Добукварный период
Правила поведения
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно.
Одежду сам погладь, проверь,
Ты уже большой теперь.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь, -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать,
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колёс устроен класс,
Он далеко уйдёт за час.
В дальний путь ведут ваш класс
День за днём учителя.
Их слова для вас – приказ
Командира корабля.
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книжку и тетрадь.
Зовёт на палубу свисток
Команду на линкоре.
А вас, ребята, на урок
Зовёт заливистый звонок,
Звенящий в коридоре.
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними!
Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь,
Забери в далёкий путь.
Игра «Разомнём-ка язычок»
Эта игра поможет нам научиться выговаривать самые трудные звуки: с, з, ц, ч, ш, щ, ж, л и конечно же, р!
Только чур – уговор: слова за мной повторять так, чтобы в каждом хорошо слышались все звуки. Без этого игры не получится. Договорились?
У нас во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «Вода,
Утёнок, небо, нет и да».
Но пусть он скажет: «Черепаха!»
Не задрожит ли он от страха?
(дети: че – ре – па – ха)
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
(дети: бо – ро – вик)
Боровик растёт в бору.
(дети повторяют всю фразу)
Боровик в бору беру.
(повтор)
А теперь наш язычок
Скажет: «Чики – чики – чок!»
(повтор)
Сел на дудочку сверчок.
(повтор)
Начал дырочки считать:
Раз – два – три – четыре – пять!
(повтор)
Снова осень. Листопад.
Листья жёлтые летят.
(повтор)
Ты за мною повтори:
Прилетели снегири.
С нами будут зимовать,
А весною – в путь опять!
Где вы, птицы, зимовали?
- На Урале, на Урале!
(желательно, чтобы дети повторяли с теми же интонациями – вопросительной и восклицательной)
Скажем вместе: Ща – ща – ща,
Рыбы нет вкусней леща!
Повторите: Жа – жа – жа,
Вы не видели ежа?
Если ж видели ежа,
То скажите: Жа – жа – жа!
(дети сами найдут ответ)
Если ж видели леща,
То скажите: Ща – ща – ща!
(ответ)
Если ж видели грача,
Отвечайте:….
(дети уже поняли игру, конечно же, и ответили: ча – ча – ча!)
Если ж видели сороку,
Отвечайте: …
(здесь некоторые дети вместо року – року отвечали: белобоку!)
Игру можно продолжить, если дети не устали, а конец у неё такой:
Чики – чики – чики – чок,
Стал послушней язычок!
Н.Пикулева
Игра в слово
Скажи погромче
Слово «гром».
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише «шесть мышат»,
И сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку» -
Тебе послышится: «Ку – ку!»
А скажешь слово «листопад» -
И листья падают, летят.
И, словно наяву,
Ты видишь осень: жёлтый сад
И мокрую траву.
Скажи «родник» - и вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом.
(ключ от дверей здесь не причём).
С.Маршак
Слушал Шорох Тишину.
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу.
- Дай на ушко пошепчу:
Шу – шу – шу да ши – ши – ши.
Тихо, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
Суслов
Тихая сказка
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих и ежиха тоже.
И ребёнок был у них – очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать и ребёнок ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
С.Маршак
Мышь и камыш
Камышам пищала мышь:
- Шелест ваш нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
- Тихо, мышка, не шурши!
Шорох твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке ты, крошка!
Нас ослушаешься, мышка, -
Кошка – цап тебя, глупышка!
В общем, мышь, не шебурши,
Лучше в норку поспеши.
Не послушалась их мышка,
Запищала вновь малышка:
- Для меня, бесстрашной, кошка –
Что для той же кошки мошка…
С той поры не слышно мышки,
Шаловливой хвастунишки.
В.Кремнёв
Кто что любит есть
Всыплем зёрен петушку,
Бросим косточку Дружку,
Кролику – листок капусты,
А корове – травки вкусной.
Мышке мы оставим корку,
Пойло вынесем телёнку.
Сварим каши всем цыплятам,
Яблоко дадим ежатам.
Отнесём овса коню,
Нарвём овцам лебеду.
Молока нальём мы кошке,
Купим шоколад Алёшке.
Кто где живёт
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая – в норе,
Жучка – в тёплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ёжик спит в сухой траве.
Кто как передвигается
Птица над рекой летит,
Лошадь, фыркая, бежит,
По тропинке уж ползёт,
А карась в реке плывёт.
Кошка прыгает с забора,
Скачет серый воробей.
