Приложение 2
Дидактический материал «Лабиринты» к учебнику русского языка
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова «Русский язык 5»
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты»- это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.
Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 10-15 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
«Лабиринты» чаще используются для текущей проверки знаний и умений и итогового контроля.
«Лабиринт» обеспечивает:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта, раздела или курса;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;
- чистоту результата, т.к.: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же «Лабиринта»;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
1. ПРЕДЛОГ
1
Предлог –это служ. часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосоч. и предлож.
2
Предлог, состоящий
из одного слова,
называется
простым?
4
В предложении выделенное слово предлог?
Шел, не смотря по сторонам.
3
Являются ли предлоги членами предложения?
5
Предлоги бывают однозначными и многозначными?
да нет нет нет
нет нет нет да да да да нет
8
Предлоги: вследствие,
в течение, насчет образовались из существительных?
9
Предлоги, образованные путем перехода из других частей речи называются производными?
10
Предлог ПО в словосочетании ИДТИ ПО БЕРЕГУ выражает пространственное значение ?
6
Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами ?
7
Предлог изменяемая часть речи?
да нет да нет
да да да нет нет да да
Производные 15
предлоги утрачивают лексическое значение и морфологические признаки?
13
Предлог, состоящий из двух (реже трех) слов называется составным?
14
Предлоги: вокруг, около, вдоль - произошли из наречий?
11
К непроизводным относятся предлоги не образованные из самостоятельных частей речи?
12
Предлоги:
несмотря на, благодаря произошли из деепричастия?
нет нет да нет
да да да да нет да
20
Предлоги: через, пред, без, для, над - непроизводные?
18
Предлог, который может выражать разные отношения, называется многозначным?
19
Производные предлоги, образованные на основе наречий пишутся слитно?
16
Производные предлоги используются обычно с одним падежом?
17
Обычно непроизводные предлоги употребляются с несколькими падежами ?
нет нет нет да
2. ПРЕДЛОГ (Правильно ли употреблены предлоги в словосочетаниях?)
О
1
ОПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД
2
ПЕРЕД МНОЙ РАЗВЕВАЛИСЬ ЗНАМЕНА
4
ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД
3
ВЕРНУТЬСЯ ИЗ МОСКВЫ.
5
ОБСУДИЛО О РАБОТЕ
ГИ
нет нет нет да
8
УЙТИ ИЗ ЗАВОДА
9 МЫ ГОВОРИЛИ ОБО ВСЕМ
10
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
6
ПРИЙТИ СО ШКОЛЫ
7
УКАЖИТЕ НА НЕДОСТАТКИ
да да да да нет да нет
нет нет нет да
нет нет да да нет нет да
15
ЛОСЬОН ОТ ЗАЩИТЫ ОТ НАСЕКОМЫХ
13
ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ
14
УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДУ
11
КРЕМ ДЛЯ ЧИСТКИ ОБУВИ…
12
ПОЕХАТЬ НА ТРАМВАЕ..
нет да да
да да да да нет нет да да нет
20
КАПЛИ ОТ БЕССОННИЦЫ
18
ПОЕХАТЬ В КРЫМ И НА КАВКАЗ
19
С ДВОРА СЛЫШАЛСЯ ГОЛОС МАТЕРИ
16
В РТУ СТАЛО КИСЛО
17
ТАБЛЕТКИ ДЛЯ КАШЛЯ
нет нет да нет
Ключ к лабиринтам
1. ПРЕДЛОГ 1,2,8,12,17,13,14,10,15,20.
2.ПРЕДЛОГ (Правильно ли употреблены предлоги) 1, 2, 3,8, 9, 10, 14, 18, 13, 19, 20.