Дидактический материал по географии
учителя географии Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области
Дидактические кзадания активно используются на уроках, а также могут быть выданы в качестве домашнего или дополнительного задания. Их использую в начале урока для проверки усвоения предыдущего урока, в середине – по изучаемой теме или в конце урока для закрепления. В результате у учащихся повышается общая учебная мотивация и осуществляется накопляемость оценок. Карточки – задания учащимся выдаю или они выбирают сами, при этом учитываю их общий уровень подготовки. Нельзя выдавать ученику со слабой подготовкой задание повышенного или высокого уровня. Многие задания предполагают использование внутрипредметных и межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, биологией, математикой, литературой.
Дидактические материалы различны по типам:
1) образовательные (на проверку знания и понимания понятийного аппарата, формирующие новые знания);
2) развивающие навыки работы с географическими источниками информации.
Таким образом, осуществляется работа по реализации основных школьных географических целей: освоение системы географических знаний, овладение умениями решать географические задачи, воспитание геоинформационной культуры, приобретение компетентности в области географии.
Работа с топографической картой
Задание №1
1.Имеется ли на плане условный знак «смешанный лес?
«ДА» или «НЕТ»
2. В каком направлении от колодца находится родник?
Западном
Северном
Юго-западном
Юго- восточном
3.В каком направлении находится точка А от точки В?
Восточном
Юго-западном
Западном
Северном
Задание №2
1.На плане указаны буквы А, Б, В. Какие условные знаки им соответствуют?
А – (родник)
Б – (колодец)
В – (урез воды)
2.Перечислите название водных объектов.
р. Быстрая, р. Лосинка, оз. Чёрное, ключ Большой
3.В каком направлении находится церковь от точки Б?
Юго-западном
Западном
Восточном
Северном
6 класс. Тема «Источники географической информации»
Карточка № 1.Обозначьте на контурной карте объекты со следующими географическими координатами: а) 20о с.ш. 155о з.д. ; б) 33 о ю.ш. 71о з.д.; в)7о с.ш. 81о в.д.;д) 20о ю.ш. 39о в.д.
Карточка № 2. Определите географические координаты городов: а) Москва; б) Канберра; в) Лондон; г) Якутск; д) Нью – Йорк.
Карточка № 3.Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до Северного полюса.
Карточка № 4.С помощью горизонталей начертите план холма высота которого 25 метров. Восточный склон его крутой, западный – пологий (горизонтали проведены через 5 м).
Карточка № 5.Что называется абсолютной высотой?
Карточка № 6.Какой масштаб крупнее: в 1 см 100 м или 1 см 350 км?
Карточка № 7.Определите направление Гималайских гор, Верхоянского хребта и Уральских гор.
Контрольная работа по теме «Атмосфера»
1. Что такое атмосфера, из каких слоев она состоит?
2. Каково нормальное атмосферное давление? Приведите примеры повышенного и пониженного атмосферного давления?
3. Высчитайте атмосферное давление на г. Народная?
(Высоту вершин найдите на карте, атмосферное давление у подножия гор возьмите 760 мм. рт. ст.)
4. В течение суток были зафиксированы следующие данные:
t=+2?С, t=-8?С
Определите амплитуду и среднесуточную температуру?
5. Изобразите схематично ночной бриз.
6. Дополните предложения:
Вблизи побережья материков формируется………….. тип климата.
При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые…. км. На ……. ?С.
7. Главная причина образования ветра……………………
8. Если при t=+10С в воздухе содержится 5 г. воды, вычислите относительную влажность воздуха.
7 класс. Тема «Мировой океан»
Карточка № 1.
-
С помощью учебника на стр. 79 дополни следующие предложения: Тихий океан – самый__________ по площади, самый_____ и самый_____ из океанов. Главные его особенности - ______ глубины, частые _______ земной коры, _____ вулканов на дне, _______ запас тепла в его водах, исключительное _______ органического мира.
-
Заполни таблицу.
Вид ветра | Район действия |
Пассаты | Центральные части |
| |
-
Выясни почему солёность в Красном море выше, чем средняя соленость Мирового океана.
Карточка № 2.В чем заключается особенность климата Индийского океана?
-
На странице 80 учебника прочитай, узнай и выпиши имена тех, кто исследовал Тихий океана в виде таблицы:
Фамилия, имя путешественника | Родина путешественника |
| |
-
В каких природных зонах расположен Индийский океан?
Карточка № 3. На контурной карте обозначьте следующие объекты: Саргассово море, Красное море, Мексиканский залив, теплое течение Гольфстрим, холодное течение Западных ветров, море Лаптевых, Средиземное море, Японское море.
