Данный дидактический материал - своеобразное домашнее задание по литературе обучающего характера: в нём содержится теоретическая справка, посвящённая основным приёмам сатиры Салтыкова-Щедрина, а также задания, направленные на формирование навыков цитирования.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по литературе 7 класс "Особенности сказок Салтыкова-Щедрина".»
Особенности творчества Салтыкова-Щедрина (1826-1889)
1869 по 1886 годы-работа над жанром сказок для взрослых,
сказки Салтыкова остро социальны,
использует такие приемы, как очеловечивание животных и типизация,
отсутствие положительных героев: если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок,
через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины,
постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя,
сказки Салтыкова - это сатира, высмеивающая недостатки общества,
поэтому автор применяет ряд сатирических приемов. Например, гротеск.
Например,
Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика: “И вот он одичал... Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный”
использует также сатирическое изображение, иронию,
Например, в “Московских ведомостях” генералы читают только про приемы и банкеты, отсюда складывается впечатление об этой газете,
Например, во всех сказках поставлена проблема народа и власти,
Например, превращение помещика в дикого зверя.
Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Генералы | Цитаты | Мужик | Цитаты |
Неприспособленность к жизни | | Приспособлен-ность | |
Глупость | | Ловкость Находчивость | |
Невежествен-ность | | | |
Тунеядство | | Трудолюбие | |
Несправедли-вость | | Покорность Рабская безропотность | |
Жадность | | | |
Пустота интересов | | | |
? Сделайте вывод, какой приём использовал Салтыков-Щедрин в сказке? ______________________________________________________________________________________ |
? Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (ответ запишите в виде одного предложения).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________