СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал в 6 классе»

АНО ОШ «Новогорск»  ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ  Работу выполнила:  Климова Надежда Николаевна  учитель русского языка и литературы   Химки 2019

АНО ОШ «Новогорск»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Работу выполнила:

Климова Надежда Николаевна

учитель русского языка и литературы

Химки

2019

 В дидактическом материале все упражнения посвящены теме «Весна»

В дидактическом материале все упражнения посвящены теме «Весна»

В этой смысловой теме обучающимся предлагается произвести комплексный анализ текстов, разных по типу речи и стилю.  На этом же этапе работы происходит повторение орфографии и пунктуации. Дидактический материал предлагает тексты с пропусками орфограмм и пунктограмм, которые объясняют и прописывают школьники под руководством учителя или самостоятельно, и возможность проверить их способом самопроверки или взаимопроверки.

В этой смысловой теме обучающимся предлагается произвести комплексный анализ текстов, разных по типу речи и стилю. На этом же этапе работы происходит повторение орфографии и пунктуации. Дидактический материал предлагает тексты с пропусками орфограмм и пунктограмм, которые объясняют и прописывают школьники под руководством учителя или самостоятельно, и возможность проверить их способом самопроверки или взаимопроверки.

П Л А Н комплексного анализа текста

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Докажите, что данный отрывок является текстом.

3. Как связаны предложения в этом тексте? Какие средства связи здесь использованы?

4. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

5. Определите стиль текста, воссоздав речевую ситуацию.

6. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

7. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или основную мысль текста?

8. Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов?

10. Найдите в тексте многозначные слова. В каких значения они употреблены?

Найдите в тексте (если есть) слова в переносном значении и слова стилистически окрашенные. Какова их роль в тексте?

11. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

12. Напишите сочинение-миниатюру на данную тему.

13. Произведите на материале текстов разные виды разборов.

14. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Задания к теме «ВЕСНА»   1. Продолжите синонимический ряд:   а) Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…  б) Каких птиц вы знаете?  Синицы, дрозды, воробьи, галки, вороны,…  в) Назовите весенние первоцветы: мать-и-мачеха, волчье лыко, перелески…

Задания к теме «ВЕСНА»

1. Продолжите синонимический ряд:

а) Расскажите о весне глаголами: таять, капать, синеть, зеленеть, дышать, затоплять, искриться, блестеть, веселить, любоваться, вздуваться, оттаивать, запестреть…

б) Каких птиц вы знаете?

Синицы, дрозды, воробьи, галки, вороны,…

в) Назовите весенние первоцветы: мать-и-мачеха, волчье лыко, перелески…

 2. Включите воображение!    а) Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.  ( И. Никитин)    б) Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей?  ( Л. Яхонтов)    в) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит.  ( Ф. Тютчев)

2. Включите воображение! а) Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. ( И. Никитин) б) Почему так солнце прыгает в оконце? Почему поют скворцы, тают снежные дворцы? Почему звенит ручей? ( Л. Яхонтов) в) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит. ( Ф. Тютчев)

3. Комплексный анализ текстов темы    Текст 1    Весна нач..лась сразу вдруг как шапкой накрыла. С крыш.. с пригорков со всех сторон и во все стор..ны вода пот..кла. (С)начал.. капельками, ручееч..ками, а потом как зазв..нела, зашумела, забуровила - только д..ржись !  (И. Касаткин)

3. Комплексный анализ текстов темы

Текст 1 Весна нач..лась сразу вдруг как шапкой накрыла. С крыш.. с пригорков со всех сторон и во все стор..ны вода пот..кла. (С)начал.. капельками, ручееч..ками, а потом как зазв..нела, зашумела, забуровила - только д..ржись ! (И. Касаткин)

Текст 2   Весна, совсем весна . Стоит в ушах весе..ий звон, весе..ий гомон. В березн..ке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипуч.. свиста скворц.. Все они устра..вают гнезда и важно вразвалку ходят по саду, выб..рая хв..ростинки и сух.. прошлогодн.. листья.  Над прозрачными еще вершинами осин ярко с..неют м..лодые весе..ие неб..са с бегущими под ними белыми облаками.  (П. Романов)

Текст 2 Весна, совсем весна . Стоит в ушах весе..ий звон, весе..ий гомон. В березн..ке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипуч.. свиста скворц.. Все они устра..вают гнезда и важно вразвалку ходят по саду, выб..рая хв..ростинки и сух.. прошлогодн.. листья. Над прозрачными еще вершинами осин ярко с..неют м..лодые весе..ие неб..са с бегущими под ними белыми облаками. (П. Романов)

4. Самодиктант Выучите стих И. Калашниковой и запишите по памяти  Веселый март,  Крича грачами  В бездоньи синьковых небес,  Звуча горячими лучами,  Ворвался  В спящий зимний лес.  И снег обмяк  И заслезился.  И не по-зимнему он бел,  Капелью звонкой  С крыш полился,  Задумчиво поголубел…

4. Самодиктант

Выучите стих И. Калашниковой и запишите по памяти

Веселый март,

Крича грачами

В бездоньи синьковых небес,

Звуча горячими лучами,

Ворвался

В спящий зимний лес.

И снег обмяк

И заслезился.

И не по-зимнему он бел,

Капелью звонкой

С крыш полился,

Задумчиво поголубел…

5. Сочинение-миниатюра. Исповедь мартовского снега  Вы – мартовский снег.  Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим…  А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой…  Что чувствует мартовский снег?  От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега.

5. Сочинение-миниатюра. Исповедь мартовского снега

Вы – мартовский снег.

Каким он был зимой? Царственным, величественным, искрящимся, сверкающим, порхающим…

А какой он в марте? Ноздреватый, грязный, жалкий, осевший, пропитанный влагой…

Что чувствует мартовский снег?

От первого лица напишите исповедь (откровенное признание в чем-нибудь) мартовского снега.

6. Свободный диктант  Звуки весны.  Необычайно разнообразны лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. От пенька на пенек пробежала, тоненько пискнула мышь; поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук. Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает. Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, и в глухой елевой чащобе тихо попискивает рябчик.  Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей.  (По И. Соколову-Микитову)

6. Свободный диктант

Звуки весны.

Необычайно разнообразны лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки березы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. От пенька на пенек пробежала, тоненько пискнула мышь; поднявшись с земли, прогудел, стукнулся о березу и грузно упал неповоротливый жук. Сидя на стволе засохшего дерева, дятел пустил звонкую барабанную трель. На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, неожиданно вдруг умолкает. Справа и слева на своих звонких свирелях разливаются певчие дрозды, и в глухой елевой чащобе тихо попискивает рябчик.

Обманывая слух, под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей.

(По И. Соколову-Микитову)

7. Сочинение по началу. О чем поведал весенний ручей?  Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.  Задание  А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.  Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.

7. Сочинение по началу. О чем поведал весенний ручей?

Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.

Задание

А что если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.

Введите в свое сочинение диалог – беседу двух ручьев.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!