СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по географии материков и океанов в 7 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по географии материков и океанов предназначен для 7 класса, представлен играми, карточками-заданиями, таблицами, картографическими таблицами.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по географии материков и океанов в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа

Павлодарский филиал







Дидактический материал по географии материков и океанов

7класс



Автор:

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала.

Адрес образовательного учреждения: 393487 Тамбовская область, Уваровский район, с. Павлодар, ул. Центральная,106з.

Контактный телефон: (475)-58-78-255.е -mail: pavlodar68@mail.ru














Павлодар 2022 год

Комплект дидактических материалов к курсу «География материков и океанов 7 класс» полностью отвечает целям и задачам обучения географии, способствует повышению эффективности уроков.

Игра «Самый, самая, самые» по теме: «Океаны Земли»

Цель: Коррекция знаний об океанах.

-Самый большой, глубокий и теплый океан… (Тихий);

-Самый рыбный океан… (Атлантический);

-Самый маленький по площади и холодный океан… (Северный Ледовитый);

-Тихий океан назван путешественником … (Ф.Маггелланом) ;

-Льды Северного Ледовитого океана изучались … (Н.И.Папаниным, О.Ю.Шмидтом);

-Самое глубокое место Индийского океана… (Зондский желоб у о.Суматра);

-Самый крупный хищник в водах Северного Ледовитого океана- это… (Белый медведь);

-Самый крупный кит-обитатель Тихого, Атлантического океанов… (Синий кит);

-Самый пресный океан … (Северный Ледовитый);

-Наибольшая глубина в Тихом океане …(11022м Марианский желоб);

-На дне океанов подводные горы называются… (Срединно-океанические  хребты);

-Океаны используются для..А)… (судоходства), Б)…(рыбной ловли), В)…(добычи полезных ископаемых, жемчуга), Г)…(отдыха);

-Океаны влияют на …(климат Земли);

-С движениями на дне океанов связаны волны…(цунами).

Игра «Почемучка» по теме «Внутренние воды Евразии»

Цель: закрепление знаний по теме «Внутренние воды Евразии».

-Почему в Европе больше загрязненных рек человеком, чем в Азии, чем это можно объяснить? Каковы последствия загрязнений?

-Объясните выражение «Реки-артерии» жизни для населения Евразии?

-Чем отличаются реки  Азии и Европы?

-Какие крупнейшие озера Земли расположены в Азии? Как они используется человеком?

-На каких озерах в Казахстане есть заповедники? Какие?

-Как люди повлияли на исчезновение Арала?

-Какие общие черты есть у озер и рек?

Чайнворд «Антарктида»

Цель: Закрепление полученных знаний.

1,2 – первооткрыватели Антарктиды;

3,4-первооткрыватели Южного полюса;

5- американский полярник, совершивший 4 экспедиции в Антарктиду;

6-австралиец, совершивший первый полет над Антарктидой;

7,8- первые советские исследовательские станции в Антарктиде;

9-море, названное в честь американского исследователя;

10-в 1981 году создана книга с картами материка.

Ответы: Лазарев, Беллинсгаузен, Скотт, Амундсен, Берд, Уилкинс, Восток, Мирный, Уэделла, Атлас.




















1

 

А

 

 

 

 

 




2

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 




3

 

 

 

Т

 













4

А

 

 

 

 

 

 

 





5

 

 

Р

 










6

 

 

 

К

 

 

 








7

 

 

 

Т

 

 











8

 

И

 

 

 

 








9

 

 

Д

 

 

 

 










10

А

 

 

 

 





















Чайнворд «Австралия»

Цель: Закрепление полученных знаний.































1

 

 

А

 

 



















2

В

 

 

 

 

 

 

 












3

 

 

С

 

 

 

 

 









4

 

 

 

 

 

 

 

Т

 















5

 

 

 

 

 

Р

 

 















6

 

 

 

 

А

 

 

 


















7

Л

 

 

 

 

 

 

 

 









8

 

 

 

 

И

 

 









9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

























1. Сумчатый медведь Австралии;

2. Крупная по площади пустыня материка;

3. Наивысшая гора большого водораздельного хребта;

4. Самые распространенные растения лесов Австралии;

5. Столица Австралии;

6. Эндемики животного мира материка;

7. Лесная птица с красивым хвостом;

8. Многочисленные животные, завезенные на материк европейцами;

9. Обитатель пустынь Австралии.

Ответы: 1. коала, 2. виктория, 3. Косцюшко, 4. эвкалипты, 5. Канберра, 6. сумчатые, 7. лирохвост, 8. кролики, 9. плащеносная ящерица.


Тест по теме «Реки и озера Евразии»

Цель теста: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

1. Какая из рек Евразии пересекает в своем течении 8 стран?

а-Рейн, б-Волга, в-Дунай, г-Днепр.

