СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к уроку «Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина», или «Сами видели, сами слышали...» (По мотивам произведений И.С. Тургенева «Бежин луг» и В.И. Пулькина «Вепсские напевы»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал ключает в себя шаблон рабочего листа ученика, демонстрационный и раздаточный материал для проведения урока развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку «Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина», или «Сами видели, сами слышали...» (По мотивам произведений И.С. Тургенева «Бежин луг» и В.И. Пулькина «Вепсские напевы»)»

Приложение 1 Картины природы


Приложение 2 Карточки на доску

былички

предания

бывальщина

росказни

поверия

поблазнило

Приложение 3 Рабочий лист


ФИ__________________________________________________________


Рабочий лист

Тема урока: «_________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________»,


или «______________________________________________________________________________________________________________»



Задание 1: Составьте кластер Признаки разговорного стиля








Задание 2: Подберите синонимы к слову


ПоблАзнило: ______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3: Проанализируйте тексты и найдите признаки разговорного стиля. Выпишите просторечные слова


Текст 1 (быличка):___________________________________________________________________________________________________


Текст 2 (бывальщина):_______________________________________________________________________________________________


Задание 4: Соотнесите в рабочих листах по вариантам понятия «быличка» (1 вариант) и «бывальщина» (2 вариант) с их особенностями

Быличка

устный рассказ-воспоминание

Бывальщина


рассказчик был участником или очевидцем



о сверхъестественных событиях, о встрече с «нечистой силой»



основан на реальных событиях



рассказчик может не являться очевидцем или участником события






Задание 5: Определите по данному началу, где «быличка», а где «бывальщина».

Фрагмент 1

Была я раз в поле. Не помню, что я делала. Вдруг передо мной, прямо перед моими глазами, возник мужик. Мужик-то такой огромный, что и представить-то невозможно! У мужика-то палка была здоровая, одет он был в белую рубаху и подпоясан красным кушаком. Это в войну было. Ну, такого верзилу я еще не видела. Поклонился он мне, а я ему не ответила. Оп плюнул мне под ноги и ушел — как его и не было. А на том месте, где он плюнул, яма огромная образовалась. Я теперь эту яму обхожу.

Фрагмент 2

Судьба Дашеньки очень похоже складывалась. Отец её был заядлый охотник, работал он и на сплаве, там же работала и Даша. Она с детства никого и ничего не боялась, ни дикого зверя, ни змей – весной сбивающихся в густой траве в клубок. Стреляла она из ружья не хуже любого охотника, ходила с мужиками и на волков в облаву) и на медведя (когда шатун, не легший в спячку, бродил по округе задирая собак деревенских). А на сплавах, по молодости, по брёвнам скакала без страха, тонула не раз и выплывала без крика помощи.


Задание 6: Нарисуйте символ, передающий настроение от сегодняшнего урока





Приложение 4

Видеоролик «Удивительный мир вепсов»



Приложение 5 Тексты для анализа

Текст из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (быличка)

Сперва они покалякали о том и сем, о завтрашних работах, о лошадях; но вдруг Федя обратился к Ильюше и, как бы возобновляя прерванный разговор, спросил его:

— Ну, и что ж ты, так и видел домового?

— Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, — отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, — а слышал… Да и не я один.

— А он у вас где водится? — спросил Павлуша.

— В старой рольне.

— А разве вы на фабрику ходите?

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

— Вишь ты — фабричные!..

— Ну, так как же ты его слышал? — спросил Федя.

Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять — как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего…



Отрывки из книги В. И.Пулькина «Вепсские напевы» (бывальщина)

- А что про лешего у вас что-нибудь рассказывают?..

- У нас его Метц-ижанд зовут! – оживляется столетний дед. Отодвигается ситцевый полог кровати; гроздь белых головёнок навостряет уши, блестит глазёнками. Подсаживаются ближе старики.

- Мой сказ коротенькой! – начала она. – Я от мамы это слышала. Тоже про лешего.

Пошли на пожню. Там поляна меж каменными грядами, лощина. Собрались чай пить. А за водой надо на родник сбегать.

Чайник молодая взяла. Пошла к роднику; обратно шла – заблудилась. Крикнула: «Э-эй!».

Будто ветер пронёсся. Деревья затрещали… Ещё крикнула. Глядит, будто столб в шляпе белой с чёрными полями.

Уж догадалась, кто. А если стал с лешим говорить, помни первое слово, какое сказал.

- Куда идёшь?

- Да за водой пошла, да заблудилась, да…

Как он захохотал! «Надо было, – говорит, – на солнышко глянуть, эх, ты, сорока!» Вот хохочет, разливается.

Рассердилась молодка, первое слово вспомнила:

- Да за водой пошла! – говорит.

Он сильно захохотал, ладошка об ладошку хлопнул, да и улетел поди знай куда!












Приложение 6 Дидактический материал для лингвофизминутки


На голову – маски: Петушок и Курочка

Карточки со словами:

Встреча с нечистой силой

Реальные события

Устный рассказ-воспоминание

Рассказчик

Эпиграф

Участник события

Лирический герой

Лирический герой





Приложение 7 Андрей Шишкин «Чуть не заблудилась»