СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по литературе 7 класс "Особенности сказок Салтыкова-Щедрина".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный дидактический материал - своеобразное  домашнее задание по литературе обучающего характера: в нём содержится теоретическая справка, посвящённая основным приёмам сатиры Салтыкова-Щедрина, а также задания, направленные на формирование навыков цитирования.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по литературе 7 класс "Особенности сказок Салтыкова-Щедрина".»

Особенности творчества Салтыкова-Щедрина (1826-1889)

  • 1869 по 1886 годы-работа над жанром сказок для взрослых,

  • сказки Салтыкова остро социальны,

  • использует такие приемы, как очеловечивание животных и типизация,

  • отсутствие положительных героев: если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок,

  • через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины,

  • постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя,

  • сказки Салтыкова - это сатира, высмеивающая недостатки общества,

  • поэтому автор применяет ряд сатирических приемов. Например, гротеск.

Например,

Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика: “И вот он одичал... Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный

  • использует также сатирическое изображение, иронию,

Например, в “Московских ведомостях” генералы читают только про приемы и банкеты, отсюда складывается впечатление об этой газете,

  • аллегориюиносказание,

Например, во всех сказках поставлена проблема народа и власти,

  • фантастику,

Например, превращение помещика в дикого зверя.


Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


Генералы

Цитаты

Мужик

Цитаты

Неприспособленность к жизни 






Приспособлен-ность


Глупость





Ловкость

Находчивость  


Невежествен-ность 







Тунеядство 







Трудолюбие 


Несправедли-вость 








Покорность

Рабская 
безропотность 


Жадность 








Пустота интересов






? Сделайте вывод, какой приём использовал Салтыков-Щедрин в сказке?

______________________________________________________________________________________


? Какова же цель сатиры Салтыкова – Щедрина? (ответ запишите в виде одного предложения).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________