Дидактический материал «Готовимся к ГИА по русскому языку»
Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания .
(1)Я старался задавать отцу тревожащие и важные для меня вопросы перед сном. (2)Когда меня что-то беспокоило и мне хотелось простоты и ясности, когда я сам с беспокойством справиться не мог, мне нужен был папа, чтобы он нашёл нужные слова, всё мне объяснил не торопясь и понятными словами. (3)Поэтому я готовил самые главные вопросы на поздний вечер, на тот момент, когда меня отправляли спать. (4)В такое время папа был обычно ничем не занят, он был усталый и относился к моим волнениям внимательно и серьёзно.
(5)После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми приятными и даже сладкими были такие его слова: (6) «Сынок, давай иди умойся и ложись. (7)Я к тебе приду, и мы поговорим». (8)Я быстро умывался, чистил зубы ещё быстрее. (9)стремглав бежал и падал в свою постель, на бегу выключив свет. (10)Я сворачивался калачиком под одеялом и ждал, когда папа придёт ко мне.
(11)И он приходил. (12)Он приходил, садился на край кровати и клал руку на меня.
(13)—Малыш, ты спишь? – тихо спрашивал он.
(14)—Нет, папа, -- тихо говорил яприоткрыв глаза.
(15) – Так ты спрашивал, что будет, если космическая ракета будет лететь-лететь прямо? (16)Тебя интересует, куда она прилетит? – говорил папа мягким голосом, не убирая с меня руки.
(17) Да. (18)Я задавал именно важнейшие вопросы перед сном.(19)Такие вопросы, из-за которых не мог уснуть.(20)Я спрашивал: умру я когда-нибудь и что будет, если я умру? (21)Что значит «бесконечность», и если ракета будет лететь всё время прямо, то куда она прилетит? (22)Почему мальчишки, которые живут рядом с парком, такие злые, почему они обижают меня, обзывают явно плохими словами, что значат эти слова и как себя вести в связи с этим?(23)У меня регулярно возникали вопросы для разговора с папой перед сном.(24)А папа всегда отвечал очень спокойно, рассказывал какие-то свои истории, он приводил какие-то понятные мне примеры, и его рука лежала на мне. (25)От темноты в комнате, от папиного голоса, от его ясных слов и от тяжести его руки я успокаивался и засыпал, теряя нить папиного рассказа, но слушая его голос. (26)Никогда, наверное, я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности.
(По Е. Гришковцу)
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружочком.
А1 Укажите номер предложения, в которомсодержится информация, необходимая для ОБОСНОВАНИЯ ответа на вопрос «Почему герой так любил разговоры с отцом перед сном?»
1)24 2)2 3)3 4)10
А2 Укажите, в каком ЗНАЧЕНИИ употребляется в тексте слово «ПЛОХОЙ» (предложение22).
1)неудовлетворительный, некачественный
2)оскорбительный
3)недостаточный, малый
4)очень слабый, не подающий надежды на выздоровление
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1)После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми приятными и даже сладкими были такие его слова…
2)Что значит «бесконечность», и если ракета будет лететь всё время прямо, то куда она прилетит.
3)Он приходил, садился на край кровати и клал руку на меня.
4)Я спрашивал: умру ли я когда-нибудь и что будет, если я умру?
А4 Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
В слове ЛЕТЕТЬ все согласные звуки мягкие.
В слове ЗЛЫЕ буква Е обозначает два звука.
В слове ЯСНОСТЬ количество звуков и букв совпадает.
В слове СПИШЬ буква Ь (мягкий знак) обозначает мягкость предшествующего согласного.
А5 Укажите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ БЕЗУДАРНОЙ гласной в корне.
Убирая
Умывался
Отвечал
Тяжесть
А6 В каком слове написание ПРИСТАВКИ определяется её значением – «неполнота действия»?
Приходил
Прилетит
Приводил
Приоткрыв
А7 В каком слове правописание безударного ОКОНЧАНИЯ определяется тем, что глагол относится ко второму спряжению?
Живут
Интересует
Значат
Обижают
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените заимствованное слово «РЕГУЛЯРНО» в предложении 23 исконно русским СИНОНИМОМ. Напишите этот синоним.
Ответ:_______________________________________________________________________________
В2 Замените словосочетание «ПАПИН РАССКАЗ» (предложение25), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________________________________
В3 Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ предожения9.
Ответ:_______________________________________________________________________________
В4 Среди предложений 5-10 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. Напишите номер этого предложения.
Ответ:________________________________________________________________________
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при ВВОДНОМ СЛОВЕ.
Сынок,(1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3) и мы поговорим.
Никогда,(4) наверное,(5) я нечувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности.
