Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка.»
Дидактический материал как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы ГБОУ города Севастополя СОШ №22 имени Н.А.Острякова
Медведева Евгения Григорьевна
- Есть на земле места, которые особенно дороги и близки сердцу каждого человека. Родной край, люди, живущие в нем, неповторимый облик природы – все это становится частью человеческой судьбы. Любовь к Родине закладывается еще в детстве, поэтому в школе особенно важно воспитывать уважение к истории и культуре своего народа.
- Уроки русского языка – прекрасная возможность для подобных занятий. Предлагаемый дидактический материал предназначается для использования в 5-9 классах при проведении различных видов работ, направленных на формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Работа с дидактическим материалом получает развитие в трех направлениях :
- подбор адаптированных текстов для анализа;
- знакомство с творчеством автора;
- внеклассная деятельность.
Тематика текстов посвящена героической обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны, что особенно актуально в год 75-летия Победы.
Отбирались в основном художественные тексты. Это поднимает произведение на качественно новый уровень, усиливает практическую направленность обучения языку и повышает значимость урока.
- Виды деятельности на уроке :
- письмо по памяти;
- словарная работа;
- синтаксический разбор предложений;
- диктант;
- комплексный анализ текста;
- изложение;
- сочинение
Письмо по памяти
Герой-Севастополь – морская твердыня,
Ты Родине службу, как прежде, несешь.
И каждое имя сраженного сына
В матросской горячей душе бережешь.
Ушли мы в бессмертье, чтоб песни звучали.
Чтоб город-герой горделиво стоял!
Чтоб дети смеялись и внуки рождались,
И землю не жег смертоносный металл.
Отважно сражалась морская пехота,
Чтоб матери больше не слепли от слез.
И нет среди нас безымянных героев.
Нам званье дано – черноморский матрос!
Е.Жидилов
Задания:
- Прочитайте стихотворение. Какому событию посвящены эти поэтические строки?
- Какие средства художественной выразительности использует автор? С какой целью?
- Подчеркните грамматические основы предложений, определите структуру синтаксических единиц.
- Объясните постановку знаков препинания в стихотворении.
- В каком районе города находится улица, названная в честь автора этих строк?
- Подготовьтесь к письму по памяти.
Словарная работа
- Оборонительное сражение, захваченный оккупантами, невиданный героизм, колонна танков, озаряют небо, пулеметный блиндаж, дозорная служба, отрезанная противником дивизия, группа бойцов, наш батальон, минометная батарея, неимоверные потери, рослый моряк, раненый командир, артиллерийская канонада, Приморская армия, наложенная повязка, немецкие окопы, закопченный дымом, заряжающий снаряд, старый равелин, штурм Сапун-горы.
- Задания:
- Запишите словосочетания и укажите тип подчинительной связи.
- Какой общей теме посвящены записанные вами словосочетания?
- Объясните правописание данных слов. Какие орфографические правила вы вспомнили в процессе работы?
- Составьте небольшой рассказ, используя данные словосочетания.
Синтаксический разбор
- Большая Земля посылает корабли и мужественных людей, ведущих эти корабли через море сюда, в Севастополь, осажденный врагами.
- Мысли, чувства, сердца севастопольцев и мысли, чувства, сердца народа Большой Земли слиты воедино.
- И не существует такой силы, которая могла бы разрубить, разорвать эту могущественную связь Большой Земли с ее смелым сыном – Севастополем.
А. Хамадан «Героический город»
Задания:
- Определите структуру данных синтаксических единиц, выделяя главные члены предложения.
- Найдите примеры обособленных членов предложения. Выделите их графически, используя условные обозначения.
- Укажите ряды однородных членов. Какова их смысловая нагрузка в данных примерах?
- «Смелый сын – Севастополь…». Охарактеризуйте данный прием речевой выразительности.
- Выполните синтаксический разбор предложений.
- Составьте таблицу «Синтаксические элементы, осложняющие предложение», используя данные примеры.
Диктант. Изложение.
Тексты из произведений:
- Л. Соболева «Морская душа»;
- Е. Белянкина «Оборона Севастополя»;
- А. Малышкина «Севастополь»;
- А. Хамадана «Героический город»;
- В. Апошанского «Это было в июне»
Задания:
- определите тему и основную мысль текста;
- определите стиль текста. Найдите структурные элементы данного стиля;
- определите тип речи. Докажите свой выбор;
- охарактеризуйте способы и средства связи предложений;
- напишите сжатое изложение, дополнив его рассуждением о месте подвига в жизни человека.
Заключение
- Дидактический материал, связанный с краеведением, - действительно эффективное средство формирования языковой и коммуникативной компетенции, способ активизации творческих способностей учащихся.
- Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка.
- Материалы о малой родине помогают общению, делают урок более «живым», т.к. привлекают больше, чем абстрактные примеры из учебника.
Список источников
- Белянкин Е. Оборона Севастополя. - М.: Вече, 1996.-593с.
- Малышкин А. Севастополь.- Симферополь, 1977.-399с.
- Севастополь. Фотоальбом. - М., 1983.- 223с.