СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тест и рабочие листы для учащихся с заданиями по тексту "Капитанской дочки" и "Медного всадника" А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Задание 1. Повторение.
Перечитайте повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка” и ответьте на вопросы теста:
1. Пословица "Береги честь смолоду" – эпиграф
а) ко всей повести
б) к 1 главе
в) ко 2 главе
г) к 3 главе
д) к 5 главе
2. Как звали отца Петруши?
а) Андрей Иванович
б) Андрей Семенович
в) Андрей Николаевич
г) Андрей Петрович
д) Андрей Андреевич
3. Из какой губернии был родом Петруша?
а) Московской
б) Саратовской
в) Симбирской
г) Оренбургской
д) Екатеринбургской
4. Кто обучал Петрушу русской грамоте?
а) гувернёр
б) мать
в) отец
г) дядька
д) дьячок
5. Как звали гувернёра Петруши?
а) Трике
б) Гильо
в) Бопре
г) Дефорж
д) Вольтер
6. Кем он был в своём отечестве?
а) поваром
б) парикмахером
в) истопником
г) учителем
д) сапожником
7. Куда был приписан Петруша с самого рождения?
а) Петербург – Семёновский гвардейский полк
б) Белогорская крепость
в) Никуда – пошел служить рядовым
г) Оренбург
8. Сколько проиграл Петруша Зурину?
а) 50 рублей
б) 100
в) 150
г) 200
д) 250
9. Где это произошло?
а) Имение родителей
б) Симбирск
в) Оренбург
г) Белогорская крепость
д) Петербург
10. В какой главе Петруша вновь встречается с Зуриным?
а) "Вожатый"
б) "Крепость"
в) "Осада города"
г) "Мятежная слобода"
д) "Арест"
11. Какая глава имеет эпиграф из старинной песни:
"Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!.."
а) "Вожатый"
б) "Крепость"
в) "Осада города"
г) "Мятежная слобода"
д) "Арест"
12. В каких главах Гринёв встречает Пугачёва?
а) "Сержант гвардии" – "Вожатый" – "Арест"
б) "Вожатый" – "Крепость" – "Пугачёвщина"
в) "Осада города" – "Арест" – "Суд"
г) "Крепость" – "Любовь" – "Суд"
д) "Вожатый" – "Приступ" – "Мятежная слобода"
13. Когда Гринёву приснился пророческий сон?
а) ещё дома
б) в гостинице в Симбирске
в) на постоялом дворе
г) в кибитке, по дороге к постоялому двору
д) в Оренбурге
14. "Лежит мужик с чёрною бородою, весело на меня поглядывая"
а) встреча на постоялом дворе
б) во "дворце" Пугачёва
в) в Белогорской крепости
г) сон Гринёва
15. Чьи слова?
"В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо"
а) Пугачёв
б) П.Гринёв
в) Савельич
г) Миронов
д) Иван Игнатьич
16. Что означало слово "умет" на местном наречии?
а) сарай
б) все хозяйственные постройки
в) чердак
г) постоялый двор
д) разбойничья пристань
17. Чем отблагодарил Гринёв вожатого?
а) дал полтину на водку
б) подарил лисью шубу
в) подарил заячий тулуп
г) сказал "спасибо" и всё
д) только поднёс вина
18. Чей старый полинялый мундир напоминал воина времён Анны Иоанновны?
а) Андрея Петровича Гринёва
б) Миронова
в) Андрея Карловича
г) Ивана Игнатьича
д) Алексея Швабрина
19. Чин отца Гринёва?
а) Премьер-майор
б) капитан
в) генерал
г) майор гвардии
д) сержант
20. Чин Андрея Карловича Р.
а) Премьер-майор
б) капитан
в) генерал
г) майор гвардии
д) сержант
21. Чин Ивана Кузьмича?
а) Премьер-майор
б) капитан
в) генерал
г) майор гвардии
д) сержант
22. С какого чина начинал службу в армии Петруша Гринёв?
а) Премьер-майор
б) капитан
в) генерал
г) майор гвардии
д) сержант
23. Какой фразеологический оборот вызвал затруднение у Андрея Карловича?
