Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное образование Октябрьский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ТРУДА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА АЛЬШЕВСКОГО»
Дидактический материал,
дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»,
а именно выражение прямого объекта при переходных глаголах
Автор: Фадеева Анастасия Васильевна
(учитель русского языка и литературы)
В данной статье приводится разработанный ряд заданий, которые как нам кажется смогут дополнить упражнения школьного учебника.
Анализ научной литературы и учебников для 6 класса по русскому языку позволил сделать вывод о недостаточности представления материала, направленного на изучение особенностей выражения прямого объекта при переходных глаголах в средней школе. На этом основании в работе представлены упражнения для урока русского языка на тему: «Переходные и непереходные глаголы. Выражение прямого объекта при переходных глаголах» для 6 класса общеобразовательной школы. Мы предлагаем упражнения, которые усиливают функциональную и семантическую сторону переходных и непереходных глаголов. Кроме того, мы считаем необходимым привести примеры сочетаний переходного глагола не только с существительным, но и с местоимением и числительным.
В русском языке выделяют несколько разрядов местоимений: личные (я, мы, ты и т.д.), притяжательные (мой, наш, твой и др.), относительные (некто, нечто и пр.), возвратное местоимение себя и другие. С нашей точки зрения в речи чаще встречаются словосочетания глагол и личное местоимение. При этом местоимение после глагола может употребляться с предлогом (отправимся с ними, позабочусь о себе, позову к себе, стоит перед нами в этом случае местоимение будет косвенным дополнением), а может употребляться и без предлога (прямое дополнение - найду его, позовем их, уважают тебя, приведу кого-нибудь, заставлю себя). Употребление с этими местоимениями обычно не вызывает вопроса, сложности возникают с выбором формы винительного или родительного падежа вопросительного местоимения «что» и его производных. Поэтому мы приводим задание, в котором используем записанные нами высказывания носителей литературного языка (в том числе школьников).
Задание 1. Прочитайте предложения, найдите глагол. С помощью вопроса установите смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет.
Микула пахал поле.
Вольга увидел его (Микулу).
Ответ: пахал что? поле; увидел кого? его.
-В каком падеже стоит существительное, местоимение?
Ответ: В винительном падеже.
-Прочитайте предложения.
Микула работал.
Вольга ехал.
-Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что?
Ответ: Нет.
Вывод: одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (переходные глаголы), другие нет (непереходные глаголы).
Задание 2. Прочитайте предложения. Правильно ли употреблен падеж местоимения? Замените, где нужно, винительный падеж на родительный и наоборот.
Что хочет женщина?
Что хочу, то и говорю.
Мадам, что изволите?
Он много чего презирал.
Чего написано в письме?
Вы чего делаете?
Что вы понаделали…
Задание 3. Выбрать правильный вариант падежной формы прямого объекта. В каких из приведённых словосочетаний возможны оба варианта?
Чего расскажешь – что расскажешь,
не сдать экзамен – не сдать экзамена,
не знать истины – не знать истину,
что же он достиг – чего же он достиг,
выпить чай – выпить чая,
чего-нибудь завоевать – что-нибудь завоевать.
При выполнении задания школьники должны сделать вывод о том, что вариантами является винительный и родительный падеж при глаголах с отрицанием и при глаголах, направляющих действие на часть объекта (выпить чай – выпить чая).
Задание 4. Творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему «Что я делаю утром, собираясь в школу». Используйте глаголы с -ся /-сь.
Образец: -Моё утро начинается очень необычно. Как только я просыпаюсь, сразу собираюсь на пробежку. После этого я занимаюсь зарядкой и водными процедурами.... |
Задание направлено на правильное употребление суффиксов –ся(-сь). В реальных текстах школьник может сделать ошибку, а кроме того выбрать возвратный глагол вместо невозвратного (могу поиграться в телефон).
Задание 5. В каждой паре слов определите какой из глаголов переходный, а какой непереходный. Свой ответ объясните. Составьте с этими глаголами предложения.
Чернеть – чернить,
белеть – белить,
обессилеть – обессилить,
синеть – синить,
обезлесеть – обезлесить.
Вариант ответа ученика: Глаголы, образованные при помощи суффикса -и-, являются переходными (при помощи суффикса -е- непереходными).
Выводы:
Понятие переходности сформулировано в обоих учебниках, но с разными акцентами (на синтаксической и семантической стороне). Но отметим, что определение непереходных глаголов в обоих учебниках точно не сформулировано («остальные глаголы являются непереходными»).
В учебниках называются основные средства выражения переходности: формы винительного или родительного падежей существительных и местоимений. И отсутствует указание на другие средства выражения переходности (инфинитив, придаточное предложение, дательный падеж с предлогом «по» с дистрибутивным значением, неизменяемая форма, отсутствие прямого объекта в диалогической речи, при условии его восстановления из ситуации или контекста).
Большее разнообразие в типах заданий в учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской (задания на конструирование словосочетаний с переходными глаголами, на нахождение ошибок в употреблении глаголов). Но в качестве примеров в обоих учебниках только с существительные в качестве прямого объекта.