СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания в игровой форме .

1. упражнения.

2. карточки

3.алгоритм  запоминание правил

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку»

Дидактический материал

к урокам русского языка

для 5-9 классов


Пояснительная записка



Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.

    Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.

    Дидактические игры на уроках русского языка могут быть использованы на различных этапах урока и уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.


Основные условия проведения дидактической игры на уроках русского языка с детьми, имеющими нарушение интеллекта:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

  • Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.


Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках русского языка, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.


Упражнения на обогащение словарного запаса

Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:

Приятель - …(друг),

Солдат - …(боец),

Противник - …(враг),

Работа - …(труд),

Шагать - …(идти).

Упражнение 2. Замените словосочетание одним словом:

Храбрый человек - …(храбрец),

Богатый человек - …(богач),

Сильный человек - …(силач),

Весёлый человек - …(весельчак).

Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).

Упражнение 4. Назови одним словом.

Как называется крупный населённый пункт? (Город).

Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).

Как называется главный город в стране? (Столица).

Упражнение 5. Замените одним словом:

Промежуток времени в 60 минут. (Час).

Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).

Аппарат для полёта в космос. (Ракета).

Человек, который летал в космос. (Космонавт).

Предприятие, где делают машины. (завод).

Небесное светило. (Солнце).

Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).

Растение, растущее  на болоте. (Тростник).

Упражнения со словарными словами.

Упражнение 1. Задания для работы со словарём.

Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);

Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: перрон, печенье, пожалуйста или с буквы д: договор, директор.

Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).

Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).

Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)

Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.

Упражнение 3. Задание на классификацию предметов:

Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т. др.;

Записать дни недели в нужном порядке;

Записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев года).

Упражнение 4. Задание для работы со словарём.

Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Или что?

Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;

Выписать слова, обозначающих признаки предметов;

Выписать слова, обозначающие профессии (агроном, инженер, токарь, продавец), названия продуктов (сметана, кефир, конфета, шоколад)

 Упражнение 5. Игры из занимательной грамматики:

«Первый слог потерялся»:

…гада                  (бригада)

…терброд          (бутерброд)

…сударство      (государство)

…кумент              (документ)

«Собери слоги»:

нет, би, ка              (кабинет)

карст, ле, во        (лекарство)

рик, ма,те            (материк)

же, мо,ное,ро         (мороженое)

«Из каких слов выпали гласные?»:

Б...лк...н           (балкон)

в..кз..л                  (вокзал)

д..р..кт..р             (директор)

д..г..в..р             (договор)

с…м..н..              (семена)

к..ф..р                   (кефир)

м..д..ль               (медаль)

Упражнение 6. Дописывание пропущенных слов:

Главный город нашей Родины - …(Москва).

Совокупность людей, живущих на Земле или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства - ...(население)

Человек, который чувствует единение со своими соотечественниками - ….(патриот)

Упражнение 7. Написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т и т.д.), которые являются именами существительными (почерк, почтальон, продавец).

Упражнение 8. Выписать из словаря 5 имён существительных 2-го склонения (лекарство, манекен, насекомое, рецепт, стадион).

Упражнение 9. Написать 5 слов (имён существительных) с ь на конце и указать склонение (независимость – 3-е склонение, слесарь, токарь – 2-е склонение).


Игры, которые помогают подвести обучающихся к формулировке темы урока:

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные».

Игра «Четвёртый лишний»

-Найдите лишний звук в каждой строчке. Докажите свой выбор.

[б], [т], [к], [с]

[г], [д], [ж], [п]

[н], [р], [ф],[м]

[а], [в], [о], [у]



Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными в корне».

Игра «Третий лишний»

- Найдите лишнее слово в каждой строчке.

Трава, дома, суббота.

Группа, пирог, берег.

Картина, класс, ракета.



Тема урока: Окончания имён существительных множественного числа в дательном падеже.

Игра «Исключи лишнее слово»

- Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор.

К папам, Аня, по сёстрам, учиться, ветер, у дома.

К папам, Аня, по сёстрам, ветер, у дома.

К папам, по сёстрам, ветер, у дома.

К папам, по сёстрам, у дома.

К папам, по сёстрам.



Тема урока: «Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода».

Игра «Третий лишний»

- Найдите лишнее слово в каждой строчке.

Какой?, какое?, какого?

-ой, -ый, -ого

-его, -ое, -ее



Тема урока: «Порядковые числительные».

Игра исключи лишнее слово

-Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор.

Пятак, первый, десять, шестой, двадцать три.

