СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Выражение прямого объекта при переходных глаголах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Выражение прямого объекта при переходных глаголах»»

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ТРУДА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА АЛЬШЕВСКОГО»



Дидактический материал,

дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»,

а именно выражение прямого объекта при переходных глаголах

Автор: Фадеева Анастасия Васильевна

(учитель русского языка и литературы)


В данной статье приводится разработанный ряд заданий, которые как нам кажется смогут дополнить упражнения школьного учебника.

Анализ научной литературы и учебников для 6 класса по русскому языку позволил сделать вывод о недостаточности представления материала, направленного на изучение особенностей выражения прямого объекта при переходных глаголах в средней школе. На этом основании в работе представлены упражнения для урока русского языка на тему: «Переходные и непереходные глаголы. Выражение прямого объекта при переходных глаголах» для 6 класса общеобразовательной школы. Мы предлагаем упражнения, которые усиливают функциональную и семантическую сторону переходных и непереходных глаголов. Кроме того, мы считаем необходимым привести примеры сочетаний переходного глагола не только с существительным, но и с местоимением и числительным.

В русском языке выделяют несколько разрядов местоимений: личные (я, мы, ты и т.д.), притяжательные (мой, наш, твой и др.), относительные (некто, нечто и пр.), возвратное местоимение себя и другие. С нашей точки зрения в речи чаще встречаются словосочетания глагол и личное местоимение. При этом местоимение после глагола может употребляться с предлогом (отправимся с ними, позабочусь о себе, позову к себе, стоит перед нами в этом случае местоимение будет косвенным дополнением), а может употребляться и без предлога (прямое дополнение - найду его, позовем их, уважают тебя, приведу кого-нибудь, заставлю себя). Употребление с этими местоимениями обычно не вызывает вопроса, сложности возникают с выбором формы винительного или родительного падежа вопросительного местоимения «что» и его производных. Поэтому мы приводим задание, в котором используем записанные нами высказывания носителей литературного языка (в том числе школьников).

Задание 1. Прочитайте предложения, найдите глагол. С помощью вопроса установите смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет.

Микула пахал поле.

Вольга увидел его (Микулу).

Ответ: пахал что? поле; увидел кого? его.

-В каком падеже стоит существительное, местоимение?

Ответ: В винительном падеже.

-Прочитайте предложения.

Микула работал.

Вольга ехал.

-Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что?

Ответ: Нет.

Вывод: одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (переходные глаголы), другие нет (непереходные глаголы).


Задание 2. Прочитайте предложения. Правильно ли употреблен падеж местоимения? Замените, где нужно, винительный падеж на родительный и наоборот.

Что хочет женщина?

Что хочу, то и говорю.

Мадам, что изволите?

Он много чего презирал.

Чего написано в письме?

Вы чего делаете?

Что вы понаделали…


Задание 3. Выбрать правильный вариант падежной формы прямого объекта. В каких из приведённых словосочетаний возможны оба варианта?

Чего расскажешь – что расскажешь,

не сдать экзамен – не сдать экзамена,

не знать истины – не знать истину,

что же он достиг – чего же он достиг,

выпить чай – выпить чая,

чего-нибудь завоевать – что-нибудь завоевать.

При выполнении задания школьники должны сделать вывод о том, что вариантами является винительный и родительный падеж при глаголах с отрицанием и при глаголах, направляющих действие на часть объекта (выпить чай – выпить чая).


Задание 4. Творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему «Что я делаю утром, собираясь в школу». Используйте глаголы с -ся /-сь.


Образец:

-Моё утро начинается очень необычно. Как только я просыпаюсь, сразу собираюсь на пробежку. После этого я занимаюсь зарядкой и водными процедурами....


Задание направлено на правильное употребление суффиксов –ся(-сь). В реальных текстах школьник может сделать ошибку, а кроме того выбрать возвратный глагол вместо невозвратного (могу поиграться в телефон).


Задание 5. В каждой паре слов определите какой из глаголов переходный, а какой непереходный. Свой ответ объясните. Составьте с этими глаголами предложения.

Чернеть – чернить,

белеть – белить,

обессилеть – обессилить,

синеть – синить,

обезлесеть – обезлесить.


Вариант ответа ученика: Глаголы, образованные при помощи суффикса -и-, являются переходными (при помощи суффикса -е- непереходными).


Выводы:

Понятие переходности сформулировано в обоих учебниках, но с разными акцентами (на синтаксической и семантической стороне). Но отметим, что определение непереходных глаголов в обоих учебниках точно не сформулировано («остальные глаголы являются непереходными»).

В учебниках называются основные средства выражения переходности: формы винительного или родительного падежей существительных и местоимений. И отсутствует указание на другие средства выражения переходности (инфинитив, придаточное предложение, дательный падеж с предлогом «по» с дистрибутивным значением, неизменяемая форма, отсутствие прямого объекта в диалогической речи, при условии его восстановления из ситуации или контекста).

Большее разнообразие в типах заданий в учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской (задания на конструирование словосочетаний с переходными глаголами, на нахождение ошибок в употреблении глаголов). Но в качестве примеров в обоих учебниках только с существительные в качестве прямого объекта.