Лэпбук «Космос»
для старшей и подготовительной группы детей с ОНР- III уровня.
Лэпбук «Космос» предназначен для расширения и классифицирования познаний детей дошкольного возраста о космосе, создает понятие о себе как о жителе планеты Земля. Лэпбук может помочь быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме.
Это тематическое пособие содержит яркое оформление, четкую структуру, многофункциональное, трансформируемое, мобильное, комфортно как для детей, так и для педагога. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В ходе работы с лэпбуком у детей расширяется и активизируется словарный запас по теме "Космос".
Пособие создано для организации совместной образовательной деятельности. Лэпбук предназначен: для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР, а также для самостоятельной деятельности детей.
В нём много кармашков, содержащих необходимый систематизированный материал, в том числе иллюстративный, для изучения и закрепления знаний по данной теме.
Прежде чем приступать к работе с лэпбуком рекомендуется:
Материал для рассказа может быть следующим.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.
Рассмотреть картинки и иллюстрации с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Рассказать ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине (используя дидактический материал лэпбука).
Цель дидактического пособия: Развитие представления о космическом пространстве через познавательную и продуктивную и речевую деятельность.
Задачи дидактического пособия:
Обучающие:
- формировать и обогащать знания о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной;
Развивающие:
- развивать познавательные интересы детей, потребности в самостоятельной поисковой деятельности;
- расширять знания о космосе, планетах, звездах, космонавтах;
- развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки фонематического анализа и синтеза.
- развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей планете;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Каждая страница лепбука оснащена играми для обогащения словаря, для развития связной речи, грамматического строя речи, развития мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
Дидактическое оснащение лепбука.
Игра «Правильно расставь планеты»
Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.
Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы
(2-8). На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 8.
Ход игры.
На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.
Игра: «Посчитаем планеты»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными; закрепление порядкового счета.
Правила игры:
Дети при выкладывании планет на игровое поле и построении фраз должны правильно согласовать числительные с существительными:
-1 планета, 2 планеты, …5 планет …; Так же можно посчитать, например, какая планета по счету? «Назови соседние числа» и др.
Игра: «Найди пару планете»
Цель: развивать зрительное внимание, память; закреплять название планет.
Ход игры:
1 вариант. Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки планет, которые находились в кармашке и найти пару каждой планете.
2 вариант. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки планет, которые находились на столе, запомнить где какая планета. Переворачивают карточки. Берут по 2 карточки, по очереди. Если планеты одинаковые оставляют себе, если нет 1 карточку возвращают на место. Побеждает у кого больше планет.
Игра «Составь предложения»
«Составь сказку, рассказ»
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложения, развивать слуховое внимание. Упражнять в составлении небольших рассказов и сказок с использованием предметных и сюжетных картинок.
Ход игры:
1 вариант. Логопед предлагает ребенку послушать предложения, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.
Космос, ракета, летит, в - …
Звезды, небо, в, светить - …
Корабль, полет, космический, в, отправляется - …
Падает, с, комета, небо, хвостатая - …и т. д.
2 вариант. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и составить сказку или рассказ.
«Рассказы и сказки»
Цель: упражнять в пересказе небольших рассказов и сказок с использованием сюжетных и предметных картинок. Совершенствовать связную речь.
«Космические загадки»
Цель: расширить кругозор детей по теме «Космос»; закрепить активный словарь по теме; развивать внимание, логическое мышление.
Ход игры:
Логопед читает загадки, дети отгадывают и находят картинки отгадки.
Игра «Подбери звезду»
Цель: развивать зрительное внимание и восприятие. Профилактика нарушения письменной речи.
Ход игры:
Дети должны внимательно рассмотреть картинку и найти на ней место для звезд. Считать лучи, смотреть, чтобы звезда точно соответствовала контуру пустоты на игровом поле.
«Космическая техника»
Цель: Закрепить представление о космической технике, о целях ее использования.
Игра: «Найди отличия»
Цель: развивать зрительное внимание.
