СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по географии представлен для школьного курса географии 5-9классов. Здесь представлен широкий вариант заданий по карточкам, работа с картой, творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по географии»

Дидактический материал по географии

учителя географии Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области

Дидактические кзадания активно используются на уроках, а также могут быть выданы в качестве домашнего или дополнительного задания. Их использую в начале урока для проверки усвоения предыдущего урока, в середине – по изучаемой теме или в конце урока для закрепления. В результате у учащихся повышается общая учебная мотивация и осуществляется накопляемость оценок. Карточки – задания учащимся выдаю или они выбирают сами, при этом учитываю их общий уровень подготовки. Нельзя выдавать ученику со слабой подготовкой задание повышенного или высокого уровня. Многие задания предполагают использование внутрипредметных и межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, биологией, математикой, литературой.

Дидактические материалы различны по типам:

1) образовательные (на проверку знания и понимания понятийного аппарата, формирующие новые знания);

2) развивающие навыки работы с географическими источниками информации.

Таким образом, осуществляется работа по реализации основных школьных географических целей: освоение системы географических знаний, овладение умениями решать географические задачи, воспитание геоинформационной культуры, приобретение компетентности в области географии.

Работа с топографической картой

Задание №1

1.Имеется ли на плане условный знак «смешанный лес?

«ДА» или «НЕТ»

2. В каком направлении от колодца находится родник?

Западном

Северном

Юго-западном

Юго- восточном

3.В каком направлении находится точка А от точки В?

Восточном

Юго-западном

Западном

Северном 

Задание №2  

1.На плане указаны буквы А, Б, В. Какие условные знаки им соответствуют?

А – (родник)

Б – (колодец)

В – (урез воды)

2.Перечислите название водных объектов.

р. Быстрая, р. Лосинка, оз. Чёрное, ключ Большой

3.В каком направлении находится церковь от точки Б?

Юго-западном

Западном

Восточном

Северном

6 класс. Тема «Источники географической информации»

Карточка № 1.Обозначьте на контурной карте объекты со следующими географическими координатами: а) 20о с.ш. 155о з.д. ; б) 33 о ю.ш. 71о з.д.; в)7о с.ш. 81о в.д.;д) 20о ю.ш. 39о в.д.

Карточка № 2. Определите географические координаты городов: а) Москва; б) Канберра; в) Лондон; г) Якутск; д) Нью – Йорк.

Карточка № 3.Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до Северного полюса.

Карточка № 4.С помощью горизонталей начертите план холма высота которого 25 метров. Восточный склон его крутой, западный – пологий (горизонтали проведены через 5 м).

Карточка № 5.Что называется абсолютной высотой?

Карточка № 6.Какой масштаб крупнее: в 1 см 100 м или 1 см 350 км?

Карточка № 7.Определите направление Гималайских гор, Верхоянского хребта и Уральских гор.

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

1. Что такое атмосфера, из каких слоев она состоит?

2. Каково нормальное атмосферное давление? Приведите примеры повышенного и пониженного атмосферного давления?

3. Высчитайте атмосферное давление на г. Народная?

(Высоту вершин найдите на карте, атмосферное давление у подножия гор возьмите 760 мм. рт. ст.)

4. В течение суток были зафиксированы следующие данные:

t=+2?С, t=-8?С

Определите амплитуду и среднесуточную температуру?

5. Изобразите схематично ночной бриз.

6. Дополните предложения:

Вблизи побережья материков формируется………….. тип климата.

При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые…. км. На ……. ?С.

7. Главная причина образования ветра……………………

8. Если при t=+10С в воздухе содержится 5 г. воды, вычислите относительную влажность воздуха.

7 класс. Тема «Мировой океан»

Карточка № 1.

  1. С помощью учебника на стр. 79 дополни следующие предложения: Тихий океан – самый__________ по площади, самый_____ и самый_____ из океанов. Главные его особенности - ______ глубины, частые _______ земной коры, _____ вулканов на дне, _______ запас тепла в его водах, исключительное _______ органического мира.

  2. Заполни таблицу.

    Вид ветра

    Район действия

    Пассаты

    Центральные части



  3. Выясни почему солёность в Красном море выше, чем средняя соленость Мирового океана.

Карточка № 2.В чем заключается особенность климата Индийского океана?

  1. На странице 80 учебника прочитай, узнай и выпиши имена тех, кто исследовал Тихий океана в виде таблицы:

    Фамилия, имя путешественника

    Родина путешественника



  2. В каких природных зонах расположен Индийский океан?

Карточка № 3. На контурной карте обозначьте следующие объекты: Саргассово море, Красное море, Мексиканский залив, теплое течение Гольфстрим, холодное течение Западных ветров, море Лаптевых, Средиземное море, Японское море.