Ответ:________________________________________________________________________
В6 Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_______________________________________________________________________________
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными БЕССОЮЗНОЙ связью.
В такое время папа был обычно ничем не занят,(1) он был усталый и относился к моим волнениям внимательно и серьёзно.
А папа всегда отвечал очень спокойно,(2) рассказывал какие-то свои истории,(3) он приводил какие-то понятные мне примеры,(4) и его рука лежала на мне.
Ответ:_______________________________________________________________________________
В8 Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с ОДНОРОДНЫМ и НЕОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________________________________
В9 Среди предложений 15—21 найдите СЛОЖНОЕ предложение с БЕССОЮЗНОЙ и СОЮЗНОЙ СОЧИНИТЕЛЬНОЙ и ПОДЧИНИТЕЛЬОЙ СВЯЗЬЮ между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
С 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ирины Борисовны Голуб: «Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия». Аргументируя свой ответ, приведите 2(два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами И.Б. Голуб.
Объём сочинения должен быть не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 1
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В14.
(1)В человеческой жизни многое произрастает из детства. (2) И в случае с «Коньком-Горбунком» мы явственно это видим… (3) На «большую учебу» Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4) Сибиряк учился прилежно. (5) Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6) Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7) И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами легкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребенку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь.(8) Все в ней есть: Деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зеленые долы, три брата, из которых младшему – дураку ( а точнее, доброму, честному простаку) – все хорошее по справедливости достается.
(9) И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ерш, караси, дельфины и главный среди всего – волшебный Конек-Горбунок. (10) Все население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем,- забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
(11) Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность ее была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.
(12) Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13) Иногда автор в угоду ритму и рифме смешивает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
(14) Петр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15) «Конек» же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал «вечной книгой» как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотуха».
(По В. Пескову) 256 слов.
К каждому заданию А1 –А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1 Почему В. Песков считает, что сказка Ершова – это «сплав стихотворной литературы с фольклором»?
1) Потому что П. Ершов смещает ударения в словах.
2) Потому что П. Ершов использует прибаутки, деревенский говор.
3) Потому что «Конька-Горбунка» изучают литературоведы.
4) Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.
А2 В каком предложении текста говорится о ВОЗДЕЙСТВИИ сказки на читателя?
1) 8 2) 9 3) 10 4) 14
А3 В каком из высказываний содержится ответ на вопрос «Почему П. Ершов смещает ударение в словах?»
П. Ершов не знал правильного ударения.
Такая постановка ударения была правильной в 19-ом веке, когда жил П. Ершов.
П. Ершов хотел обратить внимание читателей на возможные ошибки.
Это было необходимо для сохранения ритма и рифмы стиха.
А4 В каком значении употреблено слово ЛЕГКИМИ в предложении 7?
Незначительный по весу
Достигаемый без большого труда
Малозаметный, едва слышимый
Незатруднительный для восприятия
А5 В каком предложении содержится обоснование тезиса автора о том, что сказка П. Ершова о придуманной жизни похожа на саму жизнь?
8 2)10 3)11 4) 12
А6 О каком свойстве натуры П. Ершова свидетельствует информация, заключенная в предложениях 4 – 6 ?
Недружелюбности
Целеустремленности
Нелюдимости
Расчетливости
А7 В каком варианте ответа указаны все средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 9 – 13?
Сравнение, анафора
Фразеологизм, гипербола
Однородные члены, метафора
Эпитеты, антитеза
Ответы на задания В1 –В13 записывайте совами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Найдите в предложении 8 синоним к слову хитрый. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 8 – 10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
В3 Из предложений 1 – 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В4 Из предложений 1 – 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано».
В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.
И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами легкими,(2) как дыханье,(3) занятными,(4) интересными и взрослому,(5) и ребенку,(6) сказку о придуманной жизни,(7) но похожую и на саму жизнь.
В6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(ые) между частями сложносочиненного предложения.
Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана»,(1) но был тут вольный,(2) игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором,(3) прибаутками,(4) озорными словечками.
В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Все население сказки вертится вокруг того,(1) что придумано сочинителем,(2) – забавляет,(3) учит,(4) заставляет смеяться,(5) тревожиться,(6) радоваться.
В8 Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи примыкание.
В9 Из предложений 11 – 15 (как простых, так и сложных) выпишите составное глагольное сказуемое.
В10 Среди предложений 7 – 11 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
В11 Среди предложений 8 – 11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
В13 Среди предложений 7 – 13 найдите сложное предложение, части которого, помимо союзной,
соединяются также и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
В14 Среди предложений 7 – 11 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А7;В1-В14
(1)Площадка ,на которой мы должны были драться ,изображала почти правильный Треугольник.