а) бить баклуши
б) сыграть в ящик
в) работать спустя рукава
г) держать в ежовых рукавицах
д) закладывать за воротник
24. Какую главу предваряет эпиграф "Старинные люди, мой батюшка"?
а) "Вожатый"
б) "Крепость"
в) "Осада города"
г) "Мятежная слобода"
д) "Арест"
25. Из произведения какого автора взят этот эпиграф?
а) Княжнин
б) Озеров
в) Фонвизин
г) Сумароков
д) Херасков
26. За что Швабрин был переведён в гарнизон?
а) за распутство
б) за непочтительное отношение к начальству
в) за дуэль со смертельным исходом
г) за пьянство
д) за дебош
27. Как звали "кривого старичка", предположившего, что Гринёва перевели из гвардии в гарнизон за "неприличные гвардии офицеру поступки"?
а) Андрей Петрович
б) Иван Кузьмич
в) Андрей Карлович
г) Иван Игнатьич
д) Алексей Иванович
28. О ком?
"...офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым"
а) Андрей Петрович Гринёв
б) Иван Кузьмич
в) Андрей Карлович Р.
г) Иван Игнатьич
д) Швабрин
29. Что значит у Пушкина слово "инвалид"?
а) калека
б) юродивый
в) ветеран
г) генерал
д) герой
30. Как звали жену коменданта Белогорской крепости?
а) Марья Ивановна
б) Анфиса Петровна
в) Капитолина Викторовна
г) Василиса Егоровна
д) Акулина Памфиловна
31. Как звали дочь коменданта?
а) Марья Ивановна
б) Анфиса Петровна
в) Капитолина Викторовна
г) Василиса Егоровна
д) Акулина Памфиловна
32. Почему Гринёв сначала смотрел на Машу "с предубеждением"?
а) не верил, что в такой глуши встретит что-либо стоящее
б) Швабрин описал её совершенною дурочкою
в) очень уж была некрасива
33. Сколько крепостных душ было у Мироновых?
а) 1
б) 3
в) 23
г) 200
д) 300
34. Сколько крепостных душ было у Гринёвых?
а) 1
б) 3
в) 23
г) 200
д) 300
35. Велико ли было приданое у Маши?
а) могла всю жизнь прожить безбедно
б) Маша была самая богатая невеста во всей Оренбургской губернии
в) частый гребень, да веник, да алтын денег.
36. Кто на дела службы смотрел как на свои домашние и управлял крепостью так точно, как своим домком?
а) Иван Кузьмич
б) Иван Игнатьич
в) Василиса Егоровна
г) Марья Ивановна
д) Швабрин
37. Кто из поэтов похвалял опыты Петруши в стихотворстве?
а) Тредиаковский
б) Сумароков
в) Державин
г) Херасков
д) Крылов
38. Чей совет?
"Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь..."
а) Иван Кузьмич
б) Иван Игнатьич
в) Василиса Егоровна
г) Марья Ивановна
д) Швабрин
39. На чём дрались Гринёв и Швабрин?
а) сабли
б) рапиры
в) пистолеты
г) шпаги
д) в рукопашную
40. В какой главе Гринёв делает предложение Марье Ивановне?
а) "Вожатый"
б) "Крепость"
в) "Любовь"
г) "Мятежная слобода"
д) "Арест"
41. Почему Марья Ивановна ему отказывает?
а) не любит
б) собирается уйти в монастырь
в) из-за отказа отца Гринёва благословить сына
г) боится Швабрина
д) её родители против
42. В каком году происходят события, описанные в главе "Пугачёвщина"?
а) 1771
б) 1772
в) 1773
г) 1774
д) 1775
43. За кого выдавал себя Пугачёв?
а) Царевич Димитрий
б) Старший сын Ивана Грозного
в) Сын Петра I Алексей
г) Петр III
д) Cын Екатерины II от кн.Потёмкина.
44. Кем Петр III приходился Екатерине II?
