Дидактический материал по русскому языку
для организации дифференцированного обучения учащихся старшей школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов
10 класс (базовый уровень)
УМК: «Русский язык 10-11 класс» программа под ред.Н.Г.Гольцовой.
«Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений». Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
Обоснование:
Класс условно разделен на три группы.
I группа – «Продвинутый уровень». Обучающиеся, обладающие лингвистическими и творческими способностями. В период обучения в среднем звене не только систематически и тщательно готовились к урокам, но и проявляли активность во внеурочной деятельности по русскому языку – участвовали в различных олимпиадах, викторинах, конкурсах. Хорошо владеют теоретическими понятиями, обладают высоким уровнем грамотности. Предполагаемый результат ЕГЭ – выше 85 б.
II группа – « Стандарт». Обучающиеся, имеющие неплохую практическую подготовку, однако теоретическая база усвоена недостаточно прочно. Способны самостоятельно осваивать материал, разбираться в собственных ошибках, ликвидировать пробелы в знаниях. Мотивированы на получение высокого результата ЕГЭ – 70-80 б.
III группа – «Базис». Обучающиеся, имеющие значительные пробелы в знаниях. Слабо владеют теорией, делают много орфографических и пунктуационных ошибок. Не всегда выполняют домашнее задание, списывают во время проверочных работ. Задача при подготовке к ЕГЭ – достигнуть уровня 65-70 б.
РАЗДЕЛ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».
Цель изучения темы: 1. Уметь безошибочно определять способ образования указанного слова. 2. Уметь находить в предложенном фрагменте текста слово, образованное указанным способом.
-
Тема «Имя существительное».
П.: Какими способами могут быть образованы имена существительные? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.
С.: Выпишите из предложений слова, образованные бессуффиксным способом, и определите исходное слово. Каким способом и от каких слов образованы выделенные слова?
1. Его вклад в развитие нашей системы образования огромен: было изменено законодательство, стало более демократичным содержание. 2. В 21 веке человечеству предстоит мучительный отказ от ценностей материальной жизни и трудное обретение духовных ценностей. 3. По свидетельствам современников, именно А.С.Пушкин подтолкнул В.И.Даля, дружба с которым сохранялась до последнего вздоха поэта, к созданию словаря.4. После первой публикации юный читатель понял, что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник. 5. Вечерами старшая сестра открывала шкаф, выдвигала полки комода и раскладывала по стульям доставшиеся от бабушки наряды. Б.: Определите исходное слово и способ образования нового слова.
Исходное слово | Новое слово | Способ образования слова |
| Настройщик | |
| Мечтательница | |
| Смущение | |
| Заклёпка | |
| Перевес | |
| Мудрец | |
| Сиделка | |
| Слет | |
| Наушник | |
| Бесстрашие | |
| Обновка | |
| Побережье | |
| Миротворец | |
| Глушь | |
| Безнадежность | |
-
Тема «Имя прилагательное».
П.: Какими способами могут быть образованы имена прилагательные? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования. Каким способом образованы слова: пешеходный, приезжий, вечнозеленый, нижегородский?
С.: Распределите слова на два столбика в зависимости от способа образования, выделите приставки и суффиксы. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на з/с.
Бесправный, безнадежный, бесценный, безлошадный, бездоказательный, безнравственный, бездомный, бесчувственный, безбилетный, бесчеловечный, бесхарактерный, безызвестный, безмятежный, беспрерывный.
Б.: Выпишите из предложений слова, образованные приставочным способом, укажите исходное слово. Используйте способ проверки: при отделении приставки остается исходное слово той же части речи.
1. Ему надо расшифровать древнеегипетский текст, привезенный с раскопок под Каиром. 2. В этой ситуации никому не хочется оставаться беспомощным. 3. В настоящее время многие недовольны состоянием русского языка. 4. Потом философ напишет жене слова, в которых, мне кажется, и скрыт секрет лосевского долголетия и оптимизма. 5. Поэт всегда любил Россию, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время неограниченное господство.
-
Тема «Глагол».
П.: Какими способами не могут быть образованы глаголы?
С.: Какими способами могут быть образованы глаголы? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.
Б.: Образуйте глаголы, используя указанные приставки и суффиксы. Укажите способ образования. Расскажите о правописании приставок при-/пре-.
Исходное слово | Приставки, суффиксы | Новое слово | Способ образования |
Кричать | Раз/рас и -ся | | |
болеть | | |
Образовать | Пре- | | |
Остановить | При- | | |
Петь | За- | | |
Поскрипеть | -ыва- | | |
Почитать | | |
Слесарь | -нича- | | |
-
Тема «Наречие».
П.: Какими способами могут быть образованы наречия? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.
С.: Определите, каким способом образованы наречия. Выделите морфемы, с помощью которых были образованы слова.
Доверчиво, направо, издавна, добела, доходчиво, влево, сначала, вприкуску, досуха, насухо, во-первых, издалека, втроем, дословно, справа, поближе, по-моему.
Б.: Образуйте наречия, используя указанные приставки и суффиксы. Укажите способ образования. Расскажите о правописании суффиксов –о/-а на конце наречий.
Исходное слово | Приставки, суффиксы | Новое слово | Способ образования |
холостой | в- и -ую | | |
пустой | | |
низ | по- и -у | | |
бок | | |
прикуска | в- и -у | | |
притирка | | |
лучше | по- | | |
хуже | | |
наш | по- и -ему | | |
зимний | | |
детский | по- и -и | | |
белорусский | | |
перегонка | на- и -и | | |
левый | в- и -о с- и -а | | |
правый | | |
доходчивый | -о | | |
беспощадный | | |
5