СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра на уроках Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра на уроках Окружающий мир»

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость, и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на высокую активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

К каждой игре продумывается учебная задача (какие знания, умения, навыки проверяются или закрепляются в данной игре с учетом программных задач по окружающему миру). Игровая задача разъясняется учителем. Определяется форма проведения игры (индивидуальная, групповая, массовая). Подводятся итоги игры.

Овощи-фрукты.

Закрепить и повторить понятия, известные по детскому саду.

Разложить картинки с изображением овощей и фруктов в кастрюли с надписями «компот» и «борщ», т.е. помочь Львенку и Черепахе сварить борщ и компот.

Форма проведения – групповая.


Части растений.

Закрепить название органов растений.

Соединить название и соответствующую часть растения.

Форма проведения – индивидуальная.


Времена года.

Повторить названия времен года; признаки сезонов.

Прочитать загадку на табличке. Отгадку приложить рядом.

Форма проведения – индивидуальная.


Съедобные – несъедобные грибы.(На лото загадки, отгадки – изображения грибов.) Закрепить названия съедобных и несъедобных грибов.

Ученик должен отгадать загадки (на одной таблице 5 – 6 названий), закрыть загадки соответствующим изображением грибов. Первый ученик выбирает съедобные грибы, второй – несъедобные. Ответить на вопрос, какие грибы изображены на карточке (съедобные), и назвать их.

Форма проведения – групповая.




«Убери лишнее»

Закрепить понятие о перелетных и зимующих птицах.

Учитель вывешивает на доске рисунки с изображением перелетных и зимующих птиц. Убрать зимующих птиц.

Форма проведения – групповая.


«Детки, с какой ветки?»

Закрепить понятия «лиственные хвойные деревья», «плоды и семена, их распространение».

Поместить к изображению веток соответствующие плоды и семена; назвать растения.


«Развитие растений из семени»

Закрепить последовательность стадий развития растений из семени.

Циклы развития растений изображены на отдельных карточках, можно менять последовательность этапов развития растений.

Можно предложить выполнить такое задание: «Семена гороха жили в своем домике… (стручке) – каждый на своем месте. Подул ветер и семена высыпались. Помогите им вернуться опять в свой дом, на свое место, но так, чтобы соблюдалась очередность стадий развития растения из семени».


«Чей клюв?»

Указать название птицы, где живет и поместить рядом с изображением клюва изображение птицы.


«Угадай, чем питается?»

Закрепить понятия «хищные птицы», «насекомоядные», «растительноядные».

Поместить изображение птицы и рядом виды кормов.


«Птичья столовая» (зимующие птицы на кормушке).

Закрепить понятие о зимующих птицах.

Поместить на кормушку изображения птиц, которые могут прилетать зимой на кормушку.


«Кто чем питается?»

Установление пищевых связей у животных; закрепить понятие о растительноядных животных и хищниках.

Разместить иллюстрации в определенной последовательности.


«Кто где живет?»

Закрепить понятие о диких животных и их местообитании.


«Лягушка-путешественница»

Закрепить понятие о перелетных птицах.

Выбрать изображения тех птиц, которые могли бы помочь лягушке.


«В зоопарке» (охраняемые виды животных).

Выбрать иллюстрации редких животных и поместить их в «зоопарк»




«По страницам Красной книги»

Закрепить названия и изображения животных или растений Красной книги.

Выбрать из карточек те, на которых изображены охраняемые животные или растения; поместить их на наборное полотно (страницу Красной книги).


«Размножение животных»

Последовательно разместить изображение животного, стадий развития, вставить недостающие стадии.

Например, изображение лягушки – лягушки с хвостом - ? – икра. (Недостающее звено - головастик).


«Наше питание».

Закрепить понятие о растительной и животной пище.

Помочь Незнайке распределить иллюстрации соответственно названиям на табличках.


«Витамины А, В, С».

Подобрать иллюстрации с изображением продуктов, где имеются данные витамины.


«Знаешь ли ты насекомых?»

Изображение цветка ромашки, на обратной стороне лепестков загадки о насекомых.

Найти отгадку среди иллюстраций и показать классу.


«Что от чего зависит?»

Предлагается подумать, какое основное изменение происходит в неживой природе в данное время года.

Составить рисунки в такой последовательности, чтобы было видно, какое явление от чего зависит; соединить рисунки стрелками, показывающими взаимосвязи в природе (живая – неживая природа).

Например: опорное слово «похолодание»; рисунки солнца, снежинок, почвы, водоемов. Разместить эти рисунки согласно игровой задаче.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!