а) брат
б) кузен
в) отец
г) сын
д) муж
45. Почему башкирец, пойманный с «возмутительными листами», ничего не сказал на допросе?
а) храбрость и сила воли
б) упрямство
в) плохо допрашивали
г) не было языка
46. Рассказ о каком эпизоде заставляет повествователя обратиться к читателю: "Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят для улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".
а) рассказ о зверствах Пугачёва
б) рассказ об осаде Оренбурга
в) рассказ о пытке башкирца
г) рассказ о казни Мироновых
д) рассказ о совете в Оренбурге
47. Чьи слова?
"Ты, дядюшка, вор и самозванец!"
а) Петр Андреевич
б) Иван Кузьмич
в) Андрей Карлович
г) Иван Игнатьич
д) Алексей Иванович
48. Какую песню поют бунтовщики?
а) Не одна во поле дороженька пролегала...
б) Голова моя, головушка, голова послуживая...
в) Ах ты, девка, девка красная, не ходи, молода девка, замуж
г) Не шуми, мати зелёная дубровушка...
д) То не ветер ветку клонит...
49. Что потрясло рассказчика "пиитическим ужасом"?
а) события штурма крепости
б) исполнение песни про виселицу людьми, обречёнными виселице
в) осадные бедствия Оренбурга
г) участь Пугачёва
д) сказка, рассказанная Пугачёвым
50. Какой чин был у Петруши, когда он выступал на совете в Оренбурге?
а) капитан
б) генерал
в) майор гвардии
г) прапорщик
д) сержант
51. Как, по мнению господина коллежского советника, следовало действовать против бунтовщиков?
а) наступательно
б) оборонительно
в) подкупательно
г) примирительно
д) согласительно
52. Кто фигурирует в сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву?
а) ворона и лисица
б) стрекоза и муравей
в) уж и сокол
г) орел и ворон
д) кукушка и петух
53. Чего собиралась просить Маша Миронова у государыни?
а) справедливости
б) правосудия
в) милости
г) правды
54. Где впервые встретилась Маша с императрицей?
а) во дворце
б) в саду
в) на море
г) на пикнике
Задание 2. Впишите в приведённые планы цитаты-аргументы, примеры в пересказе и собственные замечания.
Идейно-художественное своеобразие повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Вступление:
«Капитанская дочка» была закончена Пушкиным в 1836 году. В основу произведения легло крупное событие из истории России второй половины XVIII века – Пугачёвское восстание 1773-1774 годов. Автор занялся прежде всего изучением фактического материала, обратился к архивным документам. Результатом явился его труд «История Пугачёва» (По требованию Николая I в 1834 году вышел под названием «История Пугачёвского бунта»). Пушкин посетил те места, где происходили события, изображенные в «Капитанской дочке»: Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды. Там он собирал сведения о Пугачёве и его сподвижниках у живых свидетелей интересующей писателя эпохи.
I. По жанру «Капитанская дочка» – историческая повесть.
1. В России XIX века наиболее авторитетным образцом исторического сочинения был роман Вальтера Скотта, и русские авторы следовали за знаменитым шотландцем, придерживаясь выработанных им художественных принципов: а) в центре романа историческая эпоха, определяющая судьбу главного героя и различные перипетии его жизни; б) главные герои вымышленные; в) но в произведении непременно присутствуют и исторические, реально существовавшие лица, по отношению к любовной интриге они всегда второстепенны; г) в основе сюжета – любовная линия, которая разворачивается на фоне исторических событий.
Роман Вальтера Скотта оказал огромное влияние на русскую романтическую литературу, это влияние ощущается, например, в «Тарасе Бульбе» Гоголя. По его образцу были написаны исторические романы М.Н.Загоскина (наибольшей популярностью у читателей пользовался роман "Юрий Милославский, или русские в 1612 году"), позднее к этому образцу обратился и А.К.Толстой в книге "Князь Серебряный".
