СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку биологии: "Иммунитет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит дидактический материал к уроку биологии в 8 классе по теме: "Иммунитет": опорные конспекты к уроку, вопросы для закрепления и самоконтроля, словарь терминов.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку биологии: "Иммунитет"»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Дидактический материал

к уроку биологии «Иммунитет»


СЛОВАРЬ терминов и понятий по теме:

Иммунитет

Иммунитет – это способность организма противостоять действию повреждающих агентов сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность. Иммунитет представляет собой комплекс защитных реакций организма, направленных на поддержание гомеостаза при встрече с аген­тами, которые расцениваются им как чужеродные.

Иммунный ответ — это реакция иммунной системы на появление в ор­ганизме каких-либо антигенов, т. е. соединений, чужеродных для данного организма. Теоретически любая молекула может выступить в качестве ан­тигена. Антигенами могут быть микробы, вирусы, вредные примеси в пище и воздухе, отмершие ткани, измененные раковые клетки и другие агенты.

Существуют два типа иммунных реакций, которые вызываются двумя разновидностями лимфоцитов.

Лифмоциты – это клетки крови лейкоциты, которые заканчивают свое созревание в лимфатических сосудах.

В-лимфоциты отвечают за гуморальный им­мунитет, вызывая образование свободных антител, которые циркулируют в крови;

Т-лимфоциты отвечают за клеточно-опосредованный иммунитет.

Антитела — это белки (иммуноглобулины) плазмы крови, способные специфически связываться с антигенами. При образовании комплекса «ан­тиген—антитело» антиген теряет свои вредные для организма свойства. Взаимодействуя с микроорганизмами, антитела препятствуют их размно­жению или нейтрализуют выделяемые ими токсины.



ТИПЫ ИММУНИТЕТА:

Гуморальный иммунитет

Гуморальный иммунитет играет основную роль в защите организма от бактерий, находящихся во внеклеточном пространстве и крови. В основе гуморального иммунитета лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами. Антитела подразделяются на группы, каждая из которых имеет свою «боевую задачу». Первая группа антител нейтрализует токсины и вирусы, находящиеся вне клеток. Вторая — склеивает антигены, что облегчает их захват фагоцитами. Третья — плотно окружает антигены. В результате ан­тиген, например бактерия, становится более доступен для фагоцитов, пото­му что фагоциты «узнают» антитела. Антитела в данном случае выступают промежуточным звеном для захвата и поглощения антигена фагоцитами.

Есть антитела, которые могут отличить «своих» от «чужих»: при определенных условиях они включаются в работу по очереди - окружают бактерии, привлекают к «врагу» внимание других участников иммунного ответа, уничтожают бактерии, повреждая их клеточные мембраны.

Клеточный иммунитет

Клеточный иммунитет является основным фактором защиты организ­ма от вирусов, бактерий, грибов, чужеродных клеток и тканей, собствен­ных измененных клеток и обусловлен главным образом наличием в крови лейкоцитов и их фагоцитарной активностью.

Основу клеточного иммунитета составляют лимфоциты, которые для своего созревания переселяются из костного мозга в другой центральный орган иммунной системы — тимус (это железа). Такие лимфоциты называются тимус-зависимыми, или Т-лимфоцитами.

В тимусе формируются разные виды Т-клеток. Одни из них участвуют в регуляции развития В-клеток и образовании антител, другие взаимодейс­твуют с фагоцитами, помогая им разрушать поглощенных «врагов». Неко­торые Т-лимфоциты обладают способностью разрушать клетки, содержащие чужеродный антиген, поэтому их назвали Т-«киллерами» (убийцами). Другая разновидность лимфоцитов — Т-хелперы (помощники) — первыми распознают чужеродные вещества. Т-хелперы сами не способны вырабатывать антитела и убивать «вражеские» клетки, зато они выраба­тывают факторы, необходимые для размножения и созревания В-клеток и Т-киллеров. Существуют также Т-супрессоры, клетки, подавляющие активность иммунного ответа, когда необходимость в нем отпадает. Ведь если иммун­ные клетки будут

продолжать работать, то они начнут разрушать собствен­ные здоровые клетки организма.


Фагоцитоз

В 1883 году И. И. Мечников открыл и описал клеточный механизм иммунитета — фагоцитоз. И. И. Мечников обнаружил, что лейкоциты спо­собны «заглатывать» бактерии, мелкие частицы, обломки клеток и пере­варивать их. Фагоцитами являются нейтрофилы, базофилы, эозинофилы и моноциты. Моноциты могут мигрировать в очаги воспаления, где пре­вращаются в гигантские макрофаги. Нейтрофил способен поглощать до 25 бактерий, моноцит — до 100.

