СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по разделу "Синтаксис и пунктуация". Тренировочные упражнения по темам "Прямая речь. Диалог", "Сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал может быть использован на уроках закрепления в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по разделу "Синтаксис и пунктуация". Тренировочные упражнения по темам "Прямая речь. Диалог", "Сложное предложение"»

Дидактические материалы по разделу «Синтаксис и пунктуация» 5 класс

Тренировочные упражнения по теме «Прямая речь. Диалог»

1. Спишите, составьте схемы.

  1. Кто же это меня ударил думал Незнайка.

  2. Незнайка решил наверное от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

  3. Да разве я такой закричал Гунька в испуге.

  4. Молодец Незнайка говорил доктор Пилюлькин.

  5. Незнайка стал просить Торопыжку дай мне поездить на автомобиле.

  6. Ты не сумеешь сказал Торопыжка.

  7. Знайка сказал давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.

  8. Глядите, вылезают обратно наверно раздумали лететь закричал кто-то на крыше соседнего дома.

  9. Конечно раздумали ответили с другой крыши.

  10. До свиданья братцы закричал он.

2. Не списывая, составьте схемы.

  1. Знайка объявил ветер несёт нас прямо на север.

  2. Кто-то бежит за нами закричал Пончик.

  3. Что же это может быть спросил Торопыжка.

  4. Незнайка вдруг закричал это наш Булька.

  5. Довольно тебе зубами стучать ворчал Ворчун.

3. Спишите, расставьте знаки препинания при прямой речи.

  1. Как ты попала сюда прелестное дитя спросил он.

  2. Вот тут я верно найду себе приют на ночь подумал Маленький Клаус и постучался.

  3. Эту книжонку я получил от одной старухи за пригоршню кофейных зёрен сказал лавочник.

  4. Студент попросил дайте мне эту книгу вместо сыра.

  5. Самый знатный эльф сказал это как раз то что нам нужно.

  6. Я пожалуй могу одолжить его вам на время сказала я.

  7. Это она не по доброй воле подумала курица и приготовилась клюнуть ещё раз.

  8. Гусеница спросила что вы имеете в виду.

  9. Жаба удивилась как высоко они живут.

  10. Меня конечно пересадят в сад рассуждал репейник.

4. Поменяйте местами слова автора и прямую речь, запишите получившиеся предложения.

  1. А Растеряйка сказал я же не виноват что холодно.

  2. Сейчас я позову Медуницу сообщила Синеглазка.

  3. А кто это Медуница спросил Незнайка.

  4. Медуница наш врач она будет вас лечить пояснила Синеглазка.


5. Спишите, оформляя диалог соответствующими знаками препинания.

Медуница открыла чемоданчик, и в комнате сразу запахло не то йодом, не то другим каким-то лекарством. Незнайка боязливо поёжился. Медуница повернулась к нему и сказала

Встаньте больной.

Незнайка начал вылезать из постели.

Не надо вставать больной строго сказала Медуница.

Незнайка пожал плечами и сел на постели.

Не нужно пожимать плечами больной заметила Медуница. – Покажите язык.

Зачем?

Покажите, покажите. Так надо.

Незнайка высунул язык.

Скажите «а».

А-а-а протянул Незнайка.

Медуница достала из чемодана деревянную трубочку и приставила к груди Незнайки

Дышите глубже больной.

Незнайка принялся сопеть, как паровик.


6. Перепишите предложения, исправив ошибки в оформлении прямой речи.

 

  1. Винтик закричал: «эй, малышки, где тут у вас гараж?»

  2. «Пойдёмте, я вам покажу?» - Вызвалась малышка в красном капоре.


7. Исправьте ошибки в диалогах.

 - А откуда вы прилетели, спросила Маргаритка.

- Из Цветочного города.


- «Где же они теперь?» - спросила Синеглазка.

- «Остались на дереве,» - сказала Ласточка.


8. Перестройте предложения с прямой речью в реплики.

