Дидактический материал «Лабиринты» к урокам русского языка в 7 классе
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты» - это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.
Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 10-12 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
«Лабиринты» чаще используются для текущей проверки знаний и умений и итогового контроля.
«Лабиринт» обеспечивает:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта, раздела или курса;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;
- чистоту результата, т.к. : рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же «Лабиринта»;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
1. Предлог
1
Предлог –это служ. часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосоч. и предлож.
2
Предлог, состоящий
из одного слова,
называется
простым?
4
В предложении выделенное слово предлог?
Шел, не смотря по сторонам.
3
Являются ли предлоги членами предложения?
5
Предлоги бывают однозначными и многозначными?
да нет нет нет
нет нет нет да да да да нет
8
Предлоги: вследствие,
в течение, насчет образовались из существительных?
9
Предлоги, образованные путем перехода из других частей речи называются производными?
10
Предлог ПО в словосочетании ИДТИ ПО БЕРЕГУ выражает пространственное значение ?
6
Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами ?
7
Предлог изменяемая часть речи?
да нет да нет
да да да нет нет да да
Производные 15
предлоги утрачивают лексическое значение и морфологические признаки?
13
Предлог, состоящий из двух (реже трех) слов называется составным?
14
Предлоги: вокруг, около, вдоль - произошли из наречий?
11
К непроизводным относятся предлоги не образованные из самостоятельных частей речи?
12
Предлоги:
несмотря на, благодаря произошли из деепричастия?
нет нет да нет
да да да да нет да
20
Предлоги: через, пред, без, для, над - непроизводные?
18
Предлог, который может выражать разные отношения, называется многозначным?
19
Производные предлоги, образованные на основе наречий пишутся слитно?
16
Производные предлоги используются обычно с одним падежом?
17
Обычно непроизводные предлоги употребляются с несколькими падежами ?
нет нет нет да
2. Предлог (Правильно ли употреблены предлоги в словосочетаниях?)
О
1
ОПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД
2
ПЕРЕД МНОЙ РАЗВЕВАЛИСЬ ЗНАМЕНА
4
ПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД
3
ВЕРНУТЬСЯ ИЗ МОСКВЫ.
5
ОБСУДИЛО О РАБОТЕ
ГИ
нет нет нет да
8
УЙТИ ИЗ ЗАВОДА
9 МЫ ГОВОРИЛИ ОБО ВСЕМ
10
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
6
ПРИЙТИ СО ШКОЛЫ
7
УКАЖИТЕ НА НЕДОСТАТКИ
да да да да нет да нет
нет нет нет да
нет нет да да нет нет да
15
ЛОСЬОН ОТ ЗАЩИТЫ ОТ НАСЕКОМЫХ
13
ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ
14
УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДУ
11
КРЕМ ДЛЯ ЧИСТКИ ОБУВИ…
12
ПОЕХАТЬ НА ТРАМВАЕ..
нет да да
да да да да нет нет да да нет
20
КАПЛИ ОТ БЕССОННИЦЫ
18
ПОЕХАТЬ В КРЫМ И НА КАВКАЗ
19
С ДВОРА СЛЫШАЛСЯ ГОЛОС МАТЕРИ
16
В РТУ СТАЛО КИСЛО
17
ТАБЛЕТКИ ДЛЯ КАШЛЯ
нет нет да нет
Наречие
1
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия
2
Наречия не изменяются.
4
Наречия образа действия отвечают на вопросы: как? каким образом?
3
После букв Ш и Ч на конце наречий пишется Ь
5
Наречия на –о (-е), образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь степени сравнения
Нет да нет нет
8
Сравнительная степень наречий имеет две формы -простую и составную
9
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НИ, а без ударения -НЕ
10
Отрицательные наречия образуются от вопросительных с помощью приставок –НЕ и -НИ
6
НЕ с наречиями на
–о и –е пишется слитно: если слово без НЕ не употребляется
7
В предложении наречия чаще всего бывают определениями
да нет да да да нет
да нет нет нет
н
ет да да да да нет
15
Наречия образуются приставочным и приставочно- суффиксальными способами
13
Не с наречиями на
-о и –е пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А
В наречиях с 14 приставками из-, до-, с- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных.
