СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование разнообразных методов и приемов обучения математике в коррекционной школе 8 вида с целью совершенствования учебного процесса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

ЗЕМЦОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

Учитель математики высшей категории

 

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

 город Железноводск

2016 год

 

 

 

 

 

 

 

 

            Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике в коррекционной школе 8 вида должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях. В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач:

Основные направления коррекционной работы:

· развитие зрительного восприятия и узнавания;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие основных мыслительных операций;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· обогащение словаря;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В своей практике я использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

·         Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

·         Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

·         Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

·         Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

·         Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее  эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять  следующие условия:

·         избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

·         не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

·         стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности

(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от  конкретного урока, характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками выбираются те или иные методы для более эффективного процесса обучения. На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются реальные объекты, все виды учебно-наглядных пособий: таблицы, чертежи, натуральные предметы, модели геометрических фигур и тел. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства:

Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся.

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка к самообразованию.

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Для уроков математики характерно решение задач и примеров, построение чертежей. Для коррекции мыслительной деятельности учащихся я в своей работе использую специально подобранные упражнения на развитие и коррекцию внимания, восприятия, памяти и мышления, при этом использую мультимедийные средства обучения.

         У учащихся необходимо пробудить интерес к математике. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики  каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных заданий, создании увлекательных для детей ситуаций.

Игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.

Основное обучающее воздействие принадлежит игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

В своей работе использую разнообразные дидактические игры: варианты игры «Молчанка»,  игры для отработки устных вычислений: «Кто быстрее?», «Числовая цепочка», «Увеличить на…, в несколько раз», «Уменьшить на…, в несколько раз», «Собери ягоды», «Парашютисты», «Собери корзину овощей» и так далее.

          Обучение математике в коррекционной школе носит практическую направленность, которая выражена в следующих положениях:

1) Усвоение учащимися различных  устных и письменных приемов вычислений обеспечивается за счет рационально подобранных методов и приемов объяснения с применением наглядности, с опорой на жизненный опыт учащихся.

2) Для выработки навыков решения примеров и задач  необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения должны быть распределены во времени.

3) При рассмотрении теоретических вопросов курса необходимо применение наглядности, подведение учащихся к выводам на основе наблюдений и применение их в учебной практике.

          При организации учебного процесса важно помнить о психологических особенностях детей с нарушением умственной деятельности и в связи с этим использовать следующие подходы в обучении:

  • структурное упрощение содержания обучения для предупреждения умственных и физических перегрузок;
  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
  • соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности;
  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
  • наглядно – практический характер обучения;
  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;
  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

 

          Обучение математике невозможно без пристального, внимательного   отношения к формированию и развитию речи учащихся. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки. Грамматический строй речи учащихся недостаточно развит и развёрнут. При ответах, у учащихся коррекционных школ участвуют жесты, мимика, слова паразиты типа «ну», «это», «вот» и другие, а также широко распространены ошибки в формулировках определений. Так, нередко, можно услышать такую формулировку: «квадрат - это когда стороны равны». Я не спешу сразу поправлять учащихся, а беру модель равностороннего треугольника и убеждаю, что у этой геометрической фигуры все стороны равны, но это не квадрат. Тогда дети вносят слово «четырёхугольник, у которого все стороны равны». И это определение не точно. Я показываю ромб. Это четырёхугольник и стороны у него равны, но это не квадрат. Математика не терпит приблизительного  словоупотребления. Тогда уточняем, а углы прямые? «Квадрат - это четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые». Мы, наконец, добились правильной формулировки. Я организовала мышление, а у детей отразилось в речи. В этом определении нельзя выкинуть ни одного слова, но и дополнение каким-то словом будет излишним. Я нацелила свои вопросы на выявления существенных признаков квадрата. Далее развиваю речь учащихся. Ввожу понятие «размер», «цвет», «расположение». Для чего я это делаю? Необычайный способ расположения часто сбивает детей при распознавании геометрических фигур. Уточняем, что размер, цвет, расположение - это несущественный признак. Можно и дальше развивать устную, словесную речь. Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся.

          Для совершенствования учебного процесса в коррекционной школе закрепилась практика проведения нестандартных уроков. Нестандартные урокиодно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают - глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания.

Нестандартный урок - это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартный урок, не являясь основной формой работы, остаются одним из эффективных средств развития познавательных интересов  школьников с проблемами в умственном развитии.

К таким урокам относятся  уроки-путешествия, урок-игра, урок-экскурсия и так далее.

Путешествовать можно туда - куда угодно: в другую страну, сказку, на луну и т.д.

Главное, чтобы идея путешествия была тесно связана с математическими заданиями и подчинялась цели урока. Учитель тщательно продумывает маршрут, готовит нужный раздаточный материал, презентацию, акцентирует внимание детей на особо важных моментах путешествия. Математические задания являются, как правило,  одним из этапов путешествия. Очень важно, чтобы как можно больше учащихся работали у доски. Значение нестандартного урока велико, так в результате  повышается интерес к предмету математики, возрастает активность учащихся на протяжении всего урока, активизируется мысль ребенка, развивается любознательность, познавательный интерес, снимается скованность и напряжение у учащихся.

При проведении нестандартных уроков забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса к математике.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик - М.: Просвещение, 1984.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-с. 93

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1989 с.315

4. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М, 1983. - Т.4. - с.258.

5. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1982-с. 190

6. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-

7.  Акимова С.Занимательная математика: Нескучный учебник. - СПб.: 1999

8.  Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. - М., 1986

9.  Архипова В.В. Нестандартные организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерс, 1995.

10. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. - 1986. - № 11. С.105-111

11. Башарин Б. Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащегося // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1979.