В основном "Капитанская дочка" соответствует этим принципам: а) исторический переломный момент – Пугачёвское восстание 1773-1774 годов; б) главный герой – Гринёв, персонаж вымышленный; в) исторические персонажи – Екатерина, Пугачёв; г) любовный треугольник: Гринёв – Маша – Швабрин. Любовная линия переплетается с историческими событиями.
2. Новаторство Пушкина:
1) в центре повести – народный бунт. Описываются вехи самого восстания, а также упоминаются события, ему предшествовавшие.
- упоминается бунт Яицкого войска 1772 года:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- положение Оренбургской губернии в начале 1773 года:
________________________________________________________________________________
Путь войска Пугачёва в 1773-1774 воссоздается очень подробно.
Взятие Нижнеозёрной крепости:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- взятие Белогорской крепости:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- осада Оренбурга:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- стоянка в Бердской слободе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- упоминается сражение, в котором Пугачёв был разбит Голицыным:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- появление Пугачёва на сибирских заводах, разорение сибирских крепостей, взятие Казани, поход самозванца на Москву.
Пугачёв бежал, преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном.
- казнь Пугачёва:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получения письма от родителей Гринёва – ослабевает, и на первый план выходит изображение исторических событий.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Роль Гринёва как рассказчика очень значительна, так как Пушкин стилизует произведение под жанр мемуаров, популярный в конце XVIII – начале XIX века).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Рассказчик выступает в двух лицах.
1. Гринёв в молодости. Его отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективная оценка событий.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Гринёв в старости: попытка быть объективным, обобщения и выводы, сделанные с высоты прожитых лет.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Почему Пушкин именно Гринёва делает повествователем?
1. Важнейшую роль здесь играет принадлежность Гринёва к дворянской семье, где слова "честь" и "служба" не разделяются. Эпиграф к первой главе (из Княжнина) перекликается со словами Андрея Петровича Гринёва, посылающего Петрушу служить не в Петербург, а в глубинку:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соображения чести для отца Гринёва стоят на первом месте, он напутствует сына:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Возраст: Гринёву 17 лет, он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Об этом свидетельствует, например, его отношение к военным действиям в Оренбурге, жалость к Пугачёву.
3. Гринёв – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далекоидущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринёв. Например, в сцене разговора вожатого с хозяином постоялого двора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.
Однако в оценке отдельных лиц такой рассказчик может оказаться субъективным. Так, Швабрин в его представлении становится этаким романтическим злодеем, он Гринёву отвратителен:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Петрушу Гринёва можно сравнить с любимым героем русской сказки – Иванушкой-дурачком: он лежал всю жизнь на печи, потом пустился по свету, богатства не нашёл, а нашёл царскую дочь; как и персонаж русских сказок, герой Пушкина всегда выходит сухим из воды.
Гринёв – недоросль:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________получает невесту из рук царицы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________с честью выходит из всех затруднительных положений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Способы выражения авторской позиции:
1. Читателю дано видеть дальше рассказчика (вставные элементы: сон Гринёва, эпиграфы).
2. Автор не оправдывает жестокости Пугачёва, но показывает жестокость обеих сторон путём композиционной антитезы. Важна для понимания позиции автора последовательность двух эпизодов – пытки пленного башкирца и казни Мироновых. Жестокость, по мнению Пушкина, порождает жестокость.
3. Антитеза и сопоставление образов (Пугачёв – Екатерина, Савельич – Пугачёв). Пугачёв как умелый полководец противопоставляется оренбургским генералам.
4. Двойное звучание некоторых высказываний, то есть совмещение в одном высказывании голоса героя (Гринёва) и автора. Позиция автора приближена к позиции старого Гринёва, например, в высказывании:
Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
Однако оценка Гринёва – жизненная, эмоциональная, оценка автора – социально-нравственная.
VI. В повести много бытовых подробностей, характеризующих эпоху, создающих историческую атмосферу (быт усадебный, быт военный).
Реестр Савельича:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание укреплений и вооружения крепости:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О пытках в старину (эпизод с башкирцем):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание службы в Белогорской крепости:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. В "Капитанской дочке" Пушкин описывает события XVIII века, стилизует повесть под жанр мемуаров, один из наиболее популярных в ту эпоху, и вообще старается как можно более точно отразить быт, нравы, дух эпохи.