2. Какая река в переводе означает «желтая»?

а-Янцзы, б-Хуанхе, в-Меконг.

3. Самая длинная река Европы?

а-Волга, б-Дунай, в-Рейн, г-Днепр.

4. Самой крупной рекой внутренного стока является:

а-Урал, б-Волга, в-Сыр-Дарья,г-Эмба.

5. В какое озеро Евразии впадает 336 рек, а вытекает лишь 1 река?

а-Байкал, б-Ладожское, в-Женевское, г-Онежское.

6. Какое озеро имеет в одной части пресную воду, а в другой-соленую?

а-Лобнор, б-Аральское, в-Балхаш, г-Зайсан.

7. Какого питания реки широко разливаются летом?

а-дождевого, б-ледникового, в-снегового, г-подземного.

8. Какие из озер являются солеными?

а-Каспииское, Аральское, Лобнор, б-Зайсан, Байкал, Ладожское.

9. В каком районе Евразии находятся обширные болота?

а-в Западно-Сибирской равнине, б-на Великой Китайской равнине, в-в Индо-Гангской равнине.

10. Бассейну какой реки относится наша река Илек?

а-Волги, б-Уралу, в-Эмбы, г-Сыр-Дарьи.

 Ответы: 1-в, 2-б, 3-а, 4-б, 5-а, 6-в, 7-а,б,8-а, 9-а,10-б.

 Головоломка: природная зона-описание.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Евразии».

1.Арктические пустыни.

2.Тундра.

3. Тайга.

4.Смешанные и широколиственные леса.

5.Лесостепи и степи.

6.Полупустыни и пустыни.

7.Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

8. Переменно-влажные муссонные леса.

9. Тропические пустыни.

10.Саванны.

11.Влажные экваториальные леса.
 А- лето жаркое, сухое; зима- теплая. Растут сосны пинии, лавры, оливы. Выращивают виноград, цитрусовые, грецкие орехи.

Б- лето холодное, короткое. Зима снежная, буранная. Летом много птиц.

В- Растут хвойные деревья. Почва-подзолистая.

Г- Эти зоны почти все распаханы, выращивают зерновые, сахарную свеклу, подсолнечник.

Д - этой зоне растет ягель, много болот, имеется многолетняя мерзлота. Добывают газ, нефть.

Е - лето в этой зоне очень жаркое, засушливое. Зима холодная со снежными буранами. Растут полыни, растения-эфемеры. Много ядовитых насекомых.

Ж - в этой зоне, которая занимает острова, растут около 40 тысяч видов растений. Обитают орангутанги, тигры, леопарды. Выращивают рис, чай.

З - Самый сухой и жаркий климат наблюдается в этой природной зоне. Выращивают финиковую пальму, добывают нефть, газ.

И - в этой зоне растут дуб, бук, сосна, кедр. Тут много заповедников, в одном обитают зубры.

К - лето в этой зоне влажное, зима прохладная, сухая. Растут магнолии, лавры, бамбуки. Обитают тигры, гималайский и бамбуковый медведи (панда), человекообразные обезьяны-гиббоны.

Л - эта природная зона находиться во внутренних районах Индии и Китая. Здесь растут тиковые, сандаловые деревья. Обитают слоны, обезьяны.

 Ответы:1-Б,2-Д,3-В,4-И,5-Г,6-Е,7-А,8-К,9-З,10-Л,11-Ж.

 

Работа с контурной картой.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Реки и озера Евразии», «Рельеф Евразии». 
Задание:
отметить цифрами на контурной карте: 
1. Самые высокие горы Евразии. 
2. Самые высокие горы Европы. 
3. Высочайшую вершину Земли. 
4. Горы, которые служат границей между Европой и Азией. 
5. Горы, в которых находится потухший вулкан Казбек. 
6. Горы Скандинавского полуострова. 
7. Самые высокие горы Казахстана. 
8. Равнина на тихоокеанском побережье Китая. 
9. Крупная равнина Индии. 
10. Равнина, с запада ограниченная Уральскими горами. 
11. Крупное плоскогорье к востоку от Западно-Сибирской равнины. 
12. Низменность, расположенная в долинах рек Тигр и Евфрат. 
13. Крупное плоскогорье на полуострове Индостан. 


Игра «Счастливый случай».

Цель игры: повторить изученный географический материал.