Карточка № 4.Определите остров по описанию: «Этот крупный остров расположен в западной части океана, является продолжением материка, омывается теплым Мозамбикским течением».

Карточка № 5.Что используют океанические животные для далёких миграций?

Карточка № 6.Каким образом меняется среднегодовая температура в Атлантическом океане? Поясните почему?

Карточка № 7.Каким образом человек использует Мировой океан?

Задания:

  1. Укажите и подпишите на карте даты весеннего и осеннего равноденствий и солнцестояний.

  2. Подпишите названия ветров, отмеченных на карте.

  3. Нанесите на карту течения, оказывающие влияние на формирование климата континента.

  4. Как называются местные ветры в пределах Сахары?

  5. Как называется ветер, который приходит в Сахару из Афганистана?

  1. Подпишите на карте самое влажное место в Африке.

  2. В каких горах Африки больше всего грозовых дней в году?

8.Что такое зенитальные дожди  в Африке? Заштрихуйте на карте районы, где они выпадают.

Рассказы по картинкам

Используя материал учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о природе Гималаев самостоятельно.

Гималаи:

Громадная, высочайшая в мире стена Гималаев отделяет жаркую и богатую Индию от пустынных и сухих районов Центральной Азии. Горы достигают 7~8 тыс. метров. Здесь расположены горы-восьмитысячники — Джомолунгма, Чогори.         

  1. Нанесите на карту Гималаи.

  2. В какую геологическую эру и эпоху горообразования сформировались Гималаи?

  3. Кто первым из альпинистов покорил высшую вершину мира?

  4. Каково влияние Гималаев на климат Земли?

  1. Перечислите восьмитысячники Гималайских гор.

  2. Назовите русского художника, жившего в Гималаях, который отразил их природу в своем творчестве.        

  3. Нанесите на карту пути, по которым влажные морские ветры проникают в центральные районы Гималаев.

8 класс. Тема «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России».

Карточка № 1.По карте в атласе определите, а каких районах России распространены землетрясения, объясните почему?

Карточка № 2.Какого происхождения полезные ископаемые в основном залегают на платформах?

А) осадочного происхождения Б) осадочного и магматического

В) осадочного и метаморфического

Карточка № 3.Назовите современные процессы, формирующие рельеф и приносящие бедствия людям.

Карточка № 4.Как вы думаете, зачем, нам нужно знать геологическую историю страны, территории, где мы живем?

Карточка № 5.Где расположены действующие вулканы в России? Назовите их.

Карточка № 6.В России преобладает рельеф а) горный; 2) равнинный? Поясните.

Карточка № 7.Дайте определение понятиям «Месторождение», «Бассейн».

9 класс. Тема «Факторы размещения предприятий»

Карточка № 1.По экономической карте атласа определите отрасли специализации следующих городов: Казань, Новокузнецк, Оренбург, Иркутск, Саратов.

Карточка № 2.Определите отрасли специализации города Южно – Сахалинска. Укажите факторы размещения данных отраслей?

Карточка № 3.Каким образом показан транспортный фактор в городе Саратове на экономической карте?

Карточка № 4.Какой фактор оказывает особое влияние на размещение цветной металлургии в городе Братске? Ответ обоснуйте.

Карточка № 5.Какие отрасли специализации в вашем городе? Отметьте с помощью условных знаков факторы развития.

Карточка № 6.Заполните таблицу:

Фактор

Условный знак на карте

Сырьевой



Потребительский


Транспортный


Водный


Карточка № 7.Какие отрасли народного хозяйства будут хорошо в городе, расположенном около крупного месторождения каменного угля и железных руд?

Тема «Политическая карта мира».

Карточка № 1.

1) Почему Япония единственная страна в мире, против которой было применено ядерное оружие?

2) Кто является главой Японии?

3) назовите самые крупные города Японии.

Карточка № 2. Дополните предложения.

  1. Основная часть населения Австралии составляет _______ население.

  2. Омывается __________ морями и __________ заливом.

  3. Форма правления ________

Карточка № 3.В какой из африканских стран прошел первый в истории африканского материка чемпионат мира по футболу? В каком году?

Карточка № 4.На контурной карте Азии обозначьте страны, где английский язык является официальным языком. Поясните почему? (устно)

Карточка № 5.Определите страну по описанию: «Столица этой страны расположена на берегу реки, вытекающей из 5 крупнейших озер мира. Природа и климат во многом схожи с природой и климатом России».

Карточка № 6.Изобразите флаг Германии. Перечислите ее страны – соседи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!