Этому служат эпиграфы из авторов того времени:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме того, образы самой повести соотносятся с литературными типами XVIII – начала XIX века: Гринёв – Митрофанушка ("Недоросль" Фонвизина), отец Гринёва – Стародум ("Недоросль" Фонвизина); Честон ("Хвастун" Я.Княжнина).
VIII. Вставные элементы, как и эпиграфы, позволяют заглянуть вперёд, предугадать судьбы героев. Они привносят в повесть тему судьбы, предрешённости.
Вставные элементы подчеркивают также народность образов (эпиграфы, сказка, песня). Это одно из средств характеристики Пугачёва как героя, воплощающего русский национальный характер.
Вставные элементы относятся к разным жанрам:
1. эпистолярный жанр – письма, записки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Фольклорные жанры – песни, сказки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Повесть называется "Капитанская дочка".
Образ Марьи Ивановны, дочери честно выполнившего свой долг капитана, является центром зеркальности повести, в конце Маша Миронова становится главным действующим лицом.
X. Под эпиграфом понимают изречение или цитату, поставленную перед текстом целого литературного произведения или отдельных его глав.
Эпиграф ко всей повести:__________________________________________________________
Он связан с проблематикой “Капитанской дочки”, ставит вопрос, принципиальный для Пушкина, – вопрос о дворянской чести. Народная мудрость в данном случае отражает авторскую позицию.
Каждой главе предшествует эпиграф, тесно связанный с её содержанием и названием. В повести представлены эпиграфы двух типов:
1. Взятые из литературы XVIII – начала XIX века (Княжнин, Фонвизин, Херасков и стилизация под Сумарокова). В основном эти эпиграфы связаны с образом Гринёва.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эпиграфы, взятые из фольклора (поговорки, пословицы, песни). Появляются они в связи с образом Пугачёва – служат средством раскрытия этого характера – и в связи с образом Маши Мироновой, её судьбой, её стремлением жить так, как жили "старинные люди".
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, и в эпиграфах отразилась двойственная природа организации романа: с одной стороны, "Капитанская дочка" выдержана в литературной традиции (европейской – исторический роман Вальтера Скотта; русской – мемуарная литература конца XVIII – начала XIX века), с другой стороны, в ней ощущаются черты, позволяющие говорить о Пушкине как о писателе-историке, глубоко чувствующем национальные корни происходящих исторических событий.
Образ Пугачёва и средства его раскрытия
Тема человека из народа поднималась и ранее, например, в сентиментальных повестях, но там народные образы появлялись в связи с общей проблематикой сентиментализма, в частности с проблемой "естественного человека", а характеры идеализировались (повесть Карамзина "Бедная Лиза").
Тема же народного бунта не появлялась вообще – в этом необычность "Капитанской дочки". Проблема народного бунта поднимается и в "Дубровском", написанном примерно в то же время, но там народные образы подчинены общей романтической идее.
"Капитанскую дочку" (1836) Пушкин написал уже после того, как закончил свой исторический труд (1834). Обо всех зверствах реального Пугачёва он знал и помнил, но создал героя, которому читатель сочувствует. В статье "Пушкин и Пугачёв" М.И.Цветаева так объясняет этот феномен: Пугачёв "Капитанской дочки" – «сплошная благодарность и благородство, на фоне собственных зверств постоянная и непременная победа добра. Весь Пугачёв "Капитанской дочки" взят и дан в исключительном для Пугачёва случае – добра, в исключительном – любви. Всех-де казню, а тебя милую. Причем этот ты, по свойству человеческой природы и гениальности авторского внушения, непременно сам читатель. (Всех казнил, а м е н я помиловал, обобрал, а м е н я пожаловал и т.д.)».
IV. 1) С одной стороны, Пугачёв показан как историческая личность – талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773-1774 года.
2) С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества своего героя, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия вымышленная, субъективная.
