СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Стилистические свойства лексики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Стилистические свойства лексики"»

Дидактический материал по теме «Стилистические свойства лексики» 6 класс.

Задание 1. Прочитайте §16 стр. 100-102. Рассмотрите табличку «Стилистические свойства лексики». Обратите внимание на примеры, они помогут при выполнении упражнений.

Стилистические свойства лексики

Общеупотребительные слова

книжная лексика

Разговорная лексика

обиходно-разговорная лексика

просторечная

слова, которые мы встречаем как в словарях, так и в устной речи

например, земля, стол, голова

Слова, которые используются только в книжной речи (научный и официально-деловой стиль)

Например, уста, лик, соблаговолите, переговоры, благосостояние

Слова, которые используются в повседневном непринуждённом общении.

Например, нынче. Ахнуть, балагурить, баламутить, вдогонку, вертлявый, вразвалку, всплакнуть

Слова, которые используются в повседневном общении, отличается грубоватостью.

Например, глазищи,  псина, харя, тупить, типок, бабка, шухер, плакса, 


Задание 2. Спишите, распределяя данные слова в три колонки: а)общеупотребительные, б) книжные, в) просторечные.

Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать; лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун; вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одёжка; скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться.


Задание 3. Прочитайте текст, вставьте вместо точек слова из скобок, подбирая подходящее слово по смыслу. В тетрадь выпишите только 1 и 5 предложения.

… старые зайцы, … молодые зайцы, … тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.

- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.

… молодые зайцы, … тучные зайчихи, … старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).


Задание 4. Прочитайте текст. Выполните задания.

В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного.

 Я выскочил из дому и понесся сломя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином.

 Я прибежал ровно за пять минут до звонка4.

 Влетел в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.

 Пацан обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.

 Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда, и это интересно.

  1. Определите стиль и тип речи данного текста.

  2. Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова; 3-4 заимствованных слова.

  3. Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.

  4. Произведите синтаксический разбор предложения.


 Дополнительный материал: стр.104 выполнить словарный диктант; задание 3 из рубрики «Проверяем себя» (найти «лишнее» слово).

Домашнее задание. Стр. 103, упр. 101 (привести примеры)

Дидактический материал по теме «Стилистические свойства лексики» 6 класс.

Задание 1. Прочитайте §16 стр. 100-102. Рассмотрите табличку «Стилистические свойства лексики». Обратите внимание на примеры, они помогут при выполнении упражнений.

Стилистические свойства лексики

Общеупотребительные слова

книжная лексика

Разговорная лексика

обиходно-разговорная лексика

просторечная

слова, которые мы встречаем как в словарях, так и в устной речи

например, земля, стол, голова

Слова, которые используются только в книжной речи (научный и официально-деловой стиль)

Например, уста, лик, соблаговолите, переговоры, благосостояние

Слова, которые используются в повседневном непринуждённом общении.

Например, нынче. Ахнуть, балагурить, баламутить, вдогонку, вертлявый, вразвалку, всплакнуть

Слова, которые используются в повседневном общении, отличается грубоватостью.

Например, глазищи,  псина, харя, тупить, типок, бабка, шухер, плакса, 


Задание 2. Спишите, распределяя данные слова в три колонки: а)общеупотребительные, б) книжные, в) просторечные.

Почивать, спать, дрыхнуть; есть, вкушать, жрать; лик, морда, лицо; конь, кляча, скакун; вояка, боец, воин; одеяние, одежда, одёжка; скорбеть, тужить, горевать; скончаться, умереть, загнуться.


Задание 3. Прочитайте текст, вставьте вместо точек слова из скобок, подбирая подходящее слово по смыслу. В тетрадь выпишите только 1 и 5 предложения.

… старые зайцы, … молодые зайцы, … тучные зайчихи (приплелись, сбежались, собрались). Все слушают, как хвастается заяц.

- Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и медведя, и лисицы – никого не боюсь.

… молодые зайцы, … тучные зайчихи, … старые зайцы (хихикнули, улыбнулись, засмеялись).


Задание 4. Прочитайте текст. Выполните задания.

В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже обычного.

 Я выскочил из дому и понесся сломя голову по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и тачек мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином.

 Я прибежал ровно за пять минут до звонка4.

 Влетел в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она.

 Пацан обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Сидят и мило беседуют.

 Не знаю, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда, и это интересно.

  1. Определите стиль и тип речи данного текста.

  2. Выпишите из текста 3-4 общеупотребительных слова; 3-4 заимствованных слова.

  3. Выпишите из текста жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами.

  4. Произведите синтаксический разбор предложения.


Дополнительный материал: стр.104 выполнить словарный диктант; задание 3 из рубрики «Проверяем себя» (найти «лишнее» слово).

Домашнее задание. Стр. 103, упр. 101 (привести примеры)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!