Скопление мертвых клеток, бактерий, живых и погибших лейкоцитов образует густую желтоватую жидкость — гной.









Иммунные реакции организма


  1. Аллергические реакции

Аллергия — это повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу — аллергену. Аллергические реакции могут быть вызваны различными веществами: например, красящие вещества, лекарственные препараты, пыльца растений, шерсть животных, некоторые пищевые про­дукты, укусы насекомого и т. д. Аллергическая реакция может быть мгно­венной, тяжелой и вызвать анафилактический шок.


  1. Реакция отторжения трансплантатов

Трансплантация — это пересадка какого-либо органа или ткани, на­пример, сердца, почек, печени, поджелудочной железы, легких.

Существуют несколько видов трансплантации: аутотрансплантация (реципиент является одновременно и донором), гомотрансплантация (до­нором является однояйцовый близнец), аллотрансплантация (донором яв­ляется генетически и иммунологически другой человеческий организм) и ксенотрансплантация (межвидовая трансплантация). В некоторых слу­чаях может возникать проблема отторжения трансплантата.

Отторжение трансплантата — это иммуно-логическая реакция: она высокоспецифична и осуществляется лимфоцитами. В результате работы иммунной системы происходит отторжение пересаженного органа. Для того чтобы этого не происходило, врачи используют специальные препараты, блокирующие работу иммунной системы. Но это связано с риском, потому что человек с пересаженным органом становится беззащитным перед разнообразными инфекциями.





Органы иммунной системы

Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защи­ту организма от генетически чужеродных клеток, а также веществ, поступа­ющих извне или образующихся в организме. К органам иммунной системы относятся все органы, в которых происходят образование и дифференцировка клеток, осуществляющих защитные реакции организма. Они получили также название лимфоидных органов, а ткань, составляющая их,— лимфо­идной ткани. К органам иммунной системы относятся:

  • красный костный мозг (являющийся источником стволовых клеток, дающих начало всем клеткам крови и иммунной системы);

  • вилочковая железа (тимус, где осуществляется дифференцировка Т-лимфоцитов);

  • скопления лимфоидной ткани в стенках полых органов пищеваритель­ной и дыхательной систем (миндалины, лимфатические узлы и селе­зенка).

В иммунной системе различают центральные и периферические орга­ны.

  1. К центральным органам иммунной системы относят красный костный мозг и тимус.

  2. К периферическим органам иммунной системы относятся лимфатичес­кие узлы и селезенка, миндалины и аппендикс.

Кроме иммунной системы в защите организма принимают участие другие структуры и факторы, препятствующие проникновению микробов, например кожа и слизистые.







Типы иммунитета

Существует иммунитет наследственный, или видовой, характерный для всех представителей вида, и индивидуальный, или приобретенный, который формируется на протяжении жизни каждого человека и не пере­дается по наследству.

Различают естественный иммунитет, выработанный самим организ­мом, и искусственный — возникающий при введении в организм специ­альных веществ.

Естественный иммунитет может быть врожденным и приобретенным. При врожденном иммунитете организм получает иммунные тела от матери через плаценту или с материнским молоком. При приобретенном иммуни­тете антитела в организме образуются после перенесенного заболевания.

Искусственный иммунитет может быть активным и пассивным. Активный иммунитет вырабатывается при введении вакцины, содержащей ослабленные или убитые возбудители заболеваний или их токсины. Такой иммунитет сохраняется долго.

иммунитет



Принцип создания лечебных вакцин и введение их в медицинскую прак­тику принадлежит Л. Пастеру. Пассивный иммунитет возникает при вве­дении в организм лечебной сыворотки с уже готовыми антителами. Такой иммунитет сохраняется от 4 до 6 недель. Сыворотку получают из крови животных, чаще всего лошадей, которым вводят постепенно возрастающие дозы микроорганизмов или их токсинов.

Ученые различают специфический неспецифический иммунный ответ.

Неспецифический иммунный ответ — это первый этап борьбы с ин­фекцией, он запускается сразу же после попадания инфекции в организм человека. В его реализации задействованы система комплимента, лизоцим, тканевые макрофаги. Неспецифический иммунный ответ практически оди­наков для всех типов микробов, при таком ответе происходит первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления.

Воспалительная реакция — это универсальный защитный процесс, ко­торый направлен на предотвращение распространения инфекции. Неспеци­фический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма. Люди с ослабленным иммунитетом чаще болеют различными заболеваниями.