Гусь по лугу ходит гордо,
В магазин идёт Андрей.
Наш Андрей умеет плавать,
Ползать, прыгать и летать,
По деревьям ловко лазать,
Бегать, в озере нырять.
У кого что есть
Длинный хобот у слона,
Есть иголки у ежа,
Хвост пушистый у лисы,
Жало жжётся у осы.
Уши длинные у зайки,
Крылья сильные у чайки,
У верблюда два горба,
Гребешок у петуха.
Пятачок у поросёнка,
Ручки-ножки у ребёнка,
Чудо-грива у коня,
Мама с папой у меня.
Кто как голос подаёт
Лает громко пёс лохматый,
Во дворе свистят ребята,
Жук над головой жужжит,
Тёлка рыжая мычит.
Прочирикал воробей
Песенку про сто червей,
Промурлыкал в кресле кот,
А медведь в лесу ревёт.
Квакает в пруду лягушка,
На суку кричит кукушка,
В луже хрюкает свинья,
Собралась её семья.
Кукарекает петух,
В дудочку дудит пастух.
Конь неудержимо ржёт,
Рыба голос бережёт.
На лугу мычит корова,
Воет волк в овраге снова.
Белый гусь гогочет,
Оленька хохочет.
Кто как ходит
Кошка ходит по-кошачьи,
Ходит крадучись она.
А собака – по-собачьи
Ходит гордости полна.
По-утиному утёнок
Чуть вразвалочку идёт.
По-козлиному козлёнок
Скачет рожками вперёд.
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
По-слоновьи ходит слон,
Тяжело ступает он.
По-медвежьи ходит Мишка,
Косолап он с детских лет.
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
По-гусиному гусята
Важно шествуют гуськом.
А по улице ребята –
Кто вприпрыжку, кто – шажком.
В.Степанов
У кого кто есть
У верблюда есть горбатый верблюжонок,
У серой мышки – маленький мышонок,
У кошки – пушистые котята,
У белки – рыжие бельчата.
У крольчихи – пуховые крольчата,
У собаки – шаловливые щенята.
У коровы – ласковый телёнок,
У свиньи – зубастый поросёнок.
У лошади есть жеребёнок,
У козы – забавный козлёнок,
У овцы – кудрявые ягнята,
А у мамы – конопатые ребята.
Вчера, сегодня, завтра
Вчера я с мамой в парке был,
За хлебом в магазин ходил,
А с папой в шахматы играл,
С сестрёнкой домик рисовал.
Сегодня в зоопарк идём,
С Наташей песенку поём,
Из снега лепим бабу,
Коту бинтуем лапу.
Завтра в школу мы пойдём,
Орехов белке занесём,
С собакой будем мы гулять,
Поедем бабушку встречать.
Буквы
Сказал нам однажды знакомый художник:
«Все буквы на что-нибудь очень похожи:
На дом, например, или нашу калитку,
На щётку зубную, на круг, на улитку».
Сейчас о себе они сами
Расскажут об этом стихами.
Буквам очень надоело
В толстых книжках спать да спать.
В полночь кучей угорелой
Слезли с полки на кровать.
А с кровати – на пол сразу,
Посмотрели – люди спят –
И затеяли проказу,
Превесёлый маскарад.
А – стал аистом, Ц – цаплей,
Е – ежом… Прекрасный бал!
Я не спал и всё до капли
Подсмотрел и записал.
Саша Чёрный
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просим всех ребят с ними подружиться!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Борис Заходер
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Ты эти буквы заучи!
Их три десятка с лишком.
Но для тебя они – ключи
Ко всем чудесным книжкам.
С.Я.Маршак
Мальчик-сударик, купи букварик!
Отцы почтенны! Книжки неценны:
По гривне штука – деткам наука!
Для детишек – Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек… Букварь не пряник,
А почитай-ка, язык прикусишь…
Букварь не сайка, а как раскусишь,
Слаще ореха!
Н.А.Некрасов
В букваре, как ноготком, муха водит хоботком.
Может, учится читать, чтобы грамотною стать?
Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Азбукой.
А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети!
Н.Тренина
Две истории, которые приключились в сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит…
В сказочном царстве, в буквенном государстве, в городе Алфавит жили-были 33 буквы. И всё бы у них было хорошо, если бы не одна беда: поссорились буквы друг с другом.
- Нас много! – кричали Согласные буквы. – И мы самые главные в Алфавите!
- Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, - это ничего не значит! Мы главные!
Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.
- Хватит, - строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.