(2)-Вы счастливы,-сказал я Грушницкому,-вам стрелять первому!(3)Но
помните ,что если вы меня не убьёте ,то я не промахнусь –даю вам честное слово.
(4)Он покраснел ; ему было стыдно убить человека безоружного ; я глядел на него
пристально ;с минуту мне казалось ,что он бросится к ногам , умоляя о прощении;
но как признаться в таком подлом умысле?..(5)Ему оставалось одно средство-
выстрелить на воздух ;я был уверен ,что он выстрелит на воздух!
(6)Я стал на углу площадки ,крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинутся назад.
(7)Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет.(8)Колени
его дрожали.(9)Он целил мне прямо в лоб…
(10)Вдруг он опустил дуло пистолета и ,побледнев как полотно ,повернулся к своему секунданту .
(11)Не могу,- сказал он глухим голосом.
(12)Трус,- отвечал капитан.
(13)Выстрел раздался.(14)Пуля оцарапала мне колено.(15)Я невольно сделал несколько шагов вперед ,чтоб поскорей удалится от края.(16)Раненный в ногу немного сильнее ,я бы непременно свалился с утёса.
(17)Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо ,стараясь заметить хоть лёгкий след раскаяния.(18) Но мне показалось, что он удерживал улыбку.
(19) – Грушницкий! – сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. (20) Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни – мы были когда-то друзьями…
(21) - Стреляйте! – отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. (22) Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. (23) Нам на земле вдвоем нет места…
(24) Я выстрелил…
(25) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. (26) Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.
(27)Все в один голос вскрикнули.
( По М. Лермонтову) 283 слова
К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1 Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: « Почему Печорин называет поступок Грушницкого «подлым умыслом»?
Грушницкий – человек, не способный на благородные поступки.
Во время дуэли Грушницкий струсил.
Грушницкий задумал убить фактически безоружного человека.
Грушницкий должен был стрелять первым.
А2 Почему герой говорит, что у Грушницкого оставалось одно средство – « выстрелить на воздух»?
Грушницкий испробовал все другие средства.
Так в сложившейся ситуации должен был поступить порядочный человек.
В пистолете Грушницкого был сырой порох.
Грушницкий был плохим стрелком.
А3 В каких предложениях текста содержится информация, характеризующая внутреннее состояние Грушницкого?
4, 8, 10
2, 4, 8
10, 17, 18
4, 5, 8
А4 В каком предложении текста использованы антонимы?
1 2) 3 3) 6 4) 16
А5 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пристально» (предложение 4)
Сосредоточенно, напряженно
Внимательно, чутко
Целеустремленно, долго
Проникновенно, глубоко
А6 О какой стороне натуры Печорина говорит информация, заключенная в предложениях 4 – 5?
Печорин – расчетливый человек.
Герой может простить другому многое.
Печорин стремится понять другого человека, поставить себя на его место.
Печорин – порядочный человек.
А7 В каком варианте ответа указаны Средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 17 – 20?
Гипербола, метафоры
Профессиональная лексика, антонимы
Перифраз, диалектизмы
Литота, сравнение
Ответы на задания В1 –В13 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Замените слово подурачить из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Из предложения 4 – 6 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В3 Из предложений 24 – 26 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется -с, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4 Из предложений 13 – 16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В наречии пишется столько же букв Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано».
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, стоящий при обособленном члене предложения.
Ему оставалось одно средство – (1) выстрелить на воздух; (2) я был уверен, (3) что он выстрелит на воздух!
В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую знак, разделяющий части сложносочиненного предложения.
Он покраснел; (1) ему было стыдно убить человека безоружного; (2) я глядел на него пристально; (3) с минуту мне казалось, (4) что он бросится к ногам моим, (5) умоляя о прощении; (6) но как признаться в таком подлом умысле?..
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Я стал на углу площадки,(1) крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, (2) чтобы с случае легкой раны не опрокинуться назад.
В8 Из предложения 16 выпишите словосочетание(-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи управление.
В9 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
В10 Среди предложений 19 – 27 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11 Среди предложений 15 – 18 найдите простое предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12 Среди предложений 6 – 10 найдите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое. Напишите номер этого предложения.
В13 Среди предложений 5 – 7 найдите сложное предложение, между частями которого есть в том числе и бессоюзная связь. Напишите номер этого редложения.
В14 Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Вариант 3
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В14.
Писать о Вас, Михаил Михайлович, нелегко, потому что надобно писать так же мастерски, как пишете Вы, а это, я знаю, не удастся мне. (2) Вы привлекли меня к себе целомудренным чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным уменьем придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете. (3) Немногие наши писатели обладают этим уменьем в такой полноте и силе, как Вы. (4) Но, вчитываясь в книги Ваши, я нашел в них еще одно, более значительное достоинство и уже исключительно Ваше; ни у кого другого из русских художников я его не вижу.