Первый, десять, шестой, двадцать три.

Первый, десять, шестой.

Первый, шестой.



«Графический тест».

Учитель читает обучающимся предложения, если ребята согласны с тем, что в них говорится, ставят напротив номера предложения +, если не согласны - . Один из обучающихся обязательно работает за закрытой доской на оценку. Обычно использую от 7 до10 предложений.

Тема урока: «Состав слова»

Мы изучаем тему «Части речи».

Приставка, корень, суффикс – это части слова.

Корень – главная часть слова.

У родственных слов корни разные.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня.

Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

Затем обучающийся, который работал у доски, показывает классу свои ответы.

Учитель ещё раз читает предложения, а обучающийся объясняет свой выбор.

После проверки классу задаётся вопрос:

- Ребята, а о какой части слова мы сейчас не говорили? (окончание)

- Значит тема нашего урока …..

-Тема урока «Окончание».



Игры, которые помогают закрепить изученный материал.

Игры по вариантам «Кто быстрее и правильнее»

Тема урока: «Род имён существительных».

- Подберите к словам мужского рода парное существительное женского рода.

1в. 2в.

Отец- Папа-

Дедушка - Дядя –

Мужчина – Мальчик –

Сын – Брат –

Внук – Сосед –



Тема урока: Окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

- Запишите имена прилагательные множественного числа в Д.п. и Т.п., вставляя при необходимости пропущенные согласные.

1 в. –в Д.п. И.п. 2в. – в Т.п.

Прекрас..ные

Радос..ные

Чудес..ные

Мес..ные

Грус..ные

Ребята каждого ряда по очереди выходят к доске и выполняют задание. Обязательная проверка.

Игра-викторина

Тема «Личные местоимения»

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы)

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно)



Тема урока: «Склонение имен существительных»

Игра «Отгадай»

Ребятам предлагается отгадать загадки, а ответы на них внести в таблицу.

1скл. 2 скл. 3 скл.

радуга дождь помощь

Затем ребята зачитывают свои ответы и объясняют, почему именно в этот столбик было внесено то или иное существительное.         

Примеры:

Ног нет, а идет,

Глаз нет, а плачет.

Даже в сырую, дождливую полночь

Едет на выручку «Скорая …»

Игра «Составь слова»

Кто больше составит слов из букв заданного слова.

Например: существительное

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Почему нет слов? существо лень

олень щель

тело тень и т.д.

Игра «Отгадай и запиши»

Учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его и записывают в тетради.

1) Чёрная птица, вестник наступающей зимы (грач).

2)Футбольное соревнование (матч).

3) Без него не откроешь замок (ключ).

4)Растение, из молодых зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь).

5) Вьющееся растение (плющ).

6) Накидка от дождя (плащ).

7) Она бывает звёздной (ночь).

8) Дамское украшение (брошь).

Игры с использованием мяча.

Перед игрой учитель объясняет задание, например:

- Ребята, вы должны поставить существительное, которое я вам назову, во множественное число.

Учитель бросает каждому учащемуся мяч, называя слово.

1. «Один - много».

2. «Назови склонение».

3. «Определи род существительных».

4. «Одушевлённое или неодушевлённое».

5. «Поставь в нужный падеж».

6. «Кто больше» и т.д.

Игру можно усложнить, если обучающиеся сами будут друг другу придумывать слова.



Использование сигнальных карточек:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

I спр. IIспр.

М.р. Ж.р. Ср.р.

И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п..

Гласные буквы.

Парные согласные и т.д.

Задания:

1.Показать иллюстрацию или слово – учащиеся определяют склонение или род.

2. Показать слово или словосочетание – учащиеся определяют падеж и показывают нужную сигнальную карточку.



Тема урока: «Сложные слова»

Игра «Сложи слово»

На доске записаны части сложных слов. Учащиеся должны собрать и записать получившиеся слова.

Лёд                        колоть (ледокол)

дрова        любить (дроворуб)

мясо        косить (мясорубка)

книга        возить (книголюб)

вода        рубить (водовоз)

сено        ходить (сенокос)



Использование игр на уроках показывают, что обучающиеся легче усваивают тот учебный материал, который подаётся в игровой форме. В процессе, игровой деятельности, учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что несомненно повышает качество знаний обучающихся по предмету, развивает речь, мышление и учебную мотивацию.



Использованная литература:

Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., Астрель, 2002г.
Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль, Академия развития.
Э. Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. Орфографические шпаргалки. Москва-Ростов-на-Дону, «МарТ», 2007г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!