Специфический иммунитет — это вторая фаза защитной реакции орга­низма. Основной характеристикой специфического иммунного ответа явля­ется распознавание микроба и выработка факторов защиты, направленных специально против него.

В результате специфического иммунного ответа организм приобретает дополнительные защитные механизмы: активированные клетки и продуци­руемые ими молекулы. Защитное действие этих механизмов строго избира­тельно в отношении того конкретного антигена (например, патогенного мик­роорганизма), контакт с которым вызвал иммунный ответ. Специфический иммунный ответ является функцией клеток и органов иммунной системы.

Специфический иммунный ответ может быть двух типов: клеточный и гуморальный.



Прививки

Для защиты от инфекционных заболеваний используют вакцины. Вак­цины получают из микроорганизмов или продуктов их жизне-деятельности. Их используют для вырабатывания искусственного иммунитета.

Впервые вакцина была применена в 1796 году английским врачом Э. Дженнером, который прививал людям коровью оспу, что предохраняло их от заболевания натуральной оспой.

Многие ученые задумывались над возможностью профилактики тубер­кулеза путем создания в организме стойкого иммунитета к данному заболе-

ванию. В 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох после 17 лет работы в лаборатории открыл возбудителя туберкулеза — бациллу Коха. А в 1919 году французский микробиолог А. Кальметт и ветеринарный врач К. Герен создали вакцину от туберкулеза. Вакцина содержала бациллы, которые на­звали «бациллы Кальметта—Герена (BCG — Bacilles Calmette — Guerin), отсюда ее название БЦЖ.

Через три года экспериментального и клинического изучения было ус­тановлено, что вакцина безвредна. С 1935 года вакцинацию стали проводить в широких масштабах, а с середины 1950-х годов вакцинация новорожден­ных стала обязательной.

Вакцина БЦЖ приобрела заслуженное признание. С ее помощью уда­лось предупредить туберкулез во многих странах мира. С момента ее созда­ния заболеваемость детей туберкулезом уменьшилась в десятки раз.








Синдром приобретенного иммунодефицита


В конце XX века ученые обнаружили вирус, который поражает клетки иммунной системы. Его назвали ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. ВИЧ вызывает заболевание, последняя стадия которого известна как син­дром приобретенного иммунодефицита — СПИД.

ВИЧ поражает клетки иммунной системы, прежде всего Т-лимфоциты. Инфицированные ВИЧ лимфоциты постепенно гибнут, в результате чего клеточный иммунитет снижается, а организм становится беззащитным перед многими инфекциями.

Источником ВИЧ-инфекции является зараженный человек, находя­щийся в любой стадии болезни. Пути передачи ВИЧ уже достаточно хорошо изучены. Этот вирус может передаваться только тремя путями: через кровь (при переливании крови, пересадке органов), при использовании одних и тех же инструментов для инъекций среди потребителей инъекционных наркотиков, половым путем, от больной матери к ребенку, которого она родила и кормит грудью.


Вопрос к обсуждению

Если у вас болит горло, то пришедший по вызову врач смотрит сначала горло, а потом почему-то трогает некоторые участки вашей шеи, озабоченно спрашивая, нет ли в этих местах болезненных ощущений. Как вы думаете, какую информацию хочет получить врач?



Вопросы для закрепления и самоконтроля:


  1. В тетради дайте определение понятиям:

иммунитет,

типы иммунитета,

фагоцитоз,

клеточный иммунитет,

гуморальный иммунитет.


  1. Назовите органы иммунной системы:

а) центральные

б) периферические


  1. Заполните таблицу «Характеристика форм иммунитета»


№ п/п

Формы иммунитета

Характерные особенности

1

Врожденный


2

Приобретенный


3

Активный


4

Пассивный



  1. Заполните таблицу «Особенности гуморального и клеточного иммунитета»


№ п/п

Форма иммунного ответа

Структуры, обеспечива-ющие иммун-ные реакции

Значение

1

Гуморальный иммунитет







2

Клеточный иммунитет






5. Отметьте знаком «+» правильные утверждения, а знаком «-» - неправильные


  •  Кровь относится к соединительно ткани

  •  Эритроциты – безъядерные клетки

  •  Количество лейкоцитов в крови строго постоянно

  •  Эритроциты образуются в красном кровяном мозге

  •  Гомеостаз – необходимое условие поддержания жизнедеятельности организма

  •   Переливание крови между людьми с разными ее группами обязательно заканчивается смертью реципиента

  • Донор – человек, принимающий кровь

  • Реципиент - человек, принимающий кровь

  • Люди с первой группой крови – универсальные доноры








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!