- Как свистну сейчас, сразу свалишься! – задиристо выкрикнула буква С.
- Выйди вон, выскочка! – добавила буква В.
- Шибко шустрая! – язвительно прошипела Ш.
- Хорошо, - обиделась Точка. – Тогда спросите у других. Они скажут то же самое.
- Что здесь происходит? – спросил проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?
В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.
- Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал, как вы уже догадались, Восклицательный знак.
- Боюсь, бить будут, братцы, - испуганно пробормотала Б.
- Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, - неуверенно произнесла Запятая, - по-моему, они спорят, кто главнее: Гласные или Согласные.
- Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.
- Конечно, - сказала Точка.
- И это – причина ссоры? – удивился Вопросительный знак.
- Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.
- Нельзя ли всё же как-нибудь помягче? - заступился за буквы добрейший Мягкий знак.
- Нельзя. Государству нужна твёрдая рука! – ответил ему Твёрдый.
- Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.
Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.
- Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне всё ясно! – вперёд из задних рядов пробилась Я.
- Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!
- ЛФВТ! – громко произнесли Согласные.
- А теперь мы, Гласные, произнесём это слово без Согласных:
- А – А – И! – протяжно пропели Гласные.
- А теперь все вместе! – скомандовала Я.
- АЛФАВИТ! – дружно закричали буквы.
- Теперь всем ясно? – обратилась к ним Я.
- Мы просто не можем друг без друга, согласны?
- Согласны! – весело ответили Согласные.
- И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.
- Давно бы так, - с облегчением пробормотала Точка. – Наконец-то они расставили все точки над i.
- Вы думаете, они поняли свою ошибку? – с сомнением спросил Вопросительный знак.
- Конечно! Теперь всё будет хорошо! – ответил Восклицательный знак и ушёл, насвистывая весёлую песенку.
Вот так закончилась эта история в сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит.
Н.Тренина
Ау.
Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе. В книге написано «Ау».
- Что тут написано, Оленька?
- Не знаю.
- Это какая буква?
- А.
- Молодец. А эта?
- У.
- А вместе?
- Не знаю.
- А ты подумай.
- Я думаю.
- Ну и что?
- Не знаю.
- Ну вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу. Как тогда начнёшь кричать?
- Если я в лесу заблужусь, я буду кричать «мама!».
Л.Пантелеев
Грамотная корова.
Однажды я дал корове книжку и сказал:
- Прочти, что тут написано.
На первой странице была нарисована собака и было написано: ГАВ!
Г – прочла корова.
А – прочла корова.
В – прочла корова и сказала: МУ – У!
- Не умеет читать.
На второй странице была нарисована кошка и было написано: МЯУ!
М – прочла корова.
Я – прочла корова.
У – прочла корова и сказала: МУ – У!
- А про букву Я забыла.
На третьей странице была нарисована корова и было написано: МУ – У.
М – прочла корова.
У – прочла корова и сказала: МУ – У!
- Научилась читать!
Л.Пантелеев
(Действительно ли корова научилась читать?)
Буквы, подружитесь, в слиянья превратитесь!
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша», запомни «Маша»,
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе «тыква».
«Со» и «ва» - читай: «сова».
Буквы
Эй, крючочки и точки,
Чёрточки, кружочки.
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки.
И шагайте слаженно
По листу бумажному.
Е.Измайлова
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном
Месте стоит,
И называется всё - … (алфавит).
Большая буква
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело –
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого огромного роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Е. Измайлов
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(буквы)
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят.
(буквы)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает.
(письмо)
Поле белое, овцы чёрные.
(бумага и буквы)
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (Запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги станут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе – тыква,
СО и ВА, читай: сова.
В азбуке у Нади,
Точно на параде,
Гласные, согласные –
Стояли буквы разные.
Но не вместе в строчке,
А поодиночке.
Говорить они пытались:
И жужжали, и шептались,
Но о чём – пойми попробуй:
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: «А»!
Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква А
Тоже спрашивает: «А»?
Вот ещё досада!
Что им, буквам, надо?
Но когда в тетради
Встретились у Нади
Буква А и буква М,
Всё понятно стало всем.
Буквы рядом –
Ровно, прямо –
Встали честь по чести,
И сказали дружно:
- Ма-ма!
Вот что значит – вместе!
И теперь у нашей Нади
Разговор идёт в тетради.
В каждом слове
Там и тут
Буквы дружные живут.
Должны запомнить дети
И знать, как дважды два,
Что есть на целом свете
Предметы и слова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идёт! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.