(5) Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют. (6) Я очень долго восхищался лирическими песнопениями природе, но с годами эти гимны стали возбуждать у меня чувство недоумения и даже протеста. (7) Есть нечто «первобытное и атавистическое» в преклонении человека пред красотой природы,- красотой, которую он сам, силою воображения своего, внес и вносит в нее.
(8) Ведь нет красоты в пустыне, красота – в душе араба. (9) И в угрюмом пейзаже Финляндии нет красоты, - это финн ее вообразил и наделил ею суровую страну свою. (10) Человек научился говорить прекрасными, певучими словами о диком реве и вое зимних метелей, о стихийной пляске губительных волн моря, о землетрясениях, ураганах. (11) Человеку и слава за это, пред ним и восторг, ибо это сила его воли, его воображения неутомимо претворяет бесплодный кусок Космоса в обиталище свое, устраивая Землю все более удобно для себя и стремясь вовлечь в разум свой все тайные силы ее.
(12) Так вот, Михаил Михайлович, в Ваших книгах я не вижу человека коленопреклоненным перед природой. (13) Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармонического сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас.
(14) Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, --- удивительно богат и широк мир, познанный Вами. (15) И еще удивительней обилие простейших и светлых слов, в которые Вы воплощаете любовь Вашу к Земле и ко всему живому ее, ко всей «биосфере».
( По М. Горькому) 294 слова
К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. Почему автор при обращении к адресату использует местоимение 2-го лица множественного числа и при этом пишет его с прописной буквы?
Текст представляет собой официальное сообщение.
Это этикетное обращение, используемое в личном письме, выражающее уважение к адресату.
Автор не знает, как правильно писать это местоимение, и на всякий случай пишет с прописной буквы.
Автор плохо знает адресата.
А2. Почему автор говорит, что в произведениях М.М. Пришвина он не видит человека «коленопреклоненным пред природой»?
1)М. М. Пришвин не только любит природу, но и хорошо ее знает.
2) М. М. Пришвин чувствовал себя хозяином природы и отражал это в своих произведениях.
3) М. М. Пришвин умел «очаровательно писать пейзаж словами».
4) М. М. Пришвин придает физическую ощутимость тому, что изображает в своих произведениях.
А3 В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1)5 2)10 3) 13 4) 14
А4 В каком предложении используются контекстуальные синонимы?
3 2) 4 3)6 4) 8
А5 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ж и в о е ( предложение 15)
1)подлинное, самое настоящее
2) деятельное, полное жизненной энергии
3) отвечающее реальным потребностям, жизненное
4) такое, которое живет, обладает жизнью
А6 В каком из указанных предложений используется устаревшее слово?
3 2) 7 3) 11 4) 14
А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 5: «Писать пейзаж словами у нас многие очаровательно умели и умеют».
Сравнение
Олицетворение
Эпитет
Оксюморон
Ответы на задания В1 – В13 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1 Замените слово о б и т а л и щ е из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 5 – 7 выпишите слово(-а) с соединительной гласной в корне.
В3 Из предложений 8 – 11 выпишите слово (-а) , правописание приставки в котором (-ых) определяется правилом: « Приставка ПРЕ- имеет значение, сходное со значением приставки ПЕРЕ»
В4 Из предложений 12 – 15 выпишите слово (-а), в котором (-ых) правописание Н и НН определяется правилом: « Если в полном страдательном причастии или в отглагольном прилагательном есть приставка, коме НЕ-, в этом слове пишется две буквы Н».
В5 Среди предложений 8 – 13 найдите предложение с обращением, которое выделяется запятыми. Напишите номер этого предложения.
В6 Среди предложений 1 – 7 найдите сложносочиненное предложение, части которого разделяются запятыми. Напишите номер этого предложения.
В7В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Человеку и слава за это,(1) пред ним и восторг,(2) ибо это сила его воли,(3) его воображения неутомимо претворяет бесплодный кусок Космоса в обиталище свое,(4) устраивая Землю все более удобно для себя и стремясь вовлечь в разум свой все тайные силы ее.
В8 Из предложения 14 выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые) на основе подчинительной связи п р и м ы к а н и е.
В9 Выпишите грамматическую основу предложения 5.
В10 Среди предложений 8 – 11 найдите простое предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11 Среди предложений 1 – 4 найдите предложение(-я) со сравнительным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 11.
В13 Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
В14 Среди предложений 8 – 11 найдите сложное предложение с различными видами связи – бессоюзной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.