Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16
«Вдохновение»
Дидактическое пособие по развитию речи
«Чемоданчик знаний»
Составитель:
Скрылёва Екатерина Александровна,
воспитатель
г. Юрга
2024 г.
Методические рекомендации к дидактическому пособию по развитию речи
«Чемоданчик знаний»
Аннотация
«Чемоданчик знаний» по развитию речи - это дидактическое пособие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать при индивидуальной и подгрупповой работе, а также для самостоятельной детской деятельности.
Практическая значимость и новизна данного пособия в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего лишь одно пособие.
В методических рекомендациях представлены дидактические игры, направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Компактность, простота и мобильность использования данного «чемоданчика» позволяет играть с ребенком, как в группе, так и в домашних условиях. Данное пособие рекомендовано для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителям-логопедам, а также родителям детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
В современных условиях развития общества существует проблема в речевом развитии ребенка. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи было разработано дидактическое пособие по развитию речи «Чемоданчик знаний». Данное пособие имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику.
Цель пособия: создание условий для развития речи детей, через дидактическое пособие «Чемоданчик знаний»
Задачи, реализуемые в процессе использовании дидактического пособия «Чемоданчик знаний»:
- способствовать речевому развитию детей;
- расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, предлогов;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.
Многофункциональность данного пособия заключается в использовании его в любой деятельности. Пособие может быть трансформировано для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми. Содержание пособия можно пополнять и усложнять. В «чемоданчике» представлены игры и речевой материал по развитию речи.
Описание (инструкция по использованию дидактического пособия)
Дидактическое пособие «Чемоданчик знаний» - это своего рода интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающегося «чемоданчика» с кармашками и вынимающимися карточками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Для работы с «чемоданчиком» подобраны и систематизированы дидактические игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов устной речи (звукопроизношения, формирование лексико - грамматической стороны речи, фонетико - фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты, связной речи и речевого общения.)
Красочный, познавательный «чемоданчик» помогает создать игровую мотивацию у детей, поддержать их интерес во время выполнения заданий, а погружение в игровую ситуацию и выполнение заданий позволяет максимально обогатить и активизировать речь воспитанников.
Технологическая карта пособия «Чемоданчик знаний»
«Чемоданчик знаний» состоит из нескольких вкладышей, где на каждом есть кармашки с различными играми. На титульном вкладыше можно увидеть красочную обложку и название пособия. На обороте титульного вкладыша, у нас находятся рекомендации по развитию речи для педагога и родителей.
На первом вкладыше расположены кармашки с «Артикуляционной гимнастикой» - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Также на этом вкладыше тренажер для развития воздушной струи «Поддувалочки». Целью является развитие речевого дыхания, выработка длительной, плавной, направленной воздушной струи, активизация мышц губ. Ход игры: ребенок дует на бабочку или птичку, при этом педагог должен следить за выполнением упражнения, короткий вдох через нос, плавный выдох, воздух выходит через рот, выдох осуществляется до конца, после каждого выдоха должна быть небольшая пауза (2-3 сек).
На обратной стороне вкладыша находится игра «Он, Она, Они, Оно». Цель: упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода, обучение детей согласованию существительных с местоимениями «он, она, они». Ход игры: детям предлагается заселить картинки в вагончики под названиями «Он», «Она», «Оно», «Они». Картинки, про которые можно сказать «мой», ребенок заселяет в паровозик «Он», картинки про которые можно сказать «моя» - в паровозик «Она», «мое» - «Оно», «мои» - «Они».
Следующий разворот с игрой «Собери буквы». Цель: автоматизация звуков. Ход игры: задача ребенка собрать пазл и получить загаданную букву, запомнить, как она выглядит и называется, для закрепления можно назвать слова, которые начинаются с этой буквы.
На обратной стороне вкладыша расположена игра «Назови ласково». Цель: закрепить знания детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ход игры: ребенок берет карточку и называет слово так, чтобы оно звучало ласково. Яблоко – яблочко.
Далее у нас кармашки «В стране наоборот». Цель: научить детей находить предметы, противоположные по значению, учить детей находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений.
Следующий вкладыш с кармашками, в которых пазлы «Один-много». Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формирование грамматического строй речи. Ход игры: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметов слева, а с множеством предметов справа.
На следующем вкладыше располагаются кармашки в которых находятся «Скороговорки». Цель: развитие речевого аппарата ребенка, учить отчетливо произносить скороговорки. И вторая часть игры «Собери буквы -2». Цель: автоматизация звуков. Ход игры: собрать пазл и получить загаданную букву, запомнить, как она выглядит и называется, для закрепления можно назвать слова, которые начинаются с этой буквы.
Далее находятся «Загадки про буквы» и игра, где нужно «Определить количество слогов в слове и разложить яблочки по корзинкам». Цель: развитие слоговой структуры слова (умение определять количество слогов в слове), преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей. Ход игры: дети обозначают количество слогов в названии предмета, изображенного на яблоке с помощью хлопков (прохлопать, например, ва-за), и поместить яблоко в нужную корзинку.
На следующем вкладыше у нас расположены кармашки с игрой: «Для чего нужен этот предмет?». Цель: закрепить понятия детей о назначении вещей и предметов. Ход игры: воспитатель спрашивает, что это за предмет и для чего он нужен. Зачем нам нужен чайник? Чайник нужен для того чтоб кипятить чай. Для чего нужна подушка? Подушка нужна чтоб спать.
А на обратной стороне находится «Ромашка гласных звуков» для ознакомления с артикуляцией гласных звуков, развития фонематического слуха.
На обратной стороне находиться «Домик согласных звуков». Здесь заполнять окошки домика изученной или знакомой буквой. Можно называть слова на заданную букву.
На следующем вкладыше располагаются кармашки в которых находятся «Чистоговорки». Цель - развитие фонематического слуха и лексико–грамматических категорий. Дифференциация звуков в чистоговорках.
Далее игра «Что делает?» развивает умение детей подбирать подходящие по значению слова – действия (глаголы)
На следующем вкладыше располагаются кармашки с игрой «Четвертый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ход игры: Ребенку предлагается посмотреть на картинки и определить, кто лишний, объяснив свой выбор.
И на последнем вкладыше располагается карточка - схема «Расскажи про животное». Цель: учить детей составлять рассказ по алгоритму. Алгоритмы дают возможность детям без труда описывать предметы, или рассказывать о каком – либо животном или птице. Использование алгоритмов очень удачное и удобное подспорье и для самого педагога на занятиях по развитию речи. Ход игры: ребенку предлагается рассказать про определенное животное по карточкам схемам.
«Артикуляционная гимнастика»
«Поддувалочки»
«Он, Она, Они, Оно»
«Собери буквы»
«Назови ласково»
«В стране наоборот»
«Один-много»
«Скороговорки»
«Собери буквы -2»
«Загадки про буквы»
«Определить количество слогов в слове и разложить яблочки по корзинкам»
«Для чего нужен этот предмет?»
«Ромашка гласных звуков»
«Домик согласных звуков»
«Чистоговорки»
«Что делает?»
«Четвертый лишний»
«Расскажи про животное»
Литература:
1.Нищева Н.В. «Играйка собирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
3. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.
4.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.
5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.