Звуки
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это … (звуки).
Эй, скажите мне, друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Разве видите, друзья?
Кто увидел пенье птицы,
Шелестение страницы,
Звон трамвая, бой часов,
Как шуршат под полом мыши –
Это всё мы только слышим.
Ну-ка, глазки закрывайте,
Ушки, ушки навострите.
Мы по честному играем,
Своих глаз не отворите.
Если мы в ладошки хлопнем
Или мы ногою топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит мы услышим… (звук).
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим … (звуки).
Звуки эти разные – гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… шмели в саду жужжат.
Р-р-р… моторы тарахтят.
В.Берестов
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный).
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С.Маршак
Гласные звуки
Девочка-рёвушка
Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров7
Нет, там не коровушка –
Это Ганя-рёвушка.
Плачет, заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Уу-уу-у!
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- О, пойду обратно,
Дома неприятно!
Оо-оо-о!
Дали Гане молока.
– Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!
Тут собрался народ,
Чтоб узнать, кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят – девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, как свёкла, платье всё промокло.
Оо-оо-о!
Уу-уу-у!
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
А.Барто и П.Барто
Согласные звуки
Штранная иштория
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу:
- Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться.
- Увазаемый прохозый, ну на сто з это похозе!
Вы не представляете, как вы сепелявите, -
И красавица-оса улетела в небеса.
- Штранная гражданка… Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями по поляне носится:
- Это ж надо было так опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться в положении таком?
Нужно шрочно жаниматься иноштранным яжиком.
Пётр Синявский
Знаки препинания
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Куда? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
- Мы особы занятые,
Не обходятся без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
И сказала точка,
Точка – одиночка:
- Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
С.Маршак
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, там предложения
С особым выражением
Произносить должны!
А.Тетивкин
Точка загораживает путь,
Предлагает точка отдохнуть.
А.Шибаев
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
На странице вверх тормашками торчу!
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу.
(восклицательный знак)
Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут … (тире).
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ.
(точка)
Я прошу вас постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
(запятая)
Игры Деда Буквоеда
Игра «Попугай»
Вы не девочки и не мальчики,
Все сейчас вы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Кузовок
Я иду по базару,
У меня в руках кузовок.
В кузовке любого товару
И всё на букву … .
Буква заблудилась.
Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Мы собирали васильки.
На головах у нас щенки. (венки)
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Жучка будку (булку) не доела.
Неохота. Надоело.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами».
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).
Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.
Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.
Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
На остров вчера налетел ураган.
На пальме остался последний баран (банан).
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Не учил уроки, а играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился гол (кол).
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном,
Обязательно примите
10 цапель (капель) перед сном.
Забодал меня котёл (козёл),
На него я очень зол.
Репу сеют, жук (лук) сажают,
А потом всё поливают.
Новый сом (дом) растёт в квартале,
С каждым днём он всё видней.
Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои майка (зайка).
Весь мир прочитал сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка летали в пакетах (ракетах).
У вратаря большой улов –
Влетело в сетку пять волов (голов).
Частушки
К в карман монтёру – прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Вот какая смехота –
Р свалилась на кота.
Кот не кот теперь, а крот,
Роет он подземный ход.
Как-то вздумали газели
С буквой Т затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.
Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда,
То и дело драки.
Шарады
Птица над водой летала,
В воду буква Ч упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил её букву Л.
Птица больше не летает –
Лает и хвостом виляет.
(чайка – лайка)
Он домашним, смирным был,
Сено ел и воз тащил,
Букву К в степи нашёл –
Зарычал и в лес ушёл.
(вол – волк)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(липа – пила)
Я – дерево в родной стране.
Найдёшь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(сосна – насос)
Взлетев, горю звездой в ночи,
Но угасаю очень рано,
А переменишь Е на И –
И я кустом зелёным стану.
(ракета – ракита)
Рассказать я вам могу,
Что я видел на лугу. Гу!
Два зайчонка, знайте все, -
Плыли в лодке по росе. Се!
Я за ними, но они
Быстро спрятались в тени. Ни!
А потом пришла овца
И рычала на скворца. Ца!
(гусеница)
В конце предложения ставится … (точка).
Со звуком Д растёт у мамы … (дочка).
Б – в начале слова… (бочка).
С К я – на болоте … (кочка).
О на А заменим - … (качка).
Слева Т и слово - … (тачка).
Птицы
Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что-то другое – дайте мне знать. Можно топать и хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы… (дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи,
Комары, кукушки … (дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
Что на что похоже.