Пример:

"Прочитайте текст ещё раз", - сказал учитель.

- Прочитайте текст ещё раз, - сказал учитель.

  1. «Здравствуйте, садитесь, пожалуйста, » - ответил Шурупчик.

  2. «Вы к нам на воздушном шаре прилетели?» - спросила черноволосая Галочка.



9. Перестройте реплики из диалога в предложения с прямой речью.

Пример:

- Прочитайте текст ещё раз, - сказал учитель.

"Прочитайте текст ещё раз", - сказал учитель.

 

1. Состроив удивлённое лицо, Смекайло воскликнул:

- Ах, да ведь это Бублик.

2. - Идите сюда, - послышался через минуту со двора его голос.



Тренировочные упражнения по теме «Сложное предложение»

1. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Звонко поют птицы звенят под деревьями весенние ручейки.

2. Молодая женщина низко опустила голову и слеза упала на её работу.

3. Мальчик слышал как бегут потоки весенней воды.

4. Все направлялись к холмику который уже высушили солнце и ветер.

5. Мать сама укладывала его в постель и уходила когда он начинал дремать.

6. Я сказал мальчикам что заблудился.

7. Светлеет воздух яснеет небо белеют тучки.

8. Чтобы увидеть море нужно выйти за калитку.

9. Когда я был гимназистом я, конечно, писал стихи.

10. Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас как только мы выехали за ворота усадьбы.


2 .Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. На дворе таял снег звенели весенние потоки.

2. Вынули вторые рамы и весна ворвалась в комнату с удвоенной силой.

3. Он не видел как темнело небо.

4. Она услышала тихие тоны свирели которые неслись из конюшни.

5. Когда всё было кончено мать велела позвать в комнату Петю.

6. Я согласился с ним и подумал что этот эпиграф подходил бы и для книги.

7. Домик стоял на берегу Варвациева канала, в маленьком саду где горами цвела настурция.

8. Много было примет осени но я не старался запоминать их.

9. Была поздняя ночь даже не лаяли собаки.

10. Когда я открывал окна в комнату залетали сухие дубовые листья.


3. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. В лугах зазеленела молодая травка в воздухе носился запах берёзовых почек.

2. Он ушел в сад и не слышал как установили инструмент.

3. Когда дядя Максим и Петя уселись на кушетку она ударила по клавишам пианино.

4. Она играла пьесу которую изучила в пансионе.

5. Вечерняя заря погасла и в воздухе начинали густеть холодные тени.

6. Потом прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в ее свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.

7. 31. Чаще всего зарницы бывают в июле когда созревают хлеба. 

8. Кричат в кустах коростели бьют перепела гудит выпь.

9. С рассвета уже горят печи в избах дым мотается над селами и стелется по земле. 

10. По краю берега цвели желтые ирисы а дальше в иловатой, но глубокой воде все время струились со дна пузырьки воздуха.


4. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Деревья в саду шептались у неё над головой ночь разгоралась огнями в небе.

2. Я добрался наконец до угла леса но там не было никакой дороги.

3. Это были крестьянские ребятишки которые стерегли табун.

4. Когда я был гимназистом я, конечно, писал стихи.

5. Озеро окружали такие заросли что продраться к воде было трудно.

6. С пожарных хорошо видно как леса уходят за горизонт.

7. Мы сели около костра и долго молчали, слушали как где-то бормотала вода под корягой.

8. Лес стоял безмолвно и только река все бормотала, сердясь на неудобную корягу.

9. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой а на буграх – проталины и проплешины.

10. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло и одна, огромная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве.


5. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Кое-где желтеет поспевающая рожь узкими полосками краснеет гречиха.

2. Но вот ветер набежал и зашумели верхушки.

3. Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли. 

4. Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место.

5. Куда клюква ведет, туда и Настя.

6. И так от ворона к ворону переходила память о всем что было в этом болоте за тысячу лет.

7. Тут выдался холмистой куртинкой частый осинник и в нем стоял рогатый великан лось.

