СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме «Глагол»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал  по теме «Глагол»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Глагол»»

Пояснительная записка.

Методические указания по изучению глагола младшими школьниками.

1 класс. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» У части глаголов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим (бежит, летает, прыгает, ходит, бросает и т. п.). Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? И что делают?первоклассники практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола. Учащимися 1 класса связь вопроса, на который отвечает глагол, и формы числа глагола воспринимаются следующим образом: слово отвечает на вопрос что делает? если обозначает действие одного предмета; слово отвечает на вопрос что делают? если обозначает действие двух или нескольких предметов.

Работа над глаголами во 2 классе. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящими по смыслу словами: Птицы осенью что делают? улетают, покидают, (родные края), сбиваются (в стаи).

Изучение глагола в 3 классе. Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам. Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола.В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся как с начальной формой глагола. Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам.

Работа над глаголом в 4 классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его. Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов. В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся.

Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений:

     Упражнение1.

 Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

   Собака, заяц, лисица, корова, воробей, медведь, петух.

   Упражнение 2.

    Составьте связный рассказ на тему « В огороде» со словами: ягода, помидор, огурец, горох, работа, урожай.

   Упражнение 3.

   Спишите слова в два столбика: в первый столбик с проверяемыми гласными, во второй – слова с непроверяемыми безударными гласными.

     Библиотека, горизонт, запевать, портрет, поляна, заявление, телефон, шофер, глядеть.

   Упражнение 4.

    Спишите, вставьте пропущенные буквы.

    Д..ректор, д..рога, пон..дельник, ф..милия, с..поги.

    Упражнение 5.

      Вставь пропущенные гласные буквы.

      Квртр, крбль, ксмс, прзднк, тврщ, пмдр.,бльшй, сбк.

Мною были разработаны задания для одаренных детей и детей, которые испытывают трудности в обучении, по теме: «Личные окончания глагола»


Для одаренных детей.

Задание 1.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания.

Найдите ошибки в личных окончаниях глагола. Определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедишь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянит, правда глаза колет, души не чаит, на языке вертется, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрит.

Задание 2.

Цель: развивать умение определять спряжение у глаголов правильно писать их безударные личные окончания, выделять окончания.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Задание 3.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Задание 4.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и закрепить умение, находить глаголы исключения.

Спиши, вставь пропущенные буквы. Определи спряжение глаголов.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

Задания 5.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания, определять число и лицо глаголов.

Вставь пропушенные буквы, выдели окончание и определи спряжение, число и лицо глаголов.

Дела_шь, умыва_шься, держ_шь, гон_шься, держ_шь, ненавид_ть, игра_м, чита_м, вид_те, занима_мся, леп_м, пил_м.

Для детей испытвающие трудности в обучении.

Задание 1.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания, где с помощью неопределенной формы глаголов

Спиши, вставь пропущенные буквы. Определи спряжение глаголов.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

Задание 2.

Цель: формировать умение по окончанию глагола определять спряжение.

Определи спряжение глаголов, выдели окончания.

Веришь ( спр.), лечишься ( спр.), вы обижаете ( спр.), он морозит ( спр.), они хохочат ( спр._), они слышат ( спр.), она купается ( спр.), мечтаешь ( спр.), дежуришь (спр.), оно светит ( спр.), он гонет ( спр.), они учит ( спр.), мы любим ( спр.).

Задание 3

Задание 3.

Цель: формировать умение правильно писать окончания с помощью спряжений.

Определи окончание по спряжению глагола.

Мы распор__м ( 2спр.), среж__м ( 1 спр.), запута__м ( 1 спр.), молот__м ( 2 спр.).

Ты поверт__шь( 1 спр.), люб_шь( 2 спр.), скос_шь( 2 спр.), слыш_ шь( 1 спр.), глад_шь ( 2 спр.).

Он поддерж__т ( 1 спр.), наряд__т ( 1 спр.), пада__т ( 1 спр.), молв__т (2 спр.), рыда__т ( 1 спр.).

Задание 4.

Цель: формировать умение правильно писать окончания с помощью спряжений.

Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания.

Замяука…т ( 1 спр.), нервнича…т (1 спр.), угоща…т ( 1 спр.), беле…т( 1 спр.), запуга…т (1 спр.), зала…т ( 1 спр.), искупа…т (1 спр.), провожа…т ( 1 спр.), окружа…т ( 1спр.), развлека…т ( 1 спр.).

Задание 5.

Цель: формировать умение по окончанию глагола определять спряжение.

Обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов».
Определите у выделенных глаголов спряжение.

Из пословицы слов не выкинешь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Слезами горю не поможешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Правды не спрячешь.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

На час опоздаешь – годом не наверстаешь.



























Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»








Дидактический материал

по теме: «Глагол»










Подготовила

студентка группы Ш-41

Торкай Галина

преподаватель: Голоскок Г.Н.


Ейск, 2018г.