Игра: «Планеты и летающие судна»
Цель: развивать зрительное внимание, памяти.
Ход игры
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки планет и космической техники, которые находились на столе, запомнить где планета, где летающие судна. Переворачивают карточки. У одного ребенка поле «Планеты» у другого «Летающие судна». Берут по 1 карточки, по очереди. Если карточка подходит к полю оставляют себе, если нет возвращают на место. Побеждает кто быстрее соберет свои карточки.
Игра: «Сосчитай-ка»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с прилагательными и существительными.
Например: 1 яркая звезда, 2 ярких звезды, 5 ярких звезд.
1 быстрая ракета, 2…, 5 …
1 далекая планета, 2…, 5… и т.д.
Игра «Телеграф»
Цель: Формировать навык произнесения слов различной слоговой структуры. Определяет количество слогов в слове. Развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Дети берут по одной карточке и проговаривая прохлопать (протопать) слова по слогам ( кос-мо-нав-ты, ис-пы-та-тель, пла-не-та, лу-на и др).
Игра «Разрезные картинки»
Цель развивать мышление; формировать у детей представление о целостном образе изображения, учить соотносить образ представления с целостным образом, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; развивать связную речь.
Ход игры:
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. Рассказать, что изображено на картинке. Можно предложить детям собрать картинку "в паре", что усложнит игру. Для закрепления провожу в форме соревнования в подгруппе, кто быстрее соберёт картинку и расскажет о ней.
Игра «Собери слово» для подготовительной группы
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа.
Ход игры:
Перед детьми на столе лежат буквы. Логопед предлагает детям составить слова луна, космос, ракета, планета и т. д. Составлять слова с помощью схем. Исправлять слова. Можно играть в эту игру как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос»; формировать умение подбирать родственные слова. Развивать восприятие, память, логическое мышление.
Ход игры.
Дети собрали слово звезда и логопед просит подобрать к слову «звезда» родственные слова. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
-человек, который считает звезды – звездочет,
-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
-скопление звезд на небе - созвездие,
-момент, когда звезды «падают» - звездопад,
-небо, на котором много звезд – звездное,
-небо, на котором нет звезд – беззвездное,
-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.
«Космические обводилки»
«Обведи, дорисуй и раскрась»
Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве; профилактика дисграфии; активизация непроизвольного и формирование произвольного внимания; развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции.
Задания и упражнения из раздела «Обведи, дорисуй и раскрась» в нескучной форме помогут ребенку подготовить руку к письму. Очень важно тренировать мелкую моторику, умение правильно держать карандаш, способность вписывать фигуры в ограниченное пространство, рисовать точно по линиям, не выходя за контуры. Аккуратно закрашивать
Беседа «Первые в космосе»
Цель: Расширение и систематизация элементарных знаний о космосе, как неотъемлемой части Земли.
Задачи: Закреплять у детей понятия «космос», «космическое пространство».
Умение объяснять, что представляет собой «Солнечная система», «звезда» и др. Развивать память, диалогическую речь.
Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.
Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества, комфортности и уверенности в собственных силах.
Ход беседы:
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космос. Каждый год в апреле наша страна празднует День Космонавтики.
-
Но, прежде, чем запустили человека в космос, кто первым побывал там?
-
А почему в космос запустили сначала животных?
В космосе побывали не только мужчины, но и женщины.
-
Как звали первую женщину-космонавта?
-
Каких еще вы знаете космонавтов, назовите их?
-
Как вы думаете, каким должен быть космонавт? И т.д.
Данный лепбук постоянно пополняться новыми материалами, новыми дидактическими играми.
Спасибо за внимание.
Для изготовления лэпбука использованы источники интернета:
-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/05/14/lepbuk-kosmos
-
https://урок.рф/library/lepbuk_kosmos_dlya_starshej_i_podgotovitelnoj_gru_100648.html
-
https://bipbap.ru/pictures/detskie-kartinki-pro-kosmos-90-kartinok.html