Первая встреча Гринёва с Пугачёвым произошла при романтических обстоятельствах буран, степь:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сон Гринёва предвещает дальнейшее развитие этих отношений и является средством раскрытия характера Пугачёва:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постоялый двор, где остановился Гринёв, похож на "разбойничью пристань".
V. Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера.
1) ум, сметливость (помогает Гринёву в буран выбраться на дорогу):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) широта натуры:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) способность испытывать чувство благодарности, совершать благородные поступки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) смелость, отвага:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
с другой – детскость, наивность, слабость к лести:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) свободолюбие:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Средства раскрытия образа Пугачёва.
1. Портрет:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое внимание Пушкин уделяет глазам Пугачёва.
Авторская оценка в портрете: романтический портрет Пугачёва противопоставлен портрету Екатерины II, полностью списанному Пушкиным с сентиментального портрета императрицы кисти Боровиковского (даже "белая собачка английской породы" взята оттуда).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В образе Пугачёва проявляются некоторые романтические черты.
Одиночество. Пугачёв одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Демонизм. Пугачёв наделён чертами романтического злодея. В этом образе проглядывают черты традиционного романтического “благородного разбойника”:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образ Пугачёва связан с романтической символикой: Гринёв впервые встречает его в буран; во "дворец" мнимого государя он попадает ночью. Романтические черты в портрете: "сверкающие", "ястребиные" глаза, "широкий" кулак.
3. Закономерным является и обращение к фольклору. В образе Пугачёва подчеркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается "добрый молодец", приводится "бурлацкая" песня.
С помощью этой песни автор показывает предрешённость судьбы Пугачёва:
4. Народность образа Пугачёва особенно ярко выражается в его речи.
Много пословиц, поговорок, устойчивых выражений:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Роль образа Пугачёва в любовном сюжете. Сначала Машу вручает Гринёву "царь" Пугачёв, а затем царица Екатерина, что напоминает сказочное построение сюжета.
6. Противопоставление образа Пугачёва другим образам. М.И.Цветаева отмечала, что «все фигуры "Капитанской дочки" – каждая в своём направлении – контр-фигуры Пугачёва».
Пугачёв – Савельич: свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пугачёв – Швабрин:
________________________________________________________________________________
Пугачёв – капитан Миронов:
Пугачёв – генералы:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Пугачёв – Екатерина:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Вставные элементы.
Сказка старой калмычки об орле и вороне, рассказанная Пугачёвым Гринёву по дороге в Белогорскую крепость, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Перечитайте поэму А.С.Пушкина “Медный всадник” и ответьте на вопросы теста:
1. Когда была написана поэма?
а) 1825
б) 1830
в) 1833
г) 1835
д) 1836
2. Как звали героя поэмы?
а) Самсон
б) Акакий
в) Макар
г) Евгений
д) Иван
3. Чем герой зарабатывал себе на жизнь?
а) служил
б) был богат и не нуждался в заработках
в) давал деньги под процент
г) давал частные уроки
4. Как звали его любимую?
а) Татьяна
б) Ольга
в) Наталья
г) Феклуша
д) Параша
5. В каком году случилось наводнение, описанное в поэме?
а) 1822
б) 1824
в) 1826
г) 1828
д) 1830
6. На берегу пустынных волн
Стоял о н, дум великих полн...
Кто этот о н?
а) Александр I
б) Петр I
в) Николай I
г) Михаил Романов
д) Павел I
7. Какие из приведённых ниже строчек относятся к тому же историческому лицу? (см. п.6)
а) То был сей чудный муж, посланник провиденья,
Свершитель роковой безвестного веленья,
Сей всадник, перед кем склонилися цари,
Мятежной вольности наследник и убийца...
б) Свершилось! Русский царь, достиг ты славной цели!
Вотще надменные на родину летели;
Вотще впреди знамен бесчисленных дружин
В могущей дерзости венчанный исполин
На гибель грозно шел, влек цепи за собою:
Меч огненный блеснул над дымною Москвою!
в) Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе.
г) О стыд! о ужас наших дней!
Как звери вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
д) И он промчался пред полками
Могущ и радостен, как бой...