12.Великанова Т. М.В начальной и средней школе - одна математика//#"justify">Приложение 1

 

Просмотр содержимого документа
«использование разнообразных методов и приемов обучения математике в коррекционной школе 8 вида с целью совершенствования учебного процесса»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА




ЗЕМЦОВА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

Учитель математики высшей категории


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

город Железноводск

2016 год









Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике в коррекционной школе 8 вида должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях. В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач:

Основные направления коррекционной работы:

· развитие зрительного восприятия и узнавания;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие основных мыслительных операций;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· обогащение словаря;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В своей практике я использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять  следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности

(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от конкретного урока, характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками выбираются те или иные методы для более эффективного процесса обучения. На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются реальные объекты, все виды учебно-наглядных пособий: таблицы, чертежи, натуральные предметы, модели геометрических фигур и тел. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства:

Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся.

Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка к самообразованию.

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Для уроков математики характерно решение задач и примеров, построение чертежей. Для коррекции мыслительной деятельности учащихся я в своей работе использую специально подобранные упражнения на развитие и коррекцию внимания, восприятия, памяти и мышления, при этом использую мультимедийные средства обучения.

У учащихся необходимо пробудить интерес к математике. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это для развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных заданий, создании увлекательных для детей ситуаций.

Игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.

Основное обучающее воздействие принадлежит игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.

В своей работе использую разнообразные дидактические игры: варианты игры «Молчанка», игры для отработки устных вычислений: «Кто быстрее?», «Числовая цепочка», «Увеличить на…, в несколько раз», «Уменьшить на…, в несколько раз», «Собери ягоды», «Парашютисты», «Собери корзину овощей» и так далее.

Обучение математике в коррекционной школе носит практическую направленность, которая выражена в следующих положениях:

1) Усвоение учащимися различных устных и письменных приемов вычислений обеспечивается за счет рационально подобранных методов и приемов объяснения с применением наглядности, с опорой на жизненный опыт учащихся.

2) Для выработки навыков решения примеров и задач необходимо применение системы упражнений в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения должны быть распределены во времени.

3) При рассмотрении теоретических вопросов курса необходимо применение наглядности, подведение учащихся к выводам на основе наблюдений и применение их в учебной практике.

При организации учебного процесса важно помнить о психологических особенностях детей с нарушением умственной деятельности и в связи с этим использовать следующие подходы в обучении:

  • структурное упрощение содержания обучения для предупреждения умственных и физических перегрузок;

  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;

  • соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности;

  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;

  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;

  • наглядно – практический характер обучения;

  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;

  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.


Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки. Грамматический строй речи учащихся недостаточно развит и развёрнут. При ответах, у учащихся коррекционных школ участвуют жесты, мимика, слова паразиты типа «ну», «это», «вот» и другие, а также широко распространены ошибки в формулировках определений. Так, нередко, можно услышать такую формулировку: «квадрат - это когда стороны равны». Я не спешу сразу поправлять учащихся, а беру модель равностороннего треугольника и убеждаю, что у этой геометрической фигуры все стороны равны, но это не квадрат. Тогда дети вносят слово «четырёхугольник, у которого все стороны равны». И это определение не точно. Я показываю ромб. Это четырёхугольник и стороны у него равны, но это не квадрат. Математика не терпит приблизительного  словоупотребления. Тогда уточняем, а углы прямые? «Квадрат - это четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые». Мы, наконец, добились правильной формулировки. Я организовала мышление, а у детей отразилось в речи. В этом определении нельзя выкинуть ни одного слова, но и дополнение каким-то словом будет излишним. Я нацелила свои вопросы на выявления существенных признаков квадрата. Далее развиваю речь учащихся. Ввожу понятие «размер», «цвет», «расположение». Для чего я это делаю? Необычайный способ расположения часто сбивает детей при распознавании геометрических фигур. Уточняем, что размер, цвет, расположение - это несущественный признак. Можно и дальше развивать устную, словесную речь. Если провести анализ каждого метода обучения, применяемого на уроках, то будет видно, что везде задействована и активизирована речевая деятельность учащихся.

Для совершенствования учебного процесса в коррекционной школе закрепилась практика проведения нестандартных уроков. Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают - глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие знания.

Нестандартный урок - это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартный урок, не являясь основной формой работы, остаются одним из эффективных средств развития познавательных интересов школьников с проблемами в умственном развитии.

К таким урокам относятся уроки-путешествия, урок-игра, урок-экскурсия и так далее.

Путешествовать можно туда - куда угодно: в другую страну, сказку, на луну и т.д.

Главное, чтобы идея путешествия была тесно связана с математическими заданиями и подчинялась цели урока. Учитель тщательно продумывает маршрут, готовит нужный раздаточный материал, презентацию, акцентирует внимание детей на особо важных моментах путешествия. Математические задания являются, как правило, одним из этапов путешествия. Очень важно, чтобы как можно больше учащихся работали у доски. Значение нестандартного урока велико, так в результате повышается интерес к предмету математики, возрастает активность учащихся на протяжении всего урока, активизируется мысль ребенка, развивается любознательность, познавательный интерес, снимается скованность и напряжение у учащихся.

При проведении нестандартных уроков забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса к математике.





Список использованной литературы



1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик - М.: Просвещение, 1984.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-с. 93

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 1989 с.315

4. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М, 1983. - Т.4. - с.258.

5. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1982-с. 190

6. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-

7. Акимова С.Занимательная математика: Нескучный учебник. - СПб.: 1999

8. Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. - М., 1986

9. Архипова В.В. Нестандартные организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерс, 1995.

10. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. - 1986. - № 11. С.105-111

11. Башарин Б. Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащегося // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1979.

12.Великанова Т. М.В начальной и средней школе - одна математика//#"justify"Приложение 1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!