На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъёмный;
Кот полосатый
На пижаму.
Я – на тебя,
А ты –
На маму.
Р.Сеф
Она умеет превращаться!
Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит,
Как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука…
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой,
Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку.
Вероятно, труднее всего
Превратиться в себя самого.
Новелла Матвеева
Похож на бабочку букварь
Это что же, это что же
Всё на что-нибудь похоже!
Ель похожа на пингвина:
По бокам ветвями бьёт,
Словно вылезла на льдину и товарищей зовёт.
А вот – гора, и вот – гора
Получилось чудо:
Две горы, как два горба
Спящего верблюда.
Над ними облака спешат, похожие на медвежат.
Похож на бабочку букварь,
Раскрытый на окне.
На ландыш – уличный фонарь,
Он чуть кивает мне.
И я над бабочкой сижу,
На эти ландыши гляжу
И думаю о лете
И обо всём на свете.
Ю.Кушак
Рифмы
Эхо
Ребята, если в лесу или в горах громко крикнуть, что нам отвечает? (эхо)
Как отвечает эхо на вопрос? Например, я спрошу в горах или в лесу: «Сколько времени сейчас?» Что мне ответит эхо? (час, час)
А может ли эхо ответить: «Сейчас 13 часов 20 минут»? (нет)
Обычно мы слышим только последний слог слова или последнее слово, если оно состоит из 2-3 букв.
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать так, как отвечает эхо. Прошу сопровождать дружные ответы хлопками в ладоши.
Собирайся, детвора! (Ра-ра)
Начинается игра (Ра-ра)
Бей в ладоши веселей (лей-лей)
Сколько времени сейчас? (час-час)
Сколько будет через час? (час-час)
И неправда: будет два! (два-два)
Думай, думай, голова! (ва-ва)
Как поёт в селе петух? (ух-ух)
Да не филин, а петух? (ух-ух)
Вы уверены, что так? (так-так)
А на самом деле как? (как-как)
Если кто из детей закукарекает, даётся штрафное очко.
Сколько будет дважды два? (два-два)
Ходит кругом голова! (ва-ва)
Это ухо или нос? (нос-нос)
Учитель держится за ухо.
Или, может, сена воз? (воз-воз)
Это локоть или глаз? (глаз-глаз)
Учитель держится за локоть.
А вот это что у вас? (вас-вас)
Учитель показывает на нос.
Вы хорошие всегда? (да-да)
Или только иногда? (да-да)
Не устали отвечать? (чать-чать)
При ответе «нет» штраф.
Разрешаю помолчать.
Емелина неделя
Начинается неделя,
Говорит друзьям Емеля:
- Если был бы я бездельник,
То проспал бы … (понедельник).
А за ним и … (вторник) тоже,
Но такого быть не может.
Я люблю свою работу:
Отдыхать начну в … (субботу).
В.Степанов
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём:
«Видел Настю –первоклашку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но … давно уже от Насти
Я не слышу слова… (здрасьте!)
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слова … (извините!)
А слово-то какое –
Очень дорогое!»
Он про внучку говорил:
«Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы… (спасибо!)
А слово-то какое –
Очень дорогое!»
Загадки-обманки
У бедняжки нет берлоги.
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он - … (зайка).
Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий … (ёж).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый … (медведь).
На заборе поутру
Кукарекал … (петух).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка).
Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный … (конь).
Сено хоботом берёт
Толстокожий … (слон).
Быстрее всех от страха
Несётся … (зайка).
М.Шварц
Какие бывают слова
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
М.Пляцковский
Сказала мама Славке:
- Холодно в лесу.
Надень под куртку шарфик,
Ведь осень на носу.
И Славка дошколёнок
Задумался всерьёз:
Оранжевая осень
На чей же села нос?
Говорить не могут ноги,
Им положено молчать.
Ноги могут по дороге
За грибами в лес шагать.
Топать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиком,
Могут прыгать, могут бегать,
А устав, идти пешком.
Говорю я это маме,
А она ворчит опять:
- Перестань болтать ногами,
Сколько можно повторять!
Кисточка
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
В.Берестов
(Найти слово, употреблённое в переносном значении)
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушёл, хитрец! Сорвался!
Е.Чеповецкий
Теряйте на дороге мешки и утюги,
Когда устанут ноги, теряйте башмаки.
Теряйте и роняйте, не велика беда.
Но только не теряйте надежды никогда.
Едет, едет солнце
В золотой карете.