8. О ком говорится в пункте г) предыдущего вопроса?
а) Александр I
б) Петр I
в) Николай I
г) Петр III
д) Павел I
9. В чьи уста вкладывает Пушкин слова:
"С Божией стихией царям не совладеть"?
а) Александр I
б) Петр I
в) Николай I
г) Петр III
д) Павел I
10. В угрозу кому собирался отстроить русский царь город на берегах Невы?
а) шведам
б) финнам
в) норвежцам
г) голландцам
д) немцам
11. Сколько частей в поэме (если не считать вступления)?
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 5
12. В каком месяце было наводнение?
а) апрель
б) сентябрь
в) октябрь
г) ноябрь
д) март
13. Где жил Евгений?
а) на площади Петровой
б) в петербургском районе Коломна
в) на Адмиралтейском бульваре
г) на Мильонной
д) на улице Халтурина
14. Какое из приведённых описаний Петербурга взято из поэмы "Медный всадник"?
а) Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец...
б) Несётся вдоль Невы в санях.
На синих, иссечённых льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег...
в) Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит...
г) Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...
д) ...мяуканье котов
По чердакам, свиданий знак нескромный,
Да стражи дальний крик, да бой часов –
И только. Ночь над мирною Коломной
Тиха отменно. Редко из домов
Мелькнут две тени.
15. Определите, какой пейзаж взят из "Медного всадника"?
а) И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках.
б) Мороз и солнце; день чудесный!
в) И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
г) Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен...
д) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день...
16. Каким стихотворным размером написана поэма?
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) анапест
д) амфибрахий
Задание 4. Впишите в приведённые планы цитаты-аргументы, примеры в пересказе и собственные замечания.
Пушкин писал поэму 6–31 октября 1833 года в Болдине, но она не была напечатана сразу, так как Николай I потребовал убрать сцену бунта. Сам автор пытался внести требуемые исправления в 1836 году, после его смерти правил Жуковский. "Медный всадник" был опубликован в 1837 году в "Современнике" – с сокращениями. Полностью поэма увидела свет лишь в 1919 году.
I. Основной конфликт поэмы – конфликт между государством и личностью.
1. Воплощается он прежде всего в образной системе: противопоставлением Петра и Евгения.
Образ Петра I – центральный в поэме.
1) Концепция личности царя-реформатора была уже в общем виде сформулирована Пушкиным: в "Истории Петра", материалы для которой поэт собирал с 1832 года, он отмечает противоречивость политики Петра – разность между государственными учреждениями и временными указаниями: «первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».
2) И в поэме изображены два «лика» Петра:
а) Во вступлении Петр – человек и государственный деятель:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
б) В основной части поэмы Петр – памятник первого русского императора, символизирующий самодержавную власть. Автор заставляет Евгения вступать в единоборство не с Петром-человеком, а с Петром-памятником.
3) Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый, направляющий свой народ. Поэма начинается описанием замысла создания города. Используется множественное число ("мы"). Петр как вождь нации, объединяющий всех, не самодур, так как призван осуществить историческую необходимость:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Петром руководит идея блага Отечества, а не произвол. Замысел Петра продолжает воплощаться:
Прошло сто лет___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) В основной части "петербургской повести" Петр предстает как кумир, памятник первому русскому императору, символ и хранитель русского самодержавия, готовый подавить любой протест:
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
В описании второго «лика» Петра – презрение к человечеству, к страданиям, которые приносит «маленькому человеку» воплощение великих замыслов, но это черта самовластья, а не отдельного человека.