Вопросы для 1 команды:

1. Самый большой полуостров (Аравийский).
2. Страна, имеющая наибольшее число соседей по суше (Китай).
3. В какой из стран Азии нет смены времён года? (Индонезия).
4. Самый северный остров Японии (Хоккайдо).
5. Самый большой город Турции (Стамбул).
6. Единый бог Ислама (Аллах).
7. Самое многонациональное государство (Индия).
8. Король фруктов в Индии (Манго).
9. «Страна утренней свежести» (Корея).
10. Столица Саудовской Аравии (Эр-Рияд).
11. Искусство составления букетов (Икебана).
12. Горная система в Афганистане (Гиндукуш).
13. Самая густонаселённая страна мира (Бангладеш).
14. Пролив между Японией и Сахалином (Лаперуза).
15. Как найти на карте Персию? (Это Иран).
16. Столица Армении (Ереван).
17. Самое солёное озеро (Мёртвое море).
18. Величайшая река Индии (Ганг).
19. Лидер по производству велосипедов (Китай).
20. Как японцы приветствуют друг друга? (Поклонами).


Вопросы для 2 команды:          
1. В пустынях Аравийского полуострова часто случается горячий восточный ветер, несущий с собой тучи раскалённого песка. Песок гремит в воздушном потоке, как в погремушке. Солнечный свет меркнет, температура воздуха повышается до +50 градусов, воздух становится очень сухим, что ведёт к быстрому обезвоживанию организмов людей и животных, а это – гибель.
Как называется этот ветер?           
(Самум)

2. В одном из городов Азии выплавляли сталь необычайной прочности, используемую для получения лучших в мире клинков.
Что это за сталь? (Дамасская)

3. Почему Мёртвое море так называется?
(Из-за высокой солёности воды в нём почти нет живых организмов, кроме некоторых видов бактерий.)

4. Как вам известно, аргонавты плавали за золотым руном в Колхиду. А где она находится? (В Грузии)

5. В Зарубежной Азии находится самое низкое место на суше. Что это за место? (Мёртвое море)

6. В какой стране находится гора Арарат, священная для армян?
(В Турции)

7. В Азии часто строят дома из самана, на жарком солнце приобретающего твёрдость кирпича. Что это за материал? (Глина, перемешанная с соломой)

8. В «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина говорится: «…Твой щит на вратах Царьграда…» Что это за город? (Стамбул)

9. В каком городе появились на свет сказки «Тысячи и одной ночи»? (Багдад)

10. Какая страна находится в междуречье Тигра и Евфрата? (Ирак)

11. Главное дерево в оазисах. (Финиковая пальма)

12. Какой город называют «индийским Голливудом»? (Бомбей)

13. В какой стране мира находится высочайшая вершина мира – гора Джомолунгма? (На границе Индии и Непала)

14. Что такое Адамов мост, по которому из Индии в Шри-Ланку можно добраться по суше? (Цепочка островов, соединённых мостами)

15. Какое дерево Южной Азии в одиночку может образовать целую рощу?
   (Баньян)

16.Самое высокое в мире нагорье. (Тибет)

17. В какой стране находится «кладбище динозавров»? (Монголия)

18. Как называется самая большая в мире площадь? Тяньаньмэнь)

19. Что означает китайское словосочетание «чи фань»? «Есть рис», то есть просто «есть»)

20. Какое единственное сооружение, созданное руками человека, можно увидеть из космоса невооружённым глазом?
(Великую Китайскую стену)



Задание №1

Цель: формирование картографических умений и навыков по теме «Географическое положение и особенности природы Африки».


 


 







Задание №2

 Цель: формирование картографических умений и навыков по теме «Географическое положение и особенности природы Африки».


 


 

 

 

 

Карточка №1

Тема «Природа Земли» Земная кора.

  1. Какие две силы управляют всеми процессами на Земле?

  2. Назовите формы рельефа, которые образовали внутренние силы Земли. Приведите примеры.

  3. Чему равна общая площадь поверхности Земли?  Сколько приходится на сушу и на Мировой океан?

  4. Покажите на карте и назовите материк, где отсутствуют действующие вулканы и гейзеры.  Объясните почему?

Карточка №2

Тема «Природа Земли»

  1. Кто был основоположником теории дрейфа материков, или теории литосферных плит?

  2. Назовите литосферные плиты, лежащие под материками и океанами.

  3. Совпадают ли границы литосферных плит с границами материков и океанов?

  4. С какой скоростью перемещаются литосферные плиты по пластичному слою мантии?

Карточка №3

Тема «Климат»

  1. Какие факторы оказывают основное влияние на распределение температур воздуха на Земле?

  2. На каких материках зарегистрирована самая высокая и самая низкая температура воздуха? Объясните почему?

  3. Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле?

Карточка №4

Тема «Климат»

  1. Назовите пояса освещенности Земли. Какие факторы влияют на их образование?

  2. Какой пояс освещенности Земли получает максимальное и минимальное количество солнечного тепла?

  3. Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой температурой на климатической карте Земли, и совпадают ли они с параллелями?

  4. Назовите самый теплый и самый холодный месяцы Северного и Южного полушарий.