Видит, видит солнце
Сверху всё на свете:
И щенка, и петуха,
И козу с рогами.
И как Петя во дворе
Машет кулаками.
И.Пивоварова
Люблю свой дом, свою речушку,
Люблю в ней каждую ракушку
И каждый камушек на дне.
И мостик-радугу над ней.
Люблю свой лес в зелёной майке,
Ромашки на лесной лужайке,
Люблю я солнце, добрый ветер,
А маму – больше всех на свете.
В.Ланцетти
Перепутаница
Небылицы
Нем. Нар. Песенка
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
Вот бутон,
А вот – батон.
Вот бидон,
А вот – питон,
Ну, а вот - бетон.
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползёт бидон,
Молоко течёт в бетон,
А на стройке есть питон.
Н.Матвеева
Объявление
На трубе на водосточной
Объявление читаю:
«Продаётся очень срочно
Два зелёных попугая,
Кот породистый (сиамский),
Зонт складной, японский (дамский),
Стол обеденный, дубовый,
Плащ мужской, почти что новый,
И старинный граммофон».
Чтобы всё запомнить точно,
Я иду и повторяю:
«Продаётся очень срочно
Два старинных попугая,
Плащ породистый (сиамский),
Кот складной, зелёный (дамский),
Зонт обеденный, дубовый,
Стол мужской, почти что новый,
И японский граммофон.
Вот для справок телефон».
Нет, запомнил я неточно!
Снова быстро повторяю:
«Продаётся очень срочно
Два японских попугая,
Зонт породистый (сиамский),
Стол складной старинный (дамский),
Плащ обеденный, дубовый,
Кот мужской, почти что новый,
И зелёный телефон.
Вот для справок граммофон».
Не выходит, как нарочно!
Повторяю монотонно:
«Продаются очень срочно
Два кошачьих телефона,
Дуб обеденный (сиамский),
Попугай старинный (дамский),
Новый стол, почти японский,
Зонт зелёный, граммофонский,
А внизу для справок – плащ!»
Перепутал всё, хоть плачь!
Л.Каминский
Это правда или нет?
Тёплая весна сейчас. Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га – га – га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Л.Станчев
Ералаш
Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в клетке.
Дикобраз давал гудки. Соловей точил клыки.
Кошка песенку учила. Маша хвостик свой ловила.
Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе.
Телевизор удил рыбу. Дед вспорхнул и сел на глыбу.
Чиж купил пальто и зонт. Строгий дядя сдан в ремонт.
Перевёртыш
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик – овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Игры с Петрушкой
Тра-ля-ля!
А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Надел шапку на макушку,
Знаете, кто я?... (Петрушка)
Угадали, молодцы!
Всё по свету шёл да шёл,
Да на ярмарку пришёл!
А кто из вас
Скороговорки говорить горазд?
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
А сумеете ли вы мою скороговорку повторить?
Вам её повторить, что комара словить!
Ну, слушайте, запоминайте,
Да складно и быстро повторяйте.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- А ты, Петрушка, сможешь повторить, что мы тебе скажем?
Конечно! Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
- Что ж, попробуй, повтори вот это:
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ну, слушайте!
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
- А вот и не так!
Я так и говорю:
Ехал кактус на коне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я , что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок!
А чего хвалиться зря?
Всем гостям моё почтенье!
До следующего представленья!
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»,
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Идёт Весна по городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
Ю.Мориц
(От каких слов произошли отчества и фамилии Весны?)
Грустный стишок
Жил в речушке папа Рыб,
Там же – Рыба-мама.
Рос Рыбёночек у них –
Загляденье прямо!
Наставляли мама с папой:
«Далеко от нас не плавай!»
Но уплыл сынок прелестный
Далеко куда-то.
Ведь не любят, как известно,
Слушаться рыбята.
Угодил бедняга в сети
Рыбаков-любителей…
Может, всё же стоит, дети,
Слушаться родителей?!
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
В.Голяховский
Про мамонтов
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.
И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел
И стихи сочинял:
«Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки,
Бабонт и дедонт
Лежали на печке…»
Мих. Яснов
Скворушка
Молодой скворушка
Обошёл дворушко,
Обскакал дворушко,
Потерял пёрышко.
Подбирал пёрышко
Воробей Жорушка,
Собирал сборушко:
- Чьё, ребя, пёрышко? –
Налетал сборушко
(На воре ворушко!),
Подымал орушко:
- Отдавай пёрышко!
И – пошла ссорушка!
Н. Матвеева
31