8. Вот уже начинает вечереть и воздух и все кругом охлаждается.

9. Собака эта была Травка и Настя даже вспомнила её.

10. Доверху корзина была наполнена клюквой и под клюквой был хлеб.


6. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Сквозь снежный дым было слышно как грохочет прибой.

2. И снова тишина, такая тишина что кажется, слышно малейшее шуршание хвои за окном.

3. Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом а собирают ее поздней осенью.

4. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди при первом утреннем свете им открылось болото.

5. И вдруг стало свежо и бодро как будто вся земля сразу умылас.

6. Но солнце еще не взошло когда охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото.

7. Их корни с малолетства сплелис, их стволы тянулись вверх рядом к свету.

8. Настя с Митрашей встали чтобы продолжать дальше свой путь.

9. Мы это так понимаем что все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца.

10. Блудово болото содержит огромные запасы горючего но слой торфа не везде одинаковой толщины.


7. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. В глухих местах где живет огромная птица глухарь, встречается костяника.

2. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть где лежала змея.

3. Закуковали в зелёных рощах кукушки а над рекой в росистых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.

4. Изморозь ещё белеет на дне долин а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья.

5. Не пройдёт по болоту волк не проберётся лисица не подкрадётся осторожная рысь.

6. Шелестит на ветру сухая осока качается высокий тростник.

7. Видит старый лисовин как пробежал по земле, скрылся в молодом сосняке и тихо засвистел рябчик.

8. Вот шевельнулась у гнилого пня сухая травинка промелькнула в прошлогодней траве, скрылась в глубокой норке робкая лесная мышь. 

9. Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег прихватывали по утрам крепкие весенние морозы.

10. Прислушиваются медвежата как шумит ветер в высоких лесных вершинах.


8. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Тогда наступила полная тишина и везде стало все слышно.

2. Если на сорочий крик придет человек или собака сорокам же ничего не достанется.

3. Глаза у маленького человека были сначала тусклые, мертвые но вдруг в них загорелся огонек.

4. Митраша узнал ее голос, ответил и она вмиг к нему прибежала.

5. Мы сразу поняли что дети дома не ночевали и скорее всего заблудились в болоте.

6. Они рассказали нам во всех подробностях обо всем что с ними случилось в Блудовом болоте.

7. А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых Солнца что в них будто бы черти живут.

8. Над карнизом дома приветливо щебетали касатки-ласточки а в летнем небе пронзительно свистели стрижи.

9. В руке я сжимал маленькое ружьецо «монтекристо» которое мне подарил отец. 

10. Нередко из города бывали к нам гости и вместе с гостями отец уезжал на охоту. 



9. Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.


1. Уж очень красива лунная зимняя ночь чудесны езда среди сверкающих чистых снегов и волнующее ожидание встречи со зверем. 

2. Некоторые бывалые охотники уверяют,что в некоторых обильных болотною дичью местах до сего времени сохранились хорошие дупелиные тока.

3. Хорошо помню впечатление которое произвела на меня эта первая в моей жизни охотничья ночевка. 

4. Глухарей всюду было множество зимою мы поднимали их целыми партиями с деревьев.

5. Шумом и треском наполнялся лес когда звери мчались по лесной чащобе.

6. Чтобы отдохнуть мы присаживались на пеньки.

7. Спутник отправился искать соседние токовища а я остался один.

8. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться чтобы не испугать сидевших птиц.

9. Пара вальдшнепов неожиданно спустилась на кочку и я очень близко видел любовную их игру.

10. Необычайная перемена наступала в лесной природе холодный, почти непроницаемый туман надвинулся из залива. 


Литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Сказки» («Маленький Клаус и Большой Клаус»)

  2. В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

  3. Н. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»

  4. К. Г. Паустовский «Золотая роза»

  5. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

  6. И. С. Соколов-Микитов. Рассказы. Сказки.

  7. И. С. Тургенев «Записки охотника»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!