Карточка №5

Тема «Движения и свойства вод Мирового океана»

1.Сколько процентов от гидросферы занимает Мировой океан?

2.Назовите основные виды движения вод Мирового океана?

3.Назовите причины образования океанических течений

4.Что такое общая циркуляция вод Мирового океана?

Карточка №6

Тема «Внутренние воды»

  1. Сколько процентов от гидросферы занимают внутренние воды суши?

  2. Что входит в понятие «внутренние воды суши»?

  3. Какие материки имеют развитую речную сеть? Объясните почему?

  4. Назовите крупнейшие реки мира и покажите их на карте.

Карточка №7

Тема «ГП Африки»

1.Сравните протяженность Южной Америки и Африки по экватору. Вычислите разницу.

2.Назовите наибольшие глубины Атлантического и Индийского океанов у берегов Африки.

3.Каковы особенности ГП Африки.


Карточка №8

Тема «Рельеф Африки»

1.Назовите основные формы рельефа. Какие из них преобладают в Африке?

2.Дайте описание гор Африки (по выбору) по плану: ГП, направление хребтов,  протяженность, наибольшая высота над уровнем моря, полезные ископаемые.

3.С какими горными породами связаны в Северной Африке месторождения нефти, природного газа, каменного угля, фосфоритов?


Карточка №9

Тема «Климат Африки»

Назовите климат территории, имеющий такие особенности:

1) территория расположена по обеим сторонам  экватора, имеет низкое атмосферное давление и значительное (1500-1800) количество осадков на протяжении года. Январская температура воздуха 26 °С,  а июльская 28° С.     2) территория расположена в области высокого атмосферного давления. Осадков мало. Средняя январская температура воздуха 10 °С, июльская 38

3) Для этой территории характерна сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января 24°С, июля 30°С. Годовое количество осадков 600-1000 мм.

4) Для этой территории характерны сезонные колебания температуры воздуха. Например, средняя температура января 12°С, июля 27°С, средняя годовая температура 15-18°С. Лето сухое, зима влажная. Осадков 600-700 мм.                                                                                    

5) В этой части Африки температура января 25°С, июля 15°С. Осадки распределяются равномерно на протяжении года (до 800 мм в году).

Карточка №10

Тема «Внутренние воды Африки»

Заполните таблицу. Подчеркните самую длинную в мире реку Африки.

Река

Длина, км

Исток реки

Время половодья

В какой океан впадает

Конго





Нил





Нигер







Проверка географической номенклатуры по разделу «Южные материки».
Цель: проверить географическую номенклатуру по теме «Южные материки».

Задание:

заполнить таблицу, записывая только цифры.


1. о. Тасмания

41. гориллы



2. эвкалипт

42. страус Нанду



3. горы Атлас

43. р. Муррей



4. Панамский канал

44. сумчатый дьявол



5. Бальза

45. гевея



6. Большой Водораздельный хребет

46. Капские горы



7. Анды

47. вдп. Анхель



8. м. Альмади

48. оз. Эйр



9. Сейба

49. залив Ла-Плата



10. Большой Барьерный риф

50. м. Рас-Хафун



11. река Нил

51. Оринокская низменность



12. кистеухие свиньи

52. зебры



13. река Ориноко

53. лама



14. Эфиопское нагорье

54. бутылочное дерево



15. кенгуру

55. р. Нигер



16. Эбеновое дерево

56. Арафурское море



17. Перуанское течение

57. орхидея



18. река Дарлинг

58. баобаб



19. о. Мадагаскар

59. р. Чурун



20. ленивец

60. коала



21. окапи

61. ксантория



22. г. Аконкагуа

62. оз. Чад



23. оз. Виктория

63. залив Карпентария



24. капибара

64. табак



25. Коралловое море

65. марабу



26. Большая Песчаная пустыня

66. Ла-Платская низменность



27. Гвинейский залив

67. ехидна



28. дынное дерево (папайя)

68. слоновая трава



29. влк. Килиманджаро

69. парагвайский чай



30. г. Косцюшко

70. Магелланов пролив



31. Центральная равнина

71. оз. Маракайбо



32. бананы

72. вдп. Виктория



33. оз. Титикака

73. скрэб



34. Драконовы горы

74. вомбат



35. м. Фроуард

75. сорные куры



36. финиковая пальма

76. свиньи пекари



37. Гвианское плоскогорье

77. хинное дерево



38. Гибралтар

78. вельвичия



39. колибри

79. утконос



40. казуары

80. кебрачо


ФГП Африки

ФГП Австралии

ФГП Южной Америки

Рельеф Африки

Рельеф Австралии

Рельеф Южной Америки

Воды Африки




















Воды Австралии

Воды Южной Америки

Растения Африки

Растения Австралии

Растения Южной Америки

Животный мир Африки

Животный мир Австралии














Животный мир Южной Америки










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!