Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к уроку Сложносочиненное предложение 9 класс»
Дидактический материал к уроку «Сложносочиненное предложение». 9 класс.
1 Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите и подчеркните грамматические основы. Определите, к какому типу сложных предложений относится данный пример.
Меж с_леньем и рощей нагорной
В_е(т,ть)ся светл_ю лентой река
А на храме над оз_мью черной
Яркий крест подн_лся в облака.
И затихают ш_рохи и вздохи
И замолкают птичьи голоса
И вопль певца из стру(н,нн)ой суматохи
Как вольный беркут мчится в небеса.
2.Выполните полный синтаксический разбор предложения:
Наступает безмолвие
Но по-прежнему парит,
И по-прежнему молнии
В небе шарят и шарят. (Б.Пастернак)
3.Определите смысловые отношения между предложениями, подчекните грамматические основы, постройте схемы предложений
То ли сквозняком его продуло, то ли глубже, чем надо, глотнул он морозного воздуха.
На пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна.
Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.Пушкин)
5) Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет. (И.Крылов)
6) Дверь распахнулась, и на пороге появился доктор.
7) Молодые листья трепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве.
4.Прочитайте предложение. Обратите внимание на его пунктуационное оформление.
Солнце еще раз взглянуло исподлобья на поля – и в сиянье потонула вся смятенная земля. (Ф.Тютчев)
Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, воспользовавшись следующей записью:
(действие) – и (его результат).
(Если второе предложение имеет значение следствия (результата), то вместо запятой перед союзом и можно поставить тире.)
Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.
1) Мальчик разбежался – и...
2) Я встретил вас – и...
3) Одно мгновение – и...