнить и соответствующие слова. Предложить ученикам для запоминания другой ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативные связи устанавливаются легко. Попросить учеников, глядя на картинки, вспомнить картинки (как сразу после запоминания, так и через некоторое время, например в конце занятия).



Игра «Раскрась фигуры»

Цель - развитие непосредственной зрительной памяти

Суть игры: Для каждого ученика приготовить листы бумаги с изображением геометрических фигур. Учеников просят закрасить одинаковые фигуры одним цветом. О точности зрительного анализа учащихся будет свидетельствовать закрашивание разным цветом равнобедренных треугольников, равносторонних треугольников, прямоугольных треугольников, квадратов, прямоугольников, и тд..











Игра « На места»

Суть игры: дети внимательно рассматривают рисунок. На нем представлены названия животных. Нужно вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумать историю, связывающую их между собой.
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.



Игра «Рисуем по памяти»

Это очень эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что учитель показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.





Игра «Снеговички»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комковснега. Один получился большой,  другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. »



Разрезанные картинки или паззлы.

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите  ребенку  собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.





Одной из разновидностей образной памяти, связанной с сохранением, запечатлением и воспроизведением образов, является слуховая память. Речемыслительные игры оказывают значимое воздействие на развитие слуховой памяти.

Развивать слуховую память у ребенка необходимо с самого раннего возраста путем чтения ему стихов и сказок.



Игра «Лишнее слово»

Цель игры заключается в развитии слуховой памяти, а также в умении анализировать.

Суть игры: Родитель перечисляет ребенку несколько слов. Далее попросите его их запомнить. Задача ребенка состоит не только в том, чтобы назвать все слова, но определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение. Возможные варианты списка слов:



1) яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;

2) тополь, береза, осина, сосна, смородина;

3) лимонад, сок, компот, чай, пирожок и прочее.





Игра «Каскад слов»

Цель: Данная игра направлена на развитие слуховой памяти.

Суть игры. Необходимо предложить ребенку перечислять слова, начиная с 2-х слов и постепенно увеличивая словесный ряд, каждый раз прибавляя по одному новому слову. (например: 1 – молоко, хлеб; 2 – молоко, хлеб, яблоко; 3 – молоко,хлеб, яблоко, пирожок; и т.д.)

Вариант игры для старших учеников: ученики разбиваются на группы по три человека. Сначала работает первая группа. Педагог называет какое – нибудь слово. Первый ученик из группы повторяет его и добавляет свое слово. Второй ученик повторяет оба слова и добавляет третье слово; третий ученик повторяет все три слова в названном порядке и добавляет свое слово и т.д. Ученик, сделавший ошибку, выбывает. Выигрывает ученик, оставшийся последним. Во время называния слов ученики других групп следят за правильностью повторения. Затем называют и повторяют слова ученики второй группы итд.







Игра «Пары»

Суть игры: Зачитываются слова. Ученики должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а дети записывают второе. Сначала следует читать пары слов, связанные между собой по смыслу.

Например:  курица  - яйцо, ножницы  - резать, лошадь  - сено, книга - учить, бабочка  - муха, щетка  - зубы, барабан  - пионер, снег  - зима, петух - кричать, чернила  - тетрадь, корова  - молоко, паровоз  - ехать, груша - компот, лампа  - вечер. 

После того, как дети будут выполнять это задание успешно, можно перейти к усложненному варианту игры.

Например:  жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер,сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море,салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.



Так же развитию памяти способствуют дидактические виды работ и упражнения, которые можно применять практически на всех уроках как в качестве задания, так и в качестве разминки или минуты отдыха:

  • диктанты, включая выборочный, свободный;

  • таблицы, алгоритмы;

  • русские народные скороговорки и чистоговорки;

  • дидактические кроссворды;

  • дидактические ребусы;

  • веселые стихи;












Скачать

© 2019 4573 64

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!