Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года» для воспитанников школы VIII вида.
Задачи:
Научить слушать содержание описательного текста и соотносить со временем года.
Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, отраженным в тексте.
Упражнять детей в размышлении, применении пояснительной речи для доказательства правильного называния времени года.
Правила игры:
Внимательно слушать текст.
Обдумывать ответ (разгадывание загадки-опроса).
Слушать ответ товарища, не мешая ему.
По просьбе воспитателя дополнить отгадку, сформулировать вывод.
Прикладывать маленькие картинки к большим только после подтверждения правильности ответа.
Оборудование:
пейзажные картины (по одной на каждое время года);
восемь маленьких картинок и карточек с текстом о каждом времени года;
пластмассовые или картонные кружки красного и желтого цвета.
Ход игры:
Воспитатель: «Начинаем игру. Мы отправляемся в необыкновенное путешествие по временам года. Руководителем путешествия буду я. А вы все будете путешественниками. Художники нарисовали картины о каждом времени года. Нашими помощниками в путешествии будут вот эти картины и карточки. На каждой карточке написано о каком-либо времени года, но время не названо. Вы послушает, что написано, подумаете и подберете нужную картинку. А потом надо объяснить, почему вы так думаете. И если вы объясните правильно, маленькую карточку и картинку можно приложить к большой картине. А если вы ошибетесь, то положите маленькую карточку вниз. Вот, например, я читаю: «Белый снег покрыл крыши домов, деревьев и землю. Замерзли реки. Холодно! А ребята катаются на санках с высокой снежной горы». В какое время года это было? Как вы думаете? Правильно, зимой. А как это можно узнать и объяснить: пример – это зимнее время – зима. Только зимой бывает снег, а в другое время года не бывает. Зимой холодно, реки замерзают. А дети катаются со снежной горы на санках. За полный правильный ответ путешественник кладет на стол красный кружок. За неполный – желтый. В конце игры посчитаем кружочки и узнаем, кто из путешественников хорошо знает времена года и умеет объяснить свой ответ».
Педагог читает тексты вразбивку, предупреждает, чтобы дети думали, искали точные слова, краткие объяснения.
Игра должна проводиться весело, иметь характер непринужденного разговора, общения. К оценке ответа педагог привлекает и детей. Тем самым побуждает всех слушать ответ товарища, помогает ему.
Секрет такой игры в том, что в ней должно сохраняться игровое настроение, ребята должны себя чувствовать настоящими путешественниками. Правильный ответ – это не просто ответ, это находка-открытие путешественника. Когда около той или иной большой картины собираются все восемь карточек с текстами и маленькими картинками, педагог говорит, что путешественники делают остановку. Остановка называется по времени года. Перед отправкой в дальнейшее путешествие, следует опросить нескольких детей, какие месяцы относятся к данному времени года.
Когда собираются все карточки около больших картин воспитатель говорит: «Путешественники будто бы прошли через все времени года и пришли к круглому году. Зима, весна, лето, осень – все вместе составляют полный или как говорят, круглый год.
Осень:
Небо часто закрывается облаками. Птицы готовятся к отлету. Улетают ласточки, в шумные стаи собираются скворцы, летят журавли, и слышны их проницательные голоса.
Колхозники убирают с полей огородов овощи: красную свеклу, оранжевую морковь, желтую репу, картофель, лук, арбузы, дыни.
В садах зреют яблоки, груши. Садоводы убирают урожай фруктов, заготавливают их на зиму. Дети помогают собирать яблоки, груши и едят сочные груши, сладкие яблоки. Радостное веселое время!
Зайчик сменил серую шубку на белую. Страшно робкому зайчишке. Всякого шума боится. Где он не спрячется, его видно издалека. Ждет не дождется зайка когда придет… Какого времени ждет зайчик?
Сложили ребята в сумки книги, тетради, ручки, карандаши и пошли в школу. Многое интересного и полезного узнают дети в школе. Многое узнают и научатся дружить друг с другом.
Зима:
Солнце светит мало и лучи его уже не согревают землю. Нет-нет, да посыплет снежок. Замерзают лужи, речки, озера, в темном ночном небе рассыпались яркие звезды. Тихо в лесу и в поле. Медведь залег в теплую берлогу, ёжик – в норку из сухих листьев.
Чистой белой скатертью покрылась земля. Тяжелыми белыми шапками накрылись и притихли деревья. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет коры деревьев, лиса ищет мышей и нападает на зайцев, голодный волк рыщет по лесу.
С наступлением холодного времени люди закрывают окна, начинают отапливать дома, надевают шубы, пальто с меховыми воротниками, теплые шапки, варежки, перчатки.
Ребятишки катаются на санках с высокой горки. Играют в снежки. По льду скользят на коньках. Из снега лепят снеговиков. Мороза они не боятся.
Приходит из леса красавица ёлка. На её ветвях развешивают красивые игрушки, ёлочные бусы и зажигают гирлянды электрических лампочек. А Дед Мороз приносит подарки. Когда это бывает? В какое время года?
Весна:
Всё ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда.
С крыш свесились хрустальные сосульки, и началась капель. Воробьи весело чирикают, купаются в лужицах.
Зазвенели ручьи. Набухли на деревьях смолистые пахучие почки. Увидели ребята первых скворцов. Весело-весело закричали «Скворцы, скворцы прилетели».
Расцветают первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха, купавница, белая перелеска. Душистыми белыми цветами зацвела черёмуха.
В колхозах трактористы вспахали огромные поля. Начали сев. В огороде сажают картофель, сеют свеклу, репу, морковь. Всюду идет жаркая работа.
Лето:
Зеленою листвою одеты деревья. Пахнет грибами, свежей душистой земляникой. Громко поют птицы. Резвятся весёлые белки. Много лесных тайн, сказочных чудес в эту пору в лесу.
Луг, как разноцветный ковер. Растут на лугу белые ромашки с золотистой коричневой серединкой. Цветет розово-красный клевер, лютики блестят точно золотые. Колокольчики качают головками. Летают бабочки.
Радостны крики и смех ребят. Кто-то купается в речке, кто-то уже набрал корзинку спелой земляники. Собирают ребята и первые грибы. А девочка несёт букет цветов для мамы.
Ярко светило солнце. Мама разбудила нас пораньше и сказала, что папа едет на рыбалку и берёт нас собой. Мы с сестрой были очень рады. Быстро позавтракали, приготовили с собой удочки, накопали во дворе червей и отправились на остановку автобуса.
Тучные нивы, солнце печёт. Пот по усталым лицам течёт. В поле – жнецы, в поле – косцы, прошу, объясните, что это за дни?
Загадки:
Зима:
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду – упадёт
Невода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица. (зима)
Назовите-ка, ребятки
Месяц в этой вот загадке:
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год (декабрь)
Зимой и летом одним цветом (ёлка)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
Весна:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт
В лесу подснежник расцветёт.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся.
Лето:
Жаркий, знойный душный день
Даже куры ищут тень
Началась косьба хлебов
Время ягод и грибов.
Зацветает в поле колос
Подаёт кузнечик голос
Зреет ягода земляника
Когда бывает? Подскажи-ка!
Осень:
Листья клёна пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи
Когда это бывает? подскажи-ка!
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Оценка ответов учащихся:
Правильный ответ – красный кружок.
Неполный ответ – желтый кружок.
Дополнительный ответ тоже оценивается.
За отгадывание загадок дети тоже получают кружки красного и жёлтого цвета.
В конце занятия кружки подсчитываются, дети награждаются памятными подарками.