Конфликт истории и личности в "Медном всаднике" раскрывается также через изображение судьбы обыкновенного человека. Делая Петра как можно более великим и недоступным состраданию (изваяние, памятник), Пушкин в то же время стремился изобразить Евгения как можно более незаметным, "маленьким" человеком. Сначала поэт хотел наделить его громким именем и рассказать о великих предках, но потом отказался от этого замысла:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1) Образ Евгения часто сравнивают с другими образами "маленьких людей" (Самсон Вырин из "Станционного смотрителя" Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из "Шинели" Гоголя, Макар Девушкин из "Бедных людей" Достоевского и др.). Действительно, в нем можно заметить некоторые типологические черты:
а) Единственное, что оставляет автор из сведений о герое в окончательной редакции – то, что он "где-то служит" и что он беден. То есть образ фактически лишается индивидуальных черт. Евгений становится одним из многих, "маленьким человеком", чей мир ограничен заботами о деньгах, печалями о бедственном положении и единственной мечтой о скромном семейном счастье с Парашей:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Петр I становится для Евгения тем "значительным лицом", которое появляется в жизни любого "маленького человека", чтобы разрушить его счастье (ср. "Шинель").
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Гибель героя после потери самого дорогого и неудачной попытки протестовать сближают этот образ с другими "маленькими людьми" русской литературы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однако не будем забывать, что герой Пушкина – обедневший дворянин, да и авторское отношение к герою и его судьбе в «Медном всаднике» сложнее, чем, например, в «Станционном смотрителе». Способна ли обыденность оценить величие, вправе ли о нем судить? Безумие героя – не наказание ли за бунт?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Величие, государственный масштаб образа Петра и ничтожность, ограниченность кругом личных забот Евгения подчеркивается композиционно.
Монолог Петра во вступлении явно противопоставлен "думам" Евгения в первой части "петербургской повести":
Петр | Евгений |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Наконец, конфликт поддерживается и стилистически.
Так, вступление и эпизоды, связанные с "кумиром на бронзовом коне" (линия Петра и "медного всадника") выдержаны в традиции оды – самого государственного жанра. Там же, где речь идет о Евгении, господствуют художественные принципы позднего Пушкина: прозаичность, "антиметафоризм".
1) Если сравнить ритмический рисунок сцен, связанных с Петром, и сцен, связанных с Евгением, то можно отметить
а) маршевую четкость, точное соответствие предложения стихотворной строке в первом случае:
Ужасен он в окрестной мгле!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) И спотыкающийся ритм, переносы во втором:
Мы будем нашего героя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лишь в единственном месте, в сцене бунта, где Евгений в безумии возомнил себя равным Петру, автор, говоря о Евгении, обращается к высокому стилю:
ЧелоК решетке хладной прилегло,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Петербург в "Медном всаднике".
1. Образ Петербурга не просто является фоном действия, а прямым участником конфликта личности и истории.
1) В начале поэмы автор признается в любви городу. Петербург воспринимается как памятник усилиям Петра и народа, как памятник созидающей силе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведь Петербург стал, как и задумал Петр, оплотом России, ее торговым, морским и военным центром.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Но, с другой стороны, строительство Петербурга, будучи благом в исторических судьбах России, приносит горе отдельному человеку с его житейскими мечтами (тема Евгения):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Пушкин верен традиции первой трети XIX века – показан парадный Петербург: Нева, гранит, дворцы, Адмиралтейство.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Петербург – город светских развлечений:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Петербург – город чиновников и торговцев:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Противостояние человека и власти, личности и государства – вечная проблема.
В.Г.Белинский: «И смиренным сердцем признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного... хотя и не без содрогания сердца, но сознаемся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства».
"Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая")
IV. Символика в поэме.
1. Памятник: конь и всадник. Используя символику памятника, Пушкин опирается на традицию. Например, в статье Батюшкова "Прогулка в Академию Художеств" говорится о памятнике: «Конь скачет, как Россия...»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Стихия как символ в "Медном всаднике".
1) Не до конца покоренная природа мстит Петру, пытается разрушить его творенье:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведь Петр вступил в спор с Богом – «перетворил» им сотворенное:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Стихия и Петр. Петр остается победителем: бунт стихии усмирен, как и бунт человека.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Царь Александр I не дерзает вступать в спор со стихией:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3) Для описания наводнения Пушкин использует развернутое сравнение – нападение разбойников:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Подготовьтесь к сочинению на тему «Бунт стихии и бунт человека в "Медном всаднике" и "Капитанской дочке"».