Карточка № 4.Определите остров по описанию: «Этот крупный остров расположен в западной части океана, является продолжением материка, омывается теплым Мозамбикским течением».
Карточка № 5.Что используют океанические животные для далёких миграций?
Карточка № 6.Каким образом меняется среднегодовая температура в Атлантическом океане? Поясните почему?
Карточка № 7.Каким образом человек использует Мировой океан?
Задания:
-
Укажите и подпишите на карте даты весеннего и осеннего равноденствий и солнцестояний.
-
Подпишите названия ветров, отмеченных на карте.
-
Нанесите на карту течения, оказывающие влияние на формирование климата континента.
-
Как называются местные ветры в пределах Сахары?
-
Как называется ветер, который приходит в Сахару из Афганистана?
-
Подпишите на карте самое влажное место в Африке.
-
В каких горах Африки больше всего грозовых дней в году?
8.Что такое зенитальные дожди в Африке? Заштрихуйте на карте районы, где они выпадают.
Рассказы по картинкам
Используя материал учебника и дополнительные источники, продолжите рассказ о природе Гималаев самостоятельно.
Гималаи:
Громадная, высочайшая в мире стена Гималаев отделяет жаркую и богатую Индию от пустынных и сухих районов Центральной Азии. Горы достигают 7~8 тыс. метров. Здесь расположены горы-восьмитысячники — Джомолунгма, Чогори.
-
Нанесите на карту Гималаи.
-
В какую геологическую эру и эпоху горообразования сформировались Гималаи?
-
Кто первым из альпинистов покорил высшую вершину мира?
-
Каково влияние Гималаев на климат Земли?
-
Перечислите восьмитысячники Гималайских гор.
-
Назовите русского художника, жившего в Гималаях, который отразил их природу в своем творчестве.
-
Нанесите на карту пути, по которым влажные морские ветры проникают в центральные районы Гималаев.
8 класс. Тема «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России».
Карточка № 1.По карте в атласе определите, а каких районах России распространены землетрясения, объясните почему?
Карточка № 2.Какого происхождения полезные ископаемые в основном залегают на платформах?
А) осадочного происхождения Б) осадочного и магматического
В) осадочного и метаморфического
Карточка № 3.Назовите современные процессы, формирующие рельеф и приносящие бедствия людям.
Карточка № 4.Как вы думаете, зачем, нам нужно знать геологическую историю страны, территории, где мы живем?
Карточка № 5.Где расположены действующие вулканы в России? Назовите их.
Карточка № 6.В России преобладает рельеф а) горный; 2) равнинный? Поясните.
Карточка № 7.Дайте определение понятиям «Месторождение», «Бассейн».
9 класс. Тема «Факторы размещения предприятий»
Карточка № 1.По экономической карте атласа определите отрасли специализации следующих городов: Казань, Новокузнецк, Оренбург, Иркутск, Саратов.
Карточка № 2.Определите отрасли специализации города Южно – Сахалинска. Укажите факторы размещения данных отраслей?
Карточка № 3.Каким образом показан транспортный фактор в городе Саратове на экономической карте?
Карточка № 4.Какой фактор оказывает особое влияние на размещение цветной металлургии в городе Братске? Ответ обоснуйте.
Карточка № 5.Какие отрасли специализации в вашем городе? Отметьте с помощью условных знаков факторы развития.
Карточка № 6.Заполните таблицу:
Фактор | Условный знак на карте |
Сырьевой | |
Потребительский | |
Транспортный | |
Водный | |
Карточка № 7.Какие отрасли народного хозяйства будут хорошо в городе, расположенном около крупного месторождения каменного угля и железных руд?
Тема «Политическая карта мира».
Карточка № 1.
1) Почему Япония единственная страна в мире, против которой было применено ядерное оружие?
2) Кто является главой Японии?
3) назовите самые крупные города Японии.
Карточка № 2. Дополните предложения.
-
Основная часть населения Австралии составляет _______ население.
-
Омывается __________ морями и __________ заливом.
-
Форма правления ________
Карточка № 3.В какой из африканских стран прошел первый в истории африканского материка чемпионат мира по футболу? В каком году?
Карточка № 4.На контурной карте Азии обозначьте страны, где английский язык является официальным языком. Поясните почему? (устно)
Карточка № 5.Определите страну по описанию: «Столица этой страны расположена на берегу реки, вытекающей из 5 крупнейших озер мира. Природа и климат во многом схожи с природой и климатом России».
Карточка № 6.Изобразите флаг Германии. Перечислите ее страны – соседи.