11
После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове НАСТЕЖЬ
В наречиях на 12
–о и –е пишется столько же Н, сколько в прилагательных от которых они образованы
нет да нет да
да да нет да да нет нет да нет
20
Правильно записано наречие ВО -ПЕРВЫХ
18
Дефис в наречиях пишется после приставки КОЕ
НЕ с наречиями 19
на -о и -е пишется слитно, если наречие м.б. заменено синонимом или близким по значению словом
16
Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель
В наречиях с 17 приставками из-,до-, с- на конце наречий пишется буква О, если они образованы от прилаг., в которых еже были приставки. 17
нет нет нет да
Наречие (правильно ли записаны наречия)
1
НЕБРЕЖНО
2
ВОВСЕ НЕИНТНРЕСНО
4
НЕ ХОРОШО, А ПЛОХО
3
НЕГРОМКО
5
НИЧУТЬ НЕ КРАСИВО
да да нет да
8
ВЗГЛЯНУТЬ НЕ ДОВЕРЧИВО, А С ПОДОЗРЕНИЕМ
9
ПРИШИТЬ НЕ КРЕПКО
10
НЕ ПО- ТОВАРИЩЕСКИ
6
НЕ ЛЕПО
7
ВЫСКАЗАТЬСЯ НЕГОДУЮЩЕ

нет нет да нет да нет
а
нет
нет да нет да
да нет да да нет да да
15
ГОВОРИЛ НЕИСКРЕННЕ
13 ГОВОРИЛ НИСКОЛЬКО
НЕГРОМКО
14
НЕЛЕПО
11
ГОВОРИЛ НЕИСКРЕННЕ
12
ИЗЛАГАЛ МЫСЛИ НЕ ПОСЛЕДОВА-
ТЕЛЬНО
да нет нет нет
да нет да нет да да да нет
20
сделать неопрятно
18
ПРИШИТЬ НЕКРЕПОК, А СЛАБО
19
ЭТО НЕ ДАЛЕКО ОТ НАС.
16
НЕ ВЕСЕЛО
17 НАПИСАЛ
НЕАККУРАТНО
нет да нет нет
Наречие (правильно ли записаны слова с НН или Н)
1
СКАКАТЬ
РИСКОВАННО
2
ОНА РАСКОВАНА
4
СДЕЛАЛ УМЫШЛЕННО
3
МАЛЬЧИК СМОТРЕЛ
РАССЕЯНО
5
НЕПРЕМЕНО
да нет да нет
8
УЛЫБНУТЬСЯ ПРИНУЖДЕННО
9
БЕЗОБЛАЧНО
10
ЕСТЕСТВЕННО
6
ГРУСТННО
7
МУЖЕСТВЕННО
нет да да нет да да да да нет
нет нет нет да
да да нет да да да нет нет нет
15
ГОВОРИТЬ ИСКРЕННЕ
13
МАТЬ УДИВЛЕННО ПОСМОТРЕЛА НА СЫНА
14
ВЗГЛЯНУТЬ ДРУЖЕЛЮБНО
11
ИНТЕРЕСНО
12
БОЛЬШИНСТВО БЫЛО УДИВЛЕНО
нет
нет да нет
да
да да нет нет да да да
20
ОБДУМАННО
18
МОРЕ ВЗВОЛНОВАННО
19
БЕЗВКУСНО
16
ВСЕ СМОТРЕЛИ УДИВЛЕННО
17
ОНА РАЗОЧАРОВАННА
нет да нет
Ключ к лабиринтам
1. Предлог 1,2,8,12,17,13,14,10,15,20.
2. Предлог (Правильно ли употреблены предлоги) 1, 2, 3,8, 9, 10, 14, 18, 13, 19, 20.
3. Наречие 1,6,11,16,12,13, 8,4, 9 ,14,15, 20.
4. Наречие (правильно ли записаны наречия) 1, 2, 7, 8, 12, 13, 14, 10, 15, 19, 20.
Список использованной литературы
Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 7 класс в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.
Елькина А.М., П.Е. Старцев П.Е. Биологические лабиринты. – М.: Дрофа, 2001.