СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Официально-деловой стиль"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Официально-деловой стиль"»

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль - это язык официально-деловых отношений, возникающих между органами государства, организациями и частными лицами.

*Основной тип текста официально-делового стиля - документ, соответствующий образцу со строю установленными правилами, сдержанным изложением, точностью. В деловых текстах нельзя использовать экспрессивно-окрашенные языковые средства, разговорную лексику, изобразительно-выразительные средства языка.

*Официально-деловой стиль использует термины и профессионализмы (юридические, бухгалтерские): импорт, истец, извещение, квитанция, контракт, спрос и т. д. Также в официально-деловом стиле используются канцеляризмы — устойчивые обороты речи, свойственные для языка документов: вышеуказанный, настоящий, согласно просьбе, в установленном порядке и т. д.

*Для официально-делового стиля характерны следующие языковые особенности: местоимение Вы следует писать с прописной буквы: доводим до Вашего сведения; содержание документа ведётся от третьего лица: ТАСС уполномочен заявить.

*Официально-деловой стиль включает в себя такие жанры, как закон, устав, инструкцию, акт, приказ, распоряжение, заявление, характеристику, справку, протокол, доверенность, деловое письмо, объяснительную записку, приказ, решение, постановление и т. д.


Особенностями официально-делового стиля являются также:

в лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

- в морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах — протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов: в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что; отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии: лаборант Петрова, студент Иванова;

- в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых жанрах (например, протоколах, отчетах, договорах) наблюдается и повествовательная манера изложения.

Все документы официально-делового стиля лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

Жанры официально-делового стиля весьма разнообразны. Одни из них обслуживают сферу деловых отношений (распоряжение, приказ, деловые бумаги), другие — юридические отношения (конституция, договор, гражданские законы, объединяемые в гражданский кодекс, уголовные законы в уголовном кодексе, указы, акты), третьи обслуживают дипломатическую сферу (договор, конвенция, меморандум, нота, соглашение).

В повседневной жизни каждому из нас нередко приходится составлять деловые бумаги: автобиографию, заявление, расписку, объявление.

Общие требования, предъявляемые к деловому тексту (канцелярско-деловому документу), — точность, краткость, ясность излагаемого содержания, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста, или реквизитов.

***Обязательные составные части делового текста, документа (заявления, заявки, доверенности, расписки, объяснительной записки и т. д.), и их последовательность следующие:

  1. - кому адресуется документ (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества);

  2. - от кого (фамилия, имя, отчество — в род. п., а также должность);

  3. - заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т. д.);

  4. - текст документа (просьба, объяснение, сообщение);

  5. - дата (слева) и подпись (справа);

  6. - адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или снизу после указания числа).

Иногда в документе подробно излагается просьба, ее причина, указывается перечень прилагаемых документов (их название, когда, как и зачем выданы). Прилагаться могут справки, документы об образовании, автобиография и т. д.

***Автобиография

После заголовка Автобиография пишутся в виде связного текста следующие данные:

  1. фамилия, имя, отчество (я, Иванов Иван Иванович); дата и место рождения;

  2. сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются); образование;

  3. начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения);

  4. поощрения, награждения (если имеются);

  5. дата (слева) и подпись (справа).

***В настоящее время широко практикуется такой документ, как резюме (от франц. resume — «излагаю вкратце»), где приводятся биографические данные автора документа, самохарактеристика, перечисляются интересы, успехи в том виде деятельности, которой намерен заниматься человек после окончания учебного заведения или при дальнейшей учебе.

Резюме составляется при поступлении на работу и предъявляется нанимателю (работодателю); его могут потребовать при поступлении в высшее учебное заведение. Текст резюме должен быть напечатан, а если он направляется в иностранную фирму, то должен быть переведен на соответствующий иностранный язык.

Резюме имеет следующую структуру и последовательность:

  1. Автобиографические сведения: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; семейное положение; гражданство; паспортные данные; домашний адрес, телефон.

  2. Сведения о вашем образовании, опыте работы, интересах: знание иностранных языков; уровень владения компьютером; где учились и учитесь; чем увлекаетесь: опыт полезной, производственной, творческой деятельности (в кружках, секциях, обществах, в неформальных объединениях, на производстве, в домашних условиях); каковы успехи, где и как они были отмечены.

  3. На какую должность претендуете или на какой факультет, отделение желаете поступить?

Дата. Личная подпись, фамилия, инициалы.

В резюме используются определенно-личные предложения: Учусь в 11 классе ... школы; Занимался в ... ; В летний период работал ... ; Имею ... и т. д.

Слово резюме также обозначает краткое заключительное изложение сути сказанного или написанного.

===============================================================================


ЗАДАНИЕ 1. Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к лексике официально-делового стиля. В каких стилях и жанрах могут использоваться не выписанные вами слова или словосочетания?

Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинёшенек, констатировать, истец, осуществление, согласно приказу, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, термодинамика, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, сойти с рук, новое назначение, прошу предоставить, вследствие, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, юнец, безотлагательно, судить да рядить, уведомление, необходимо осуществлять, рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, попридержать язык, подсчитать свои возможности, вперегонки, именуемый, морфема, поставить в известность


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте статьи из Закона Российской Федерации «Об образовании». Выпишите из них лексику, характерную для официально-делового стиля. Проанализируйте синтаксический строй предложений и сделайте вывод об особенностях построения